Найти тему

Шпионская история русских каганов

Достаточно посмотреть на карту, чтобы убедиться - такой крюк ради безопасности делать никто бы не стал.
Достаточно посмотреть на карту, чтобы убедиться - такой крюк ради безопасности делать никто бы не стал.

Альтернативные историки не дают нам скучать. После того, как была «опровергнута» норманнская теория, «открыта» Тартария» настал черед «степного» Русского каганата. Вот куда угодно готовы прицепить русское государство, хоть к варварам-аланам, хоть к хазарам, лишь бы не к норманнам.

В какой-то форме государство русов и славян существовало до Рюрика. но с чего его приписали к аланам или хазарам, отказывая в этом норманнам непонятно. Впрочем, о каганате в следующий раз, а сейчас о каганах.

Русские каганы упоминаются в четырех арабских (персидских), трех русских и одном франкском источниках.

Во всех случаях речь идет о правителе русов – хакане, кагане. Сведения арабских авторов настолько перекликаются между собой, что нет сомнений – либо все они повторяют ибн Русте, либо и ибн Русте и они пользовались одним, ныне неизвестным, источником. Есть неожиданная деталь у аль-Марвази о русском посольстве в Хорезм, с целью принять ислам, однако это тема для следующей заметки.

Русские источники по каганам датируются позже всех. Митрополит Иларион в трактатах «Слово о законе и благодати» и «Исповедание веры» называет «великий каган нашей земли», «каган наш Владимир» Владимира Святославича, «благоверным каганом» Ярослава Мудрого.

Есть также надпись «Спаси, Господи, кагана нашего» на стене софийского собора в Киеве. В «Слове о полку Игореве» каганом назван Тмутараканский князь Олега Святославич.

Ну и наконец, самый главный и самый ранний источник «Бертинские анналы», в котором рассказывается о византийском посольстве в империю франков 839 года, с которым прибыли русы:

«С ними он (византийский император Феофил) прислал ещё неких людей, утверждавших, что они, то есть народ их, называются рос (Rhos) и что их царь (rex) Хакан (chacanus), направил их к нему (Феофилу), как они уверяли, ради дружбы. В упомянутом послании он (Феофил) просил, чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться (в свою страну), так как путь, которым они прибыли к нему в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путём, чтобы не подвергались при случае какой-либо опасности.

Император, более тщательно изучив причину их прибытия, обнаружил, что они принадлежали к народу свеев (скандинавов). Решив, что они были шпионами и в той стране (Византии), и в нашем государстве, а не искателями дружбы, он решил, что их следует задержать, пока не будут установлены их настоящие намерения. Он не замедлил сообщить об этом Феофилу через вышеупомянутых послов письмом, что он охотно принял их из своей любви (к нему), и если они окажутся верными (не предателями), то им будет предоставлена возможность с его помощью безопасно вернуться в свою страну. В противном случае мы вместе с нашими посыльными направим их к нему обратно, чтобы он сам мог решить, что с ними делать» Оригинал здесь.

Кстати, чуть уходя в сторону – латинское «rex», относительно средневековья переводят как «король», хотя точнее переводить, как «царь». Мне поздно переучиваться, поэтому перевожу «царь».

Главный вопрос – это имя собственное или титул? Разные исследователи считают по-разному. В первом случае мне, как норманисту, стоило бы уцепиться в скандинавское имя Хакон. Но мы не ищем легких путей. Учитывая, что про хаканов пишут и восточные авторы, предполагаю, что это титул. Но с чего бы это русы, будь то норманны или славяне в данном случае неважно, стали пользоваться титулом кочевых народов?

Первое, что приходит в голову – это созвучие «конунг» (не исключено, что у древних скандинавов оно звучало по-другому, с придыхательным h вместо k, например) с хакан/каган.

Арабы легко могли понять конунг, как каган. Но хазары при дворе дружественного византийского императора – никогда. Каган слишком сакральный для них титул, чтобы не указать на ошибку византийцам. Да и сами византийцы – народ грамотный, искушенный в дипломатии, огромное значение придающий церемониалу. Позже, даже во времена Киевской Руси они называют киевских князей архонтами (князьями и правителями), а не «регус» - царь.

А почему не посмотреть на всю историю проще? Прибывают в Византию послы от какого-то племени. Сообщают, что правитель у них «конунг». По созвучию это похоже на хорошо знакомое византийцам «каган». Однако, Византия – развитое и придающее огромное значение церемониалу государство. Назвать кого попало императорским титулом на созвучии? Невероятно. И так же невероятно, что образованные византийские дипломаты не слышали о конунгах.

Но в то же время византийцы не могут не знать, что где-то в верховьях Днепра, а может и гораздо севернее, появились очередные варвары. Обратите внимание, Феофил не пишет, что послы отказались возвращаться старым путем, он пишет, что он сам этого не допустил.

А какие там опасности и «свирепые народы»? Они спокойно могли достигнуть морем византийского побережья Крыма, дальше дружественная Хазария, а хазары проводили бы их в земли славян. Путь через раздираемую феодальными конфликтами Европу 839 года гораздо опаснее. Да и давать такой крюк ради безопасности, которой в те времена не было нигде, алогично.

А может, византийцы прекрасно поняли, что перед ними шпионы? Причем шпионы викингов, которые в тот период не могли открыто появиться в землях франков. Почему бы не дать им такую возможность, учитывая, что несмотря на внешний политес, франки соперники ромеев в Европе?

Византийцы решают подыграть. Сказать, что правитель русов конунг нельзя, этот термин европейцам хорошо знаком. Назвать хаканом – легко. И даже если обман раскроется, можно объяснить франкам, что неправильно поняли переводчика.

Обман раскрылся. Судя по «Бертинским анналам», император франков понял, что перед ним те же викинги, которые досаждают Европе. Однако сам он решить их судьбу не может, это было бы оскорблением василевса, и он обещает прислать шпионов на его суд.

Дальнейшая судьба подозреваемых неизвестна, однако учитывая, что примерно в этот период произошел первый известный набег русов на Византию, скорее всего, она была печальна.

Есть еще один источник, который проливает свет на эту историю. Через 30 лет, после описываемых событий уже другой император франков (фактически правитель только Италии) Людовик II пишет в ответ на неизвестное послание византийскому императору:

«Хаганом же мы называем государя авар, а не хазар или норманнов, у болгар называем не государем, а царем или господином». Здесь император подчеркивает, что настоящим каганом считает только правителя аваров.

То есть византийцы продолжают упорно называть вождей норманнов хаганами. Значит по меньшей мере в период с 839 года по 871 год государственное образование русов существовало. Даже если мы понимаем, что привязываться к датам хроник и летописей с точностью до года нельзя, для средневековых государственных образований это неплохой срок.

Остается последний вопрос – почему каганами называют великий князей и русские источники. Тут, мне кажется, все очень просто – потому что титула «великий князь» еще не придумали, а именовать правителя необходимость уже созрела. Выбор был невелик – не так давно разгромленный аварский и хазарский каганаты, византийский василевс и скандинавский конунг. Если искажение конунга в хакана где-то притянуто, то искажение конунга в кагана вполне возможно (тем более, что в древнерусском языке «г» могло редуцироваться после сонорного «н» в конце слова). Это не утверждение, а констатация возможности.

Позже, когда титул великого князя был принят, каган уже имел второстепенное значение, как панегирик.

Примерно этим можно объяснить всю эту историю. Признаю в ней много фантазии и допущений. Тем не менее эта версия имеет право на существование, так как общепризнанной академической версии нет.

О самом дорюриковском государстве – Русском каганате предлагаю поговорить в следующий раз.