В чём отличие боевого искусства от спортивного единоборства
Почему, к примеру, айкидо или кендзюцу являются боевым искусством, а ММА или бокс — спортивными единоборствами?
Последние мои несколько провокационные статьи об айкидо вызвали большое количество различных комментариев — адекватных и не очень.
Честно говоря, я не ожидал, что рядовая, по сути, статья начнёт пользоваться таким интересом (на момент написания этого материала уже почти 10 тысяч прочтений), наберёт такое количество лайков и бурных обсуждений.
Среди комментариев попадались и такие, которые отрицали принадлежность к боевым искусствам не только айкидо, но и вообще всех восточных видов и школ (я не хочу сейчас обсуждать адекватность подобного, как и в очередной раз давать определение термину «боевое искусство», тем более, что я уже это делал не единожды. Например, тут). А были и такие, что заявляли, что большинство современных видов вообще не имеют никакого отношения ко всему боевому, не могут быть применены в современном "реальном" бою, а потому и в принципе не могут называться боевыми искусствами. Вот как раз тут у меня есть, что возразить. И именно этому и посвящена данная статья.
Ну, а какие выводы вы сделаете в конце, согласитесь со мной или не согласитесь — это будет видно из ваших комментариев.
Для тех людей, кто не способен воспринимать не любит большие тексты я сразу предупреждаю, что статья большая и будет много цитат. Не напрягайтесь и сразу же переходите к комментариям, где обязательно напишите всё то, что обо мне думаете. Я буду вам очень признателен. Ну, а для тех, кто не боится читать... Поехали!
Сейчас очень много людей воспринимают боевые искусства как некий способ мордобоя, поединок один на один (дуэль). Причём чаще всего речь идёт о спортивном поединке. В качестве универсального мерила "боевого мастерства" при этом чаще всего предлагаются бои по правилам ММА и иже с ними. Если же ещё учесть и тот факт, что большинство из подобных комментаторов (как показывают расспросы в беседах) к самому ММА не имеют никакого отношения, то остаётся только вспомнить крылатую фразу Лермонтова: " Это было бы смешно, если бы не было так грустно".
Давайте попытаемся ещё разок разобраться с тем, чем спортивные единоборства отличаются от боевых искусств
Нужно разделить понятия единоборство и боевое искусство. Не всякое боевое искусство является единоборством, так же как и не всякое единоборство может быть признано боевым искусством. Боевое искусство может подразумевать бой более чем с одним противником. Тогда это никак не единоборство. С другой стороны, в боевых искусствах важную роль играют духовные принципы и даже религиозные постулаты, тогда как в единоборствах все либо спортивно, либо рассматривается в прикладном аспекте.
Спортивные единоборства целью ставят определение лучших в своём виде спорта, высшие спортивные достижения. В этом случае действуют более жёсткие правила и ограничения (с целью минимизировать травматизм). Используются также разнообразные защитные приспособления (перчатки, капа в боксе и каратэ, шлемы, маски в фехтовании и др.).
Основная цель боевых единоборств - привести противников в небоеспособное состояние. В основном — это комбинированный рукопашный бой. Обучение аналогично обучению спортивным единоборствам, также в программу входят ситуации, призванные помочь защите от нескольких противников, а также способы применения разнообразных подручных средств, полезные в реальной боевой ситуации.
Источник
и ещё из другого источника (исследование "ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЕДИНОБОРСТВ В РОССИИ")
Единоборство — вид спорта или боевое искусство, предполагающие, что участники состязаются вдвоём, один на один, без применения огнестрельного оружия.
Единоборства подразделяются на спортивные и боевые.
Целью спортивных единоборств являются высшие достижения (победа на Олимпиаде, звание международного мастера спорта), мировая известность. В боевых единоборствах главной целью является выживание в случае смертельной опасности – и нанести максимальный урон противнику.
