Аркадия — идиллическое место, где, согласно древнегреческим преданиям, человек жил в гармонии с природой и самим собой. Образ мифической страны мира, свободы и счастья воспет поэтами и художниками разных эпох — от Вергилия и Данте до Пуссена и Маковского. Современный фотограф и художник Анастасия Цайдер вслед за великими предшественниками обратилась к утопическому образу и нашла его в реалиях сего дня. Кажется, что перед нами кадры из фильма «Жизнь после людей», где социалистическая идея о городе-саде превратилась в натуральный город-лес.
Несколько залов выставки в фонде «Екатерина» заняты фотографиями с городскими пейзажами: на каждом из них природа побеждает бетонные джунгли. Перед нами заросшие плющом мосты, утопающие в зелени хрущевки, раскуроченный растениями дорожный асфальт.
Видео-инсталляция с фейерверком в лесу
Есть виды, где дома мирно соседствуют с природой, есть разрушающиеся здания, воинственно захваченные зеленью. Кажется, все они сливаются в единую картину, хотя на самом деле география проекта очень широка: Апатиты, Бишкек, Владивосток, Курск, Минск, Москва, Ош, Рига, Санкт-Петербург, Сочи, Ташкент, Тольятти.
Объединяет все виды и еще один мотив — ни на одном кадре нет человека. Как будто мы смотрим на города, откуда человек вдруг исчез, и наблюдаем за их последующей жизнью. Парадокс в том, что в этой истории нет ничего придуманного — художник фиксирует то, что видит.
— Во многих городах России в какой-то момент человеку перестало хватать ресурсов, чтобы следить за природой, и она взяла свое, — говорит «МК» Анастасия Цайдер. — Я не говорю о том, что это плохо, а констатирую. Конечно, в этом проекте присутствует постапокалиптическое настроение. Хотя лично я выросла в одном из подобных заросших дворов Петербурга, и мне эта среда кажется естественной.
— Футуристы в начале ХХ века мечтали о «городе-саде», было много проектов, и ни один не воплотился в полной мере. Ваш проект отсылает к той урбанистической утопии?
— Да, только теперь город-сад превратился в город-лес. Идиллическая идея — в руины.
Город-лес, визуализированный с помощью живописных фотографий, на выставке упирается в два «тупика», где зритель лицом к лицу сталкивается с крушением утопии-мечты. Один из крайних залов погружен в полутьму, в центре которой небольшая инсталляция на подиуме: перед нами макет типовой хрущевки, заполненный водой, словно бассейн. Бетонные стены и перегородки лишены растительности. Здесь выражение «после нас хоть потоп» обретает зримые формы.
Крайний зал с другого конца выставки — тоже в полутьме. Здесь перед нами большой экран, перед которым разбросаны битые стекла. На видео видим, как среди парка загорается фейерверк, сверкает разноцветными огнями и тухнет, оставляя после себя лишь грязь.
Анастасия Цайдер на фоне одной из своих работ
Только на первый беглый взгляд проект, который Анастасия Цайдер готовила около пяти лет - спокойный и тихий. Перед нами сложносочиненная метафора, где молодой художник, с одной стороны, находит в природе убежище от социального давления и городской суеты. Многие зрители встретили на выставке знакомые виды, на которые смотрят из окна каждый день, — в экспозиции много московских районов, от Бирюлевского парка до Сходненского ковша. Столкнувшись с родными местами, люди подолгу стояли рядом с их фотографиями, кажется, находя в них силы и обретая покой.
С другой стороны — в этих безлюдных пейзажах читается отчаяние: современный художник больше не верит, что человек способен достигнуть баланса и построить город-сад. Новый образ Аркадии рисует парадоксальное сосуществование идиллии и распада.
Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!
Автор: Мария Москвичева