Вот уже больше года идет СВО России на Украине. Причины, которые озвучивают наши власти официально о причинах начала конфликта, много кому кажутся малоубедительными. Попробуем разобраться, какие причины в действительности могли побудить Кремль на такой шаг.
Зачем российский капитал начал военные действия? Ответ на этот вопрос можно найти в определении государственного монополистического капитализма. Это связь бизнеса с властью, которая проявляется в двух формах.
Во-первых, государство участвует в капитале частных фирм. В России примером являются крупные акционерные компании: Газпром Роснефть, Транснефть, Сбербанк. Государство до 2022 года владело 57 процентов акций компании Аэрофлот, а прошлым летом эта доля выросла до 74 процентов. При этом Аэрофлот из бюджета получил 53 миллиарда рублей, которые помогли ему смягчить последствия жестких санкций. Во-вторых, государство прибегает к политике протекционизма, которое включает не только заградительные меры, такие как таможенные пошлины, торговые квоты, защиту местного бизнеса от внешней конкуренции, а также прямую поддержку через государственные заказы.
В современном мире государства все активнее вмешиваются в регулирование рынка, вводя новые ограничения. Это свойство современного капитализма называется деглобализацией. В ней мир пребывает в течение последних полутора десятилетий. Важным свойством империализма является вывоз капитала, который становится все более важным в борьбе за внешнее экспансию. Вывоз капитала представляет собой создание бизнеса за границей, который позволяет получать прибыль от использования местной рабочей силой, природными ресурсами. Крупнейшие империалистические страны нередко сталкиваются с проблемой перенакопления капитала, это происходит тогда, когда при высоком уровне технологического развития рыночные ресурсы оказываются заняты, а вкладывать капитал уже некуда, прибыль не растет и единственный выход - внедрять новые технологии, а устаревшие производство переносить в отсталые страны, где их можно оживить с помощью дешевой природных ресурсов. Так проявляется центропериферическое отношение в капиталистическом мире, капитал любой сильный экономике стремится создать собственную периферию, которую можно использовать в качестве ресурса для извлечения прибыли.
Вывоз капитала это явление, которое свойственно передовым промышленно развитым экономикам современного мира. Бизнес любой страны стремится к экспансии, но не у всех хватает для этого свободного капитала и возможностей для его приложения вовне. Неплохим ориентиром для определения масштабов вывоза капитала является деятельность транснациональных корпораций, которые распространяют свое влияние на целые континенты и страны, осуществляя там прямые инвестиции. Большинство таких корпораций представляют Центр мирового капитализма - Западную Европу, Северную Америку и их союзников. Но есть такие компании и на полу - периферии (Китая, России ,Бразилии, Индии, Южной Азии). Их силы и возможности уступают корпорациям из центрального мира. Однако они тоже имеют свои региональные интересы. Чистые периферии почти не имеют своих ТНК и сами играют роль реципиента капитала, приходящего из более развитых стран.
Как оценить масштаб вывоза капитала из России? Cделать это не просто, несмотря на достаточно подробную статистику Центрального банка. Дело в том, что большинство прямых инвестиций уходит из России на Кипр, его преимущество - низкий уровень налогов, что позволяет сокращать расходы, после чего большая часть капитала возвращается обратно из Кипра и других стран в Россию в виде прямых инвестиций, а остаток направляется в другие регионы, которые интересны российскому бизнесу. Главными из них являются территории стран бывшего СНГ.
Наиболее точные данные по инвестициям в экономику стран СНГ может дать аналитика Евразийского Банка Развития.
В 2022 году общий объем прямых инвестиций между государствами СНГ составил 44,5 млрд долларов, что почти 80% этой суммы приходится на российские компании.
Однако с учетом инфляции сумма взаимных инвестиций снизилась в с реальных 55 до 44,5 млрд. долларов.
Это неудивительно, учитывая плачевное состояние экономики после кризиса 14 года. Национальные валюты существенно обесценились к доллару, темпы роста ВВП держатся с тех пор на около нулевой отметки. Отраслевая структура инвестиций весьма разнообразна, лидирует нефтегазовый сектор, но есть и транспорт, финансы, металлургия и химическая промышленность. Российский капитал ожидаем доминирует в большинстве крупных инвестиций остальные страны СНГ за исключением Казахстана и Азербайджана занимаются лишь небольшими инвестициями в проекты от 1 до 20 млн долларов. В 2022 году основным местом инвестиций в СНГ был Казахстан, там накоплено более 10 млрд долларов прямых инвестиций, на втором месте 09:22 Узбекистан с 9 млрд долларов и Белоруссия с 5 млрд долларов, но 10 лет назад все было совершенно по-другому.