Появление спортивных единоборств напрямую связано как с практикой дуэли (и дальнейшем её трансформаций из-за УК), так и ритуальных поединков, известных ещё с незапамятных времён.
duel < лат. duellum — «поединок», «борьба двух») — регламентированный писаными правилами или обычаями вооружённый поединок, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесённое его чести оскорбление с соблюдением заранее условленных и равных условий боя.
Обратите внимание, что характерными особенностями дуэли являются поединок один на один, регламентированный правилами и с соблюдением заранее условленных и равных условий боя. Именно это мы наблюдаем и в современных спортивных единоборствах. Только дерутся ныне не за собственную поруганную честь, а за честь державы или ради признания, славы (что тоже из этой же оперы) и, конечно же денег. Примечательно, что 99.99% "спортсменов", как любителей, так и профи, не готовы рисковать своей жизнью или здоровьем. Во всяком случае я пока что не видел и ни слышал ни про одного представителя ММА (и всей спортивной братии), которая согласилась бы сразиться в поединке против мастера фехтования с клинковым оружием. Хотя именно это, прежде всего, и подразумевалось под рукопашным боем на протяжении тысячелетий.
Может быть, всем тем, кто возомнил свой вид мерилом эффективности в рукопашной схватке, вместо того, чтобы писать чушь о том, как они кого-то где-то не видят, объяснить, почему и их не видно в подобных истинных «боях без правил»?
Любые спортивные единоборства, в том числе те, которые вышли из боевых искусств, в природе своей имеют главное правило: не навреди. Да, в процессе поединка можно получить травму, и даже серьёзную. А в исключительных случаях можно даже лишиться жизни. Но всё это являются не целью спортивного поединка, а форс-мажором, исключительным обстоятельством и несчастным случаем, который не должен происходить на соревнованиях. В то время как в боевых искусствах основная цель — выведение противника из боеспособного состояния. В основном за счёт уничтожения или причинения тяжких увечий, не способствующих продолжению боя. Либо к тому, чтобы заставить противника сдаться (если нужны пленные).
Я приведу ещё одну цитату из исследования:
Цель любого единоборства – получить преимущество над соперником в схватке. Это достигается путём либо получения позиционного преимущества (то есть в положении тела), либо проведения такого приёма (как правило, заранее изученного и отработанного), при котором соперник не может дальше вести поединок, будучи не способен защищаться и атаковать. Создание систем таких приёмов, в начале указанного промежутка времени, было призвано увеличить шанс на сохранение жизни освоившему их воину. В условиях господства холодного и отсутствия скорострельного оружия стимул к разработке и освоению способов достижения победы в рукопашной схватке более чем убедительный. И здесь мы наталкиваемся на первую интересную закономерность. Все старые единоборства очень чётко делятся на бросковые и ударные. Бросковые единоборства подразумевают наличие плотного контакта с телом соперника. Основа этих видов поединка – захват. Вся техника строится на захвате корпуса или конечностей оппонента. Будет справедливо даже сказать, что эти виды борьбы начинаются с захвата, то есть, как только произошло плотное соприкосновение двух поединщиков. Наиболее яркими представителями таких единоборств сегодня являются самбо, дзюдо, вольная и греко-римская борьба. В «хапсагае» технические действия выполняются в основном из положения вне захвата, реже в захвате и с мгновенного захвата. В другом же типе единоборств напротив, касание тела соперника должно быть максимально коротким. Победа достигается посредством нанесения ударов своими наиболее крепкими и нечувствительными к боли частями тела по наиболее болезненным или жизненно важным частям тела соперника. Здесь, как правило, традиция иная. Схватка останавливается при наличии клинча, то есть плотного захвата. Таким образом, схватка в ударных видах спорта заканчивается как раз там, где начинается в бросковых. Наиболее яркими сегодня представителями ударных видов спорта являются бокс, карате, таеквондо, кикбоксинг. Все перечисленные виды спорта имеют свою достаточно стройную систему приёмов, методику тренировок, философию и традиции, но только в рамках указанной концепции.
и ещё...
