FV4005 входит в высший эшелон боевых машин с чрезвычайно огромным калибром. Эта самоходка оставалась относительно неизвестной на протяжении десятилетий с момента ее создания.
Основой этого танка стал скромный Centurion. Но башня, которую он нес, была совсем нескромной. Внутри этой башни находилось огромное 183-мм орудие.
Предпосылки к созданию
За окончанием Второй мировой войны союзники провели ряд громких праздничных парадов. Одним из самых заметных является Парад Победы в Берлине 1945 года.
Советский Союз использовал парад, чтобы представить миру свои новые тяжелые танки ИС-3. Это были совершенно инновационные танки с устрашающей броней.
Вид этих тяжелобронированных и вооруженных остроносых зверей, катящихся по Берлину, ознаменовал собой новую эру в танкостроении и стал большим потрясением для союзников, у которых не было ничего, что могло бы сравниться с такими грозными машинами.
Опасаясь, что они остались позади, в годы после окончания Второй мировой войны они изо всех сил пытались уравнять правила игры. На самом деле эти танки были не так эффективны, как казалось на первый взгляд.
Больше огневой мощи
В противовес ИС-3 англичане создали FV214, также известный как Conqueror. Между тем, США произвели M103. Оба этих танка были сильно бронированы и невероятно мощны, и оба использовали одну и ту же 120-мм пушку.
Подкалиберными снарядами это мощное орудие могло пробить почти 450 мм брони на расстоянии 914 метров. Этого было достаточно для борьбы с ИС-3, но англичане в то время этого не знали. Итак, они пошли искать больше огневой мощи.
183-мм пушка
Было выпущено техническое задание на новое орудие, которое должно было пробивать 152-мм броню под углом 60 градусов с расстояния 1800 метров.
В 1950 году ответом на это стало 183-мм орудие Ordnance Quick-Firing, которое было самое большое из когда-либо созданных противотанковых пушек. Рекорд, который до сих пор не побит.
Единственный тип боеприпаса, разработанный для пушки, был бронебойно-фугасный снаряд, который имеет преимущество перед другими типами снарядов, поскольку не теряет проникающую способность на расстоянии.
Снаряд весил ошеломляющие 72,5 кг, а пороховой заряд весил еще 33 кг. Одна только пушка весила 4 тонны, а при выстреле производила 95 тонн отдачи.
Чтобы удалить огромное количество пороховых газов после выстрела, в орудии был установлен большой эжектор дыма, примерно на середине ствола.
Пушка была разработана, чтобы выводить танки из строя, даже если она не пробивала их броню.
Подобно огромному кулаку, 183-мм снаряды своей кинетической энергией могли вывести из строя танки, куда бы они ни попали.
Когда орудие было испытано в боевой стрельбе, оно пробило башню Centurion начисто и раскололо маску орудия Conqueror пополам.
FV4005
Этому смехотворно большому орудию требовалась такая же мощная платформа для его переноски. Для этой роли было выбрано шасси серии FV200 (основа Conqueror), что привело к разработке FV215.
Поскольку угроза войны вызывала постоянное беспокойство, а подготовка FV215 требовала времени, британцы планировали установить массивную пушку L4 на существующее шасси.
Это станет знаменитым FV4005.
Для этого был выбран Centurion. Были доставлены три Центуриона Mk.3, у которых были сняты башни. За исключением нескольких других незначительных модификаций, корпуса были в основном стандартными.
Башня и комично большая дверь
Броня башни составляла всего 14 мм - как раз достаточно, чтобы остановить огонь из стрелкового оружия и осколков.
Впрочем, это не имело большого значения, так как FV4005 находился бы в тылу, стреляя издалека.
На крыше располагались два люка для командира и наводчика, а большая дверь в задней части обеспечивала доступ для экипажа. Она также использовалась для загрузки боеприпасов, которые поднимались с помощью лебедки в задней части корпуса.
В башне размещалось 12 снарядов, заряжаемых двумя заряжающими.
Судьба
Машина прошла успешные испытания, но с появлением противотанковых управляемых ракет и усовершенствованием боеприпасов необходимость в FV4005 отпала.
Проект был закрыт в 1957 году, как и FV215.
Всего было построено три прототипа машины. Два прототипа были разобраны на запчасти, но один экземпляр сохранился и по сей день
находится в Танковом музее в Бовингтоне.