Найти тему
МК

Художница Анастасия Цайдер нарисовала образ новой Аркадии

Аркадия — идиллическое место, где, согласно древнегреческим преданиям, человек жил в гармонии с природой и самим собой. Образ мифической страны мира, свободы и счастья воспет поэтами и художниками разных эпох — от Вергилия и Данте до Пуссена и Маковского. Современный фотограф и художник Анастасия Цайдер вслед за великими предшественниками обратилась к утопическому образу и нашла его в реалиях сего дня. Кажется, что перед нами кадры из фильма «Жизнь после людей», где социалистическая идея о городе-саде превратилась в натуральный город-лес.

  Мария Москвичева
Мария Москвичева

Несколько залов выставки в фонде «Екатерина» заняты фотографиями с городскими пейзажами: на каждом из них природа побеждает бетонные джунгли. Перед нами заросшие плющом мосты, утопающие в зелени хрущевки, раскуроченный растениями дорожный асфальт.

    Видео-инсталляция с фейерверком в лесу / Мария Москвичева
Видео-инсталляция с фейерверком в лесу / Мария Москвичева

Видео-инсталляция с фейерверком в лесу

Есть виды, где дома мирно соседствуют с природой, есть разрушающиеся здания, воинственно захваченные зеленью. Кажется, все они сливаются в единую картину, хотя на самом деле география проекта очень широка: Апатиты, Бишкек, Владивосток, Курск, Минск, Москва, Ош, Рига, Санкт-Петербург, Сочи, Ташкент, Тольятти.

  Мария Москвичева
Мария Москвичева

Объединяет все виды и еще один мотив — ни на одном кадре нет человека. Как будто мы смотрим на города, откуда человек вдруг исчез, и наблюдаем за их последующей жизнью. Парадокс в том, что в этой истории нет ничего придуманного — художник фиксирует то, что видит.

— Во многих городах России в какой-то момент человеку перестало хватать ресурсов, чтобы следить за природой, и она взяла свое, — говорит «МК» Анастасия Цайдер. — Я не говорю о том, что это плохо, а констатирую. Конечно, в этом проекте присутствует постапокалиптическое настроение. Хотя лично я выросла в одном из подобных заросших дворов Петербурга, и мне эта среда кажется естественной.

-4

— Футуристы в начале ХХ века мечтали о «городе-саде», было много проектов, и ни один не воплотился в полной мере. Ваш проект отсылает к той урбанистической утопии?

— Да, только теперь город-сад превратился в город-лес. Идиллическая идея — в руины.

Город-лес, визуализированный с помощью живописных фотографий, на выставке упирается в два «тупика», где зритель лицом к лицу сталкивается с крушением утопии-мечты. Один из крайних залов погружен в полутьму, в центре которой небольшая инсталляция на подиуме: перед нами макет типовой хрущевки, заполненный водой, словно бассейн. Бетонные стены и перегородки лишены растительности. Здесь выражение «после нас хоть потоп» обретает зримые формы.

  Мария Москвичева
Мария Москвичева

Крайний зал с другого конца выставки — тоже в полутьме. Здесь перед нами большой экран, перед которым разбросаны битые стекла. На видео видим, как среди парка загорается фейерверк, сверкает разноцветными огнями и тухнет, оставляя после себя лишь грязь.

    Анастасия Цайдер на фоне одной из своих работ
Анастасия Цайдер на фоне одной из своих работ

Анастасия Цайдер на фоне одной из своих работ

Только на первый беглый взгляд проект, который Анастасия Цайдер готовила около пяти лет - спокойный и тихий. Перед нами сложносочиненная метафора, где молодой художник, с одной стороны, находит в природе убежище от социального давления и городской суеты. Многие зрители встретили на выставке знакомые виды, на которые смотрят из окна каждый день, — в экспозиции много московских районов, от Бирюлевского парка до Сходненского ковша. Столкнувшись с родными местами, люди подолгу стояли рядом с их фотографиями, кажется, находя в них силы и обретая покой.

  Мария Москвичева
Мария Москвичева

С другой стороны — в этих безлюдных пейзажах читается отчаяние: современный художник больше не верит, что человек способен достигнуть баланса и построить город-сад. Новый образ Аркадии рисует парадоксальное сосуществование идиллии и распада.

Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!

Автор: Мария Москвичева