Воину не нужна ударная техника руками и ногами. Если у Вас в руках – холодное оружие и между Вами и противником есть некоторое расстояние, то Вам нет никакого смысла бить соперника рукой. Его гораздо эффективнее ударить мечом, копьём или палицей. Но как только расстояние между вами сократилось на величину менее половины длины руки с оружием – эффективность оружия резко падает, практически до нуля в абсолютно плотном соприкосновении. Снова поднять эффективность оружия можно только одним способом – восстановить расстояние между вами и соперником. И вот тут приходит на помощь борьба со своими захватами, бросками и переводами в партер. Похоже, мы нащупали главную причину того, почему в давние века ценилось именно искусство ведения борьбы в захвате и бросков. Это было искусство ведения боя ВОИНОМ. Логичное продолжение поединка двух ВООРУЖЁННЫХ людей. Становится понятно, почему так высоко ценилось искусство бросить противника, то есть искусство заставить его оказаться на земле. Это был выход из тупиковой ситуации боя. Это позволяло восстановить необходимое расстояние для нанесения решающего удара ножом, мечом или пикой, причём, когда соперник находится в очень уязвимом положении ВНИЗУ, лишённый возможности передвигаться и эффективно защищаться. Его оставалось просто добить. А наносить удары руками по человеку в латах, к тому же вооружённому, скажем саблей, просто самоубийство. Даже если Вы потеряли оружие в ходе боя, единственной реальной возможностью победить для Вас является прорваться в плотный захват, нейтрализовав преимущество наличия у соперника оружия. Таким образом, можно сделать вывод, что борьба, в которой присутствует техника, основанная на захвате, и особенно захвате пояса, очевидно, возникла как часть подготовки ВОИНА, вооружённого человека, профессионального солдата, готовящегося к войне.
Яковлев, Я. И. История возникновения искусства единоборства / Я. И. Яковлев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 583-584. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4398/ (дата обращения: 17.03.2023).
А что же боевые искусства?
Так как я изучаю именно японское будзюцу, то говорить буду, естественно, о нём и его видах.
Естественно, что все "традиционные" боевые искусства появились не вчера, и даже не в прошлом веке, а насчитывают многовековую историю. И уж точно ни одно из них не создавалось для того, чтобы мериться силой на потеху публике, а для сугубо утилитарных соображений — побеждать противника (выводя его из строя как можно быстрее и эффективнее, защищаться от агрессии при нападении) на поле боя и в иных столкновениях, коих было достаточно и в мирное время.
Например, история возникновения дзюдзюцу (джиу-джитсу) восходит к началу XVII века. А до этого Ёрои-кумиути — X столетие и Когусоку — середина XVI века.
Про кендзюцу — искусство владения мечом (а также других смежных дзюцу) я вообще скромно промолчу. Например, школа, к которой я имею отношение — Тэнсин сёдэн катори синто-рю, насчитывает без малого 6 сотен лет...
Нужно ли упоминать, что безусловно главным (не путать с основным) оружием для самурая являлся его меч? Техники (искусство) владения оружием (меч, нагината, копьё и пр.) — фехтование, наравне с искусством стрельбы из лука являлись основой воинского искусства и рукопашного боя. Техники же работы без оружия всегда являлись вспомогательными. Но при этом их основным назначением было выживание против вооруженного противника, если по какой-то причине остался без оружия или не имеет возможности (банально не успел) им воспользоваться.
А теперь внимание всех "умников", брызгающих слюнями в комментариях о крутости представителей спортивных единоборств: можно быть уверенным на 100%, что в бою никто не стал бы "играть в благородство" и биться с вами без оружия, если у вас такового не окажется. Весь ваш бокс, мма, грэпплинг и прочие развлечения НИЧЕГО не значат против вооруженного и, разумеется, умеющего пользоваться своим оружием человека. Наши дальние предки потому и стали человеками и доминирующим видом на планете, что взяли палку...
Почему традиционные БИ являются именно боевым искусством?
