Найти тему
Фёдор Борисов

Камчатка авиационная. Не только туризм.

Представить себе Камчатку без авиации невозможно. Однако речь сегодня пойдёт не о знаменитых туристических маршрутах к вулканам и медведям - мы посмотрим на то, как работают местные авиаперевозки края, на которые приходится около 80% перевезённых по Камчатке пассажиров.

Сразу надо оговориться, что Камчатка - один из регионов страны, с развитой системой местных авиалиний. Это и не мудрено - не только сам регион отделён от Большой земли морем и непроходимыми просторами - внутри самой Камчатки дорог мало и альтернативы авиации для многих населённых пунктов просто нет. А с учётом того, что и для авиационной инфраструктуры в крае не так много места - Камчатку невозможно себе представить не только без самолётов, но и без вертолётов, с которыми местная авиация давно и бесповоротно ассоциируется. Но обо всём по порядку.

Начнём мы с самолётов и с основных узловых аэропортов, а потом посмотрим на вертолётное хозяйство Камчатки. Для удобства, в конце очерка приложена карта с аэродромами и маршрутами, она поможет вам лучше разобраться в особенностях местной географии.

1. Я сказал без вулканов, но это, конечно, лишь фигура речи. Куда не полети, мимо вулканов всё равно не пролетишь. Вот, например, Ключевская извергается под крылом Ан-26-100.
1. Я сказал без вулканов, но это, конечно, лишь фигура речи. Куда не полети, мимо вулканов всё равно не пролетишь. Вот, например, Ключевская извергается под крылом Ан-26-100.
2. Основных авиакомпаний на Камчатке две - Камчатское авиапредприятие (входит в группу Аврора) и Витязь-Аэро. Самолётными перевозками ведает КАП. В кабине Як-40.
2. Основных авиакомпаний на Камчатке две - Камчатское авиапредприятие (входит в группу Аврора) и Витязь-Аэро. Самолётными перевозками ведает КАП. В кабине Як-40.
3. Мы в Палане, посёлке рядом с берегом Охотского моря.
3. Мы в Палане, посёлке рядом с берегом Охотского моря.
4. Про парк КАП я довольно подробно рассказывал в очерке про аэропорт Елизово (оттуда и вылетают самолёты по аэропортам края). В тот день в Палане отметились сразу четыре из пяти типов перевозчика. На фото Ан-28 и Як-40.
4. Про парк КАП я довольно подробно рассказывал в очерке про аэропорт Елизово (оттуда и вылетают самолёты по аэропортам края). В тот день в Палане отметились сразу четыре из пяти типов перевозчика. На фото Ан-28 и Як-40.
5. Посадка в аэропорту очень сложная - торец полосы почти упирается в горы.
5. Посадка в аэропорту очень сложная - торец полосы почти упирается в горы.
6. Когда погода на аэродромах подводит - случатся накапливается большая очередь (ведь закрыты аэродромы бывают по несколько дней) и в один день уходят сразу несколько рейсов для заждавшихся пассажиров.
6. Когда погода на аэродромах подводит - случатся накапливается большая очередь (ведь закрыты аэродромы бывают по несколько дней) и в один день уходят сразу несколько рейсов для заждавшихся пассажиров.
7.
7.
8. Теперь заглянем в Оссору - на противоположный берег, уже Тихого океана.
8. Теперь заглянем в Оссору - на противоположный берег, уже Тихого океана.
9.
9.
10. Солнечно, но холодно. В день съёмок тут было -34. Самолёт паркуется прямо на ВПП - рулёжка ещё не достроена. И Палана и Оссора - аэродромы с искусственным покрытием взлётной полосы, что для Камчатки очень важно.
10. Солнечно, но холодно. В день съёмок тут было -34. Самолёт паркуется прямо на ВПП - рулёжка ещё не достроена. И Палана и Оссора - аэродромы с искусственным покрытием взлётной полосы, что для Камчатки очень важно.
11. В Тигиле полоса и перрон грунтовые.
11. В Тигиле полоса и перрон грунтовые.
12. Поскольку климат полуострова способствует раскисанию полос - замена для Як-40 и Ан-26, созданных специально для таких аэродромов, просматривается с трудом.
12. Поскольку климат полуострова способствует раскисанию полос - замена для Як-40 и Ан-26, созданных специально для таких аэродромов, просматривается с трудом.
13. Наличие ТЗК на аэродроме - важнейший элемент для поддержания эффективной маршрутной сети. Банальность? Да. Но только далеко не на всех местных аэродромах они есть...
13. Наличие ТЗК на аэродроме - важнейший элемент для поддержания эффективной маршрутной сети. Банальность? Да. Но только далеко не на всех местных аэродромах они есть...
14. Пассажиры идут на посадку.
14. Пассажиры идут на посадку.
15. А это уже аэропорт Усть-Хайрзово с местным транспортом на привокзальной дороге.
15. А это уже аэропорт Усть-Хайрзово с местным транспортом на привокзальной дороге.