Лидировала Украина, в которой странами СНГ было вложено более 17 млрд долларов, значительная сумма, около 10% ВВП этой страны. По большей части эти активы имели российское происхождение. В Украину инвестировали многие крупные российские компании. До Майдана на Украине значительными активами владели Лукойл, Татнефть, ТНК, BP и Альфа-групп, в электроэнергетике Украины господствовали Газпром и Energy Standard Alpha Group, в горнодобывающей промышленности и металлургии крупнейшим инвестором на Украине были Русал и Северсталь, в украинское машиностроение пустили свои корни Российские ГАЗ и УАЗ, свои активы имели Росатом, в банковской сфере значительное влияние было у Альфы, Сбера и ВТБ, в сфере телекоммуникаций один только Вымпелком вложил в бизнес-проекты на Украине более миллиардов долларов, а кроме него местный рынок осваивали также МТС и Мегафон.
До 2014 года российские олигархи чувствовали себя на Украине вполне вольготно и спокойно, несмотря на ряд трудностей связанных с событиями первого Майдана 2004.
Пользуясь преференциями членства Украины в зоне свободной торговли СНГ, дело подошло к тому, чтобы принять Киев в таможенный союз с Москвой, ради этого Януковичу даже выделили кредит на 3 миллиарда долларов из фонда национального благосостояния.
Однако позже был Майдан, который привел к власти команду Порошенко, которая финансировалась западной коалицией. Новое правительство запретило компаниям из России участвовать в приватизации госимущества, а правительство продолжаало усложнять жизнь российского бизнеса, вытесняя его из страны, заставляя продавая свои активы с большими дисконтами и даже напрямую национализируя их. Так под давлением силовиков и налоговых служб Лукойлу пришлось продать сеть из 240 автозаправок и шесть нефти баз австрийской фирме. Позже олигарх Алекперов продал нефтехимический завод Лукор и химкомбинат Карпат Нефтехим, свой последний актив на Украине. X5 Retail Group продала сеть супермаркетов Перекресток украинской компании Varus, избавиться от украинских активов вынудили Росгосстрах и Северсталь, а у Транснефти конфисковали прикарпатский Запад-транс. Олигарх Яковлев был вынужден закрыть свою сеть магазинов Эльдорадо, российский Первый канал продал украинским собственникам 29% телеканала Inter, авиакомпания UTair потеряла авиатранспортное подразделение, а МТС Украина продала часть бизнеса украинскому оператору Вега.
Этот список можно продолжать долго, вектор понятен. В 2018 году Верховная Рада внесла законопроект, позволяющий правительству национализировать активы принадлежавших российским собственникам. Закон долгое время принимали очевидно опасаясь агрессивных действий Москвы, но при этом продолжали постепенно вытеснять российский бизнес из России. Было ясно, что полная потеря российских активов на Украине дело времени.
Наступил февраль 2022г. Молниеносный захват Киева с последующим назначением марионеточного правительства должны были отменить все введённые ограничения и вновь открыть Украину российскому капиталу. Но дело приняло как мы все знаем другой оборот, который длится до сих пор.
Много активов, принадлежавших Украине, в результате боевых действий сейчас находятся под российской юрисдикцией (как например Лисичанский нефтеперерабатывающий завод). Однако, многие из них получили серьезные повреждения в результате обстрелов.
Интересы российского капитала на Украине и всем постсоветском пространстве лежат на поверхности. Тандем предпринимателей и власти вступил в ожесточенную борьбу за сохранение контроля над собственной кормовой базой, но все явления в мире многофакторные, защита прямых инвестиций это лишь одна из причин побудившей капиталистов пойти на рискованный шаг.
В конечном счете 17 млрд долларов, вложенных в украинскую экономику не стоят тех потенциальных потерь, которые может понести российская олигархия во время своего поражения. Но утрата контроля над Украиной это мощный удар по авторитету российского капитала на весь постсоветский круг, подрыв у контроля и авторитета над экономиками соседних государств, а там недалеко остаться и без нефтяных вышек, металлургических заводов и банков внутри России.