Тут всё просто... Есть в Японии такое понятие, как ХЭЙХО...
Термин 兵法 — (биньфа кит.) хэйхо яп. (хёхо) переводится как ВОЕННОЕ ИСКУССТВО (методы ведения войны) — в широком смысле, и как СТРАТЕГИЯ — в более узком (однако здесь под стратегией следует понимать не совсем то, что привыкли считать западные люди). В том числе этот термин использовали для наименования искусства фехтования.
Содержание ХЭЙХО составляют: военная стратегия — теория и практика подготовки страны и вооруженных сил к войне, ее планирования и ведения, организации и управления войсками и военная тактика — искусство выбора места боя, построения войск для битвы, маневрирования ими, устройства лагерей, управления войсками в походе, организации разведки, фортификации и т.д.
Под искусством в данном контексте следует понимать значение данного термина как умение, мастерство, знание дела.
Иску́сство
Средний род
1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Пример: "Изобразительные искусства"
2. Умение, мастерство, знание дела. Пример: "Владеть искусством шитья"
"Oxford Languages"
Далее я буду говорить о ХЭЙХО именно как о наборе методов (стратегий) ведения боевых действий. Как сказал об этом Фредерик Дж. Ловрет в своей книге «Путь и сила. Секреты японской стратегии»:
«Хэйхо — это искусство стратегии. Оно состоит из техник применения техник. Хэйхо намного превосходит гихо (определенная техника)».
«Тот простой факт, что стратегия больше техники, так же как техника больше инструмента, должен постоянно подчеркиваться. В наборе механика может быть много различных инструментов, но физических действий, совершаемых при их использовании, всего несколько. Одно движение может быть использовано для манипуляций целым рядом различных инструментов, а одна стратегия может быть использована для манипуляций еще большим количеством движений.
Один враг — это то же самое, что и много врагов. Ваш противник может быть отдельной личностью, корпорацией или армией. Это не имеет значения. Путь Стратегии не делает между ними различий.»
Вы можете спросить меня: а какое отношение всё это имеет к тем видам, которые практикуются сейчас? Самое непосредственное. Даже те виды и школы, которые относятся к гэндай будо (современному будо), такие как дзюдо и некоторые современные школы дзюдзюцу (включая Дайто-рю айкидзюдзюцу), айкидо, кендо, каратэ и др., возникли не на пустом месте, а вышли из ко-рю (старые школы) и являются не более чем их "современным" и адаптированным (в том числе к спорту) прочтением.
Подавляющее большинство всех этих старых школ характеризовались тем, что изучали ХЭЙХО. И многие даже называли себя именно «Школами стратегии» (не говоря уж о том, что само название хэйхо практически было синонимом самого понятия фехтования).
Сейчас в среде боевых искусств модно говорить и рассуждать о неких «принципах», однако при детальном расспросе часто выясняется, что мы имеем дело со «слышал звон, да не знаю, где он». Что только под этими самыми принципами не подразумевают... Хотя, собственно, всё лежит на поверхности.
Примечательно то, что все эти стратегии действительно являются универсальными и в равной степени могут быть применены как поединку двух людей, так и к сражению двух армий (Фредерик Ловрет приводит подробные примеры их использования в своей книге, в том числе и в бизнесе, в конкурентных войнах).
В конце статьи я приведу полный список, а пока вот лишь некоторые из них:
Нобаси но хейхо — растягивание.
Токоси но хейхо — преодолеть большую дистанцию. «Когда тебе страшно, сожми живот и иди вперёд»
Нэбари но хейхо - удерживать свой меч плотно прижатым к клинку противника.
Ханаси но хейхо — отпускание. «Очень опасная тенденция – в пылу схватки пытаться довести технику до конца».
Фукурами но хейхо — расширить. «Когда пустота найдена, техника её заполнит»)
Сюкотай но хейхо — сражаться укороченным оружием. Стоять немного ближе, чем обычно)
Хёси — Ритм, выбор времени реагирования. Хотя большой меч рубит глубоко, маленький — быстро.
Ханьон но хейхо — полшага. «Прочувствовать ритм своего противника, а за тем нанести удар на полсчёта».
Кацури но хейхо — победа за счёт изменения скорости.
Хитоцу но тати но хейхо — единый меч и для атаки и для защиты.
Судори — проход мимо.
Судори но хейхо — это боевое применение первого закона динамики Ньютона. Поскольку инерция любого объекта зависит от массы и скорости, то нужно принимать во внимание оба этих фактора, когда создаётся ситуация СУДОРИ. Например, если ваш противник маленький, то нужно сделать так, что бы он двигался с большой скоростью. То же самое относится и к армии.
Суйгецу но хейхо — «луна в воде». Предоставляйте противнику цель, а за тем уклоняйтесь и контратакуйте.
Ирими но хейхо — «вхождение в тело».
Хито эми но хейхо — объединение с противником в одно целое.
Хаппо бираки но хейхо — быть открытым на 8 сторон. Только из состояния дзансин.
Энгэцу но хейхо — «полная луна». Вы видите и моментально атакуете из любого положения, увидел — атаковал!!!. Ни в коем случае — увидел, приготовился, атаковал.
Многие техники, которые изучаются в традиционных школах, имеют непосредственное отношение к той или иной стратегии (или нескольким), выражают и реализуют их. Различные подходы к использованию одних и тех же техник и их различные формы, принятые в разных школах, тоже не что иное, как реализация разных стратегий. Именно поэтому простое изучение техник — это всего лишь первый недолгий этап изучения БИ, а вот на то, чтобы научиться их адекватно применять и реализовывать с их помощью ту или иную стратегию — именно на это уходят десятилетия. И именно этого не может понять то огромное количество спортсменов, относящих себя к "боевому спорту", или те, кого интересует исключительно получение навыков самозащиты. Да, и откуда им, собственно, быть об этом в курсе?..
Справедливости ради тоже самое можно адресовать и большинству людей, которые занимаются теми самыми традиционными БИ. Сколько из них вообще в курсе о хэйхо, как таковом? Не говоря уж об изучении...
Тут хорошо провести аналогию с той же армией: какое количество простых воинов прошедших КМБ, какое количество офицеров, закончивших военные училища, и какое количество из них окончили академии, где им преподавали то, что можно назвать современным воинским искусством? Я думаю, что если среди читателей найдётся хотя бы один, кто имеет отношение к военному делу на уровне старшего и высшего офицерского состава и кто из них прочтёт книгу Фр. Дж. Ловрета, будут немало и приятно удивлены...
Лично меня уже много лет не интересует ни потешный мордобой, ни самозащита (на меня давно уже никто не нападает), да и давно уже вырос из того возраста, когда нужно кому-то что-то доказывать. Для меня изучение будзюцу — это хэйхо но мичи. И если мне попадётся противник, который моложе, быстрее, сильнее и выносливее меня (а таких с каждым годом всё больше), то я сделаю всё, чтобы нивелировать это превосходство. Например, возьму оружие (а для меня сейчас оружием может быть всё, что угодно — именно потому, что я изучаю прежде всего хэйхо), которым я достаточно хорошо умею пользоваться — практически всеми видами холодного оружия. И да, стреляю из короткоствольного оружия я тоже вполне профессионально.
Ниже я привожу список стратегий, а так же ещё разок ссылку на книгу Фредерика Дж. Ловрета, где вы можете со всем этим подробно ознакомиться. По моему личному мнению, это одна из самых основных книг, которые обязан прочесть каждый человек, изучающий будзюцу.
