Найти тему

Так существует душа на самом деле, или нет. И что она такое. Е.П. Блаватская о взгляде Буддизма на душу человека

Византийская фреска. Исторический музей Ираклиона, Крит. Фото автора
Византийская фреска. Исторический музей Ираклиона, Крит. Фото автора

Можно ли говорить о том, что наша душа бессмертна? И что говорит об этом сокровенное учение Будды? – Наша душа состоит из временной, "материальной", т.е. смертной части, которая рано или поздно распадётся, исчезнет (она состоит из скандх и непрерывно меняется), и бессмертной части, воплощающейся на земле снова и снова, – эта бессмертная часть будет существовать, даже когда от нашей планеты не останется и следа. Первая, изменчивая и преходящая, называется земной смертной личностью, "низшим эго"; вторая – бессмертной Индивидуальностью, той самой нашей частью, которая может касаться реалий Высшего, Божественного Мира.

"Материальная" душа, которой действительно в каком-то смысле нет – нет как постоянно существующего бессмертного "существа" – эта временная "душа" состоит из частичек, которые в буддийским учении называют скандхи.

Этот конгломерат скандх всё время меняется, одни частицы исчезают, другие появляются, накапливаются. Они рождаются от наших мыслей и чувств, переживаний и размышлений, и складывают наш характер, наши проблемы и возможности, наши дурные привычки и способности, нашу временную (на эту текущую жизнь) личность, предопределяя наш жизненный путь, нашу карму.

Е.П. Блаватская объясняет позицию Буддизма о взгляде на сущность того, что называется душой, поясняя разницу между экзотерическим и эзотерическим буддизмом.

Буддизм в его эзотерическом Учении не отрицает душу как Высшую Индивидуальность, перевоплощающееся Эго.

Личность же, представляющая собой временное образование, есть сочетание скандх, накопленных в прежних существованиях, но в новом их сочетании. Поэтому о человеческой личности говорится, что человек и тот же, и другой. Личность всякий раз новая, с новым сочетанием скандх.

Учение Будды отрицает повторяемость сочетаний, которые образуют личность – временное и неповторямое явление, в сравнении с вечной Индивидуальностью (Атма - Буддхи плюс высший Манас). Это индивидуальное "Я" человека, Высшее Эго, ни один знающий Учение буддист не отрицает.

"…Новое существо нового воплощения, будучи той же самой индивидуальностью, что и раньше (но не той же личностью), но в изменённой форме, или с новой суммой скандх, справедливо пожинает последствия своих действий и мыслей в прошлом существовании" (Е.П. Блаватская. "Ключ к теософии").

Более можно прочитать в Статье и подборке "Учение Новой Эпохи о Скандхах".

Дорогие читатели, если статья вам понравилась, не забывайте поставить "лайк". А также подписывайтесь на наш канал.

Буддизм
2093 интересуются