Найти тему
Flacon Magazine

Роботы захватывают бьюти: как скоро машины будут делать нам маникюр, массаж и инъекции

Оглавление

Представляете, вы записались на лазерную эпиляцию, биоревитализацию или ботокс, врач провела консультацию, а потом вышла из кабинета или осталась наблюдать в углу, а процедуру вам делает… робот?

Это даже не прогноз на будущее — это реальность, которую мы будем наблюдать в клиниках косметологии в ближайшие три-пять, максимум десять лет. Поговорили с экспертами о том, где роботы будут им помогать, а где полностью заменят человека.

Предыстория: роботы вокруг нас

Первые компьютеры были созданы в 1980-е, в 1990-е появился интернет и началось активное развитие программного обеспечения. В начале 2000-х роботы научились «видеть» — первый модуль-акселерометр, который распознавал движение в трех измерениях, представила компания — производитель видеоигр Nintendo в 2006 году. Примерно в то же время зародился глобальный искусственный интеллект — накопление данных о каждом пользователе Всемирной сети.

Международная федерация робототехники IFR (International Federation of Robotics) докладывает, что, начиная с 2016 года, рынок промышленных роботов ежегодно растет на 14% в год. Уже в 2021 году на производствах по всему миру на 10 тыс. работников приходился 141 робот, а всего на мировых фабриках и заводах роботов сейчас задействовано больше 520 тыс.

В списке пяти главных трендов на ближайшие годы аналитики IFR называют вопрос