Маай — дистанция
- ТОКОСИ НО ХЭЙХО
- СИККОТАЙ НО ХЭЙХО
- НЭБАРИ НО ХЭЙХО
- ФУКУРАМИ НО ХЭЙХО
- СЮКОТАЙ НО ХЭЙХО
Хёси — выбор времени реагирования (тайминг)
- ХАНЪОН НО ХЭЙХО
- КАЦУРИ НО ХЭЙХО
- ХИТОЦУ НО ТАТИ НО ХЭЙХО
Судори — проход мимо
- СУДОРИ НО ХЭЙХО
- СУЙГЭЦУ НО ХЭЙХО
- ИРИМИ НО ХЭЙХО
- ХИТО ЭМИ НО ХЭЙХО
- ХАППО БИРАКИ НО ХЭЙХО
- ЭНГЭЦУ НО ХЭЙХО
Тюсин — центрирование
- ТЮСИН ДОРИ НО ХЭЙХО
- ХАРАИ НО ХЭЙХО
- СУРИАГЭ НО ХЭЙХО
- МИНАРИ НО ХЭЙХО
- ОБИЯКАСИ НО ХЭЙХО
- УЦУРАКАСИ НО ХЭЙХО
- РЁТЭНОХЭЙХО
- КОТИКУ НО ХЭЙХО
Сэнтэ — опережение
- ИТИ НО ХЁСИ НО ХЭЙХО
- МУНЭНМУСО НО ХЭЙХО
- СЭККА НО ХЭЙХО
Кавари — изменение
- САНКАЙКАВАРИ НО ХЭЙХО
- РЮТЁ НО ХЭЙХО
- МАГИРИ НО ХЭЙХО
- ХАНАСИ НО ХЭЙХО
- ХЭНКА НО ХЭЙХО
Кагэ — скрытие
- ГЭЦУКАГЭ НО ХЭЙХО
- ТАТИФУМИ НО ХЭЙХО
- КАГЭУГОКАСИ НО ХЭЙХО
- КАГЭОСАЭ НО ХЭЙХО
- СИНКАГЭ НО ХЭЙХО
- МЭЦУКЭ НО ХЭЙХО
Одзитэ — ответная реакция
- НИТОБУН НО ХЭЙХО
- НАГАСИ НО ХЭЙХО
- ДЗЭНТАЙ НО ХЭЙХО
- МЭНДЗУКИ НО ХЭЙХО
- МЭНДЗУКИ НО ХЭЙХО
- КОКОРОДЗУКИ НО ХЭЙХО
Осаэ — контроль
- МАКУРА ОСАЭ НО ХЭЙХО
- КУДЗУСИ НО ХЭЙХО
- СЁСОЦУ НО ХЭЙХО
- ХИСИГИ НО ХЭЙХО
Сутэми — самопожертвование
- СУТЭМИ НО ХЭЙХО
- АЙУТИ НО ХЭЙХО
Кэйкаку — планирование
- ДАЙСЁ НО ХЭЙХО
- ТАТЭКИ НО ХЭЙХО
- СИДАЙ НО ХЭЙХО
- КАЙМОН НО ХЭЙХО
Ну, а теперь подумайте: есть ли всё это в ММА и какое отношение оное может иметь к воинским (боевым) искусствам, которые называются ХЭЙХО? Думаю, что ответ тут вполне очевиден...
p.s. Немного о себе, для тех, кто недавно присоединился к каналу: 4-й десяток лет изучаю, практикую и преподаю различные виды японского будзюцу. Имею различные мастерские уровни (от 1 до 5 дана) по 5 видам БИ. Инструктор каратэ, дзюдзюцу (джиу-джитсу), айкидо и кобудо. Имею профессиональное образование в области педагогики ФК и спорта. Экс президент 3-х федераций боевых искусств и т.д., и т.п.
p.p.s. Основной целью написания этой статьи является не нападки на ММА, до которого мне совершенно нет никакого дела, а привлечение внимания тех моих коллег, которые так же изучают боевые искусства, к теме изучения ХЭЙХО (и, конечно же, моей любимой книге Фр. Дж. Ловрета), тем, кто ещё не знаком с этим. Надеюсь, что это даст вам новые смыслы и раскроет новые горизонты познания, как в своё время это произошло со мной.