16. И снова вечная буханка. С Як-40 они, кстати, погодки.
16. И снова вечная буханка. С Як-40 они, кстати, погодки.
17. Как он там?
17. Как он там?
18. Аэропорт в этом рыболовецком посёлке тоже грунтовый.
18. Аэропорт в этом рыболовецком посёлке тоже грунтовый.
19. А это Тиличики. Местный хаб. Это не шутка и не ирония - это главный узловой аэропорт для севера региона.  Сам аэропорт стоит на косе, в заброшенном посёлке Корф. После землетрясения 2006 года посёлок лишился жителей (их переселили), а аэродром асфальтовой полосы - остался грунт. Косу нередко затапливает. К счастью, и не без нашего участия, принято решение об укладке на аэродроме бетонной ВПП. В скором времени начнутся проектные работы.
19. А это Тиличики. Местный хаб. Это не шутка и не ирония - это главный узловой аэропорт для севера региона. Сам аэропорт стоит на косе, в заброшенном посёлке Корф. После землетрясения 2006 года посёлок лишился жителей (их переселили), а аэродром асфальтовой полосы - остался грунт. Косу нередко затапливает. К счастью, и не без нашего участия, принято решение об укладке на аэродроме бетонной ВПП. В скором времени начнутся проектные работы.
20.
20.
21.
21.
22. После 2,5 часов полёта от Петропавловска трансферных пассажиров вертолётами развезут по близким и дальним посёлкам.
22. После 2,5 часов полёта от Петропавловска трансферных пассажиров вертолётами развезут по близким и дальним посёлкам.
23. Пыльный взлёт с грунта.
23. Пыльный взлёт с грунта.
24.
24.
25.
25.
26.
26.
27. Это аэропорт Озерная. Садиться и взлетать тут можно только с одним курсом. Впрочем, летают сюда не часто - в посёлке есть ещё вертолётная площадка, через которую пассажиров проходит намного больше.
27. Это аэропорт Озерная. Садиться и взлетать тут можно только с одним курсом. Впрочем, летают сюда не часто - в посёлке есть ещё вертолётная площадка, через которую пассажиров проходит намного больше.
28. А это аэровокзал.
28. А это аэровокзал.
29. Вообще в части инфраструктуры в крае произошли большие изменения. Государственные аэродромы и площадки объединили в ФКП "Аэропорты Камчатки". Ну и соответственно устроили масштабную модернизацию. Так что всяких "ужасов" с покосившимися деревянными аэровокзалами из 50-60-х в аэропортах тут уже не встретишь.
29. Вообще в части инфраструктуры в крае произошли большие изменения. Государственные аэродромы и площадки объединили в ФКП "Аэропорты Камчатки". Ну и соответственно устроили масштабную модернизацию. Так что всяких "ужасов" с покосившимися деревянными аэровокзалами из 50-60-х в аэропортах тут уже не встретишь.
30. А частная Витязь-Аэро активно обустраивает места своего базирования - посадочная площадка в Эссо строго говоря вообще могла бы функционировать без здания, однако тут построен большой и уютный терминал.
30. А частная Витязь-Аэро активно обустраивает места своего базирования - посадочная площадка в Эссо строго говоря вообще могла бы функционировать без здания, однако тут построен большой и уютный терминал.
31.
31.
32. Не говоря уже о главном вертодроме края - Николаевке.
32. Не говоря уже о главном вертодроме края - Николаевке.
33. Она вполне заслуживает отдельного очерка, который я ещё непременно сделаю.
33. Она вполне заслуживает отдельного очерка, который я ещё непременно сделаю.
34. Вот собственно мы и подошли к обширной вертолётной теме. Ведь чем вертолёт хорош? Что он летает низко и медленно и из него всё внизу можно разглядеть хорошо! )) Ладно, это не главное. Тем более, что Ми-8 и не медленный, и летать может высоко. Но зато садиться может везде. А для труднодоступных краёв - это главное преимущество. Ну и 4-5 тонн грузоподъёмности с большим объёмом - тоже не лишние.
34. Вот собственно мы и подошли к обширной вертолётной теме. Ведь чем вертолёт хорош? Что он летает низко и медленно и из него всё внизу можно разглядеть хорошо! )) Ладно, это не главное. Тем более, что Ми-8 и не медленный, и летать может высоко. Но зато садиться может везде. А для труднодоступных краёв - это главное преимущество. Ну и 4-5 тонн грузоподъёмности с большим объёмом - тоже не лишние.
35. Вертолётное сообщение края в целом разделено между КАП, который обслуживает север региона (на фото Палана)...
35. Вертолётное сообщение края в целом разделено между КАП, который обслуживает север региона (на фото Палана)...
36. ...и Витязь-Аэро, летающего в его центральной и южной части.
36. ...и Витязь-Аэро, летающего в его центральной и южной части.
37. Что бы понять, что значит для местных жителей вертолёт - давайте заглянем в ительменское село Седанка.
37. Что бы понять, что значит для местных жителей вертолёт - давайте заглянем в ительменское село Седанка.
38. Так вышло, что авиасообщение останавливалось здесь на несколько месяцев. Когда оно восстановилось - в Седанке случился праздник.
38. Так вышло, что авиасообщение останавливалось здесь на несколько месяцев. Когда оно восстановилось - в Седанке случился праздник.
39. Больше не нужно было добираться до соседнего Тигиля долгими часами по зимникам или на лодках.
39. Больше не нужно было добираться до соседнего Тигиля долгими часами по зимникам или на лодках.
40. Коляску с собой в вертолёт (возможности позволяют), детей в охапку и в дорогу.
40. Коляску с собой в вертолёт (возможности позволяют), детей в охапку и в дорогу.
41.
41.
42. Прилетели в Тигиль.
42. Прилетели в Тигиль.
43. И снова в дорогу - назад в Эссо.
43. И снова в дорогу - назад в Эссо.
44. Чито-грито... У нас горы, горы, понимаешь? Камчатка это визуальные полёты горах. Непростое занятие.
44. Чито-грито... У нас горы, горы, понимаешь? Камчатка это визуальные полёты горах. Непростое занятие.
45. Соболево. Здравствуйте комары ))
45. Соболево. Здравствуйте комары ))
46.
46.
47.
47.
48.
48.
49. Камчатка - край рыбный. А значит вахта, куда же без неё. Площадка на рыбзаводе.
49. Камчатка - край рыбный. А значит вахта, куда же без неё. Площадка на рыбзаводе.
50. И снова вулканы. Впрочем, это не гейзер - это Паужетская геотермальная электростанция.
50. И снова вулканы. Впрочем, это не гейзер - это Паужетская геотермальная электростанция.
51. На станции оборудована посадочная площадка.
51. На станции оборудована посадочная площадка.
52. Народу здесь садится и выходит немного, но 1-2 человека на этой промежуточной посадке по дороге к Озерной случаются почти всегда.
52. Народу здесь садится и выходит немного, но 1-2 человека на этой промежуточной посадке по дороге к Озерной случаются почти всегда.
53. Впрочем, вертолёт обладает важнейшем преимуществом - он может забирать пассажиров при посадке с подбором.
53. Впрочем, вертолёт обладает важнейшем преимуществом - он может забирать пассажиров при посадке с подбором.
54. Надо высадить по дороге людей у зимовки - и это пожалуйста.
54. Надо высадить по дороге людей у зимовки - и это пожалуйста.
55. Заход на посадку на вертолётную площадку в Озерной - вот она - прямо внизу.
55. Заход на посадку на вертолётную площадку в Озерной - вот она - прямо внизу.
56.
56.
57.
57.
58. На площадке есть свой ТЗК, помните мы выше об этом говорили? Где заправка, там полная загрузка и значит лучше экономика рейса.
58. На площадке есть свой ТЗК, помните мы выше об этом говорили? Где заправка, там полная загрузка и значит лучше экономика рейса.
59. Выгрузка пассажиров.
59. Выгрузка пассажиров.
60. И багажа. А он в этих краях весьма разнообразный. Вот, например, покрышки. А может случиться большой телевизор или набор мебели.
60. И багажа. А он в этих краях весьма разнообразный. Вот, например, покрышки. А может случиться большой телевизор или набор мебели.
61. Иначе сюда не в сезон ничего не доставить. Только вертолётом. Местные авиалинии несколько отличаются от привычных маршрутов из Петербурга, Москвы или Сочи. Здесь это не ускорение жизни. Здесь это сама жизнь.
61. Иначе сюда не в сезон ничего не доставить. Только вертолётом. Местные авиалинии несколько отличаются от привычных маршрутов из Петербурга, Москвы или Сочи. Здесь это не ускорение жизни. Здесь это сама жизнь.
62. Новые пассажиры, новые полёты. Вертолётная площадка с фирменными тележками - бывает и такое. ))
62. Новые пассажиры, новые полёты. Вертолётная площадка с фирменными тележками - бывает и такое. ))
63. Ну что - снова до новых полётов и новых встреч. ))
63. Ну что - снова до новых полётов и новых встреч. ))
64. Местная авиация - луч надежды! Снято, кстати из Ан-26 на подлёте к Елизово.
64. Местная авиация - луч надежды! Снято, кстати из Ан-26 на подлёте к Елизово.
-65

Та самая карта. Она из 2020 года и немного устарела, кое-что поменялось, но не принципиально. Преставление о рассказе она даёт. К слову, в очерке как можно видеть, охвачено не всё. Так что есть к чему стремиться. Рассказы о Камчатке и авиации не закончены - будут ещё авиаработы, Николаевка, туристические маршруты и удивительные виды, замечательные ливреи Ми-8 Витязь-Аэро и другое. Ну и не забывайте смотреть в канале уже опубликованные истории - их там уже прилично. )) До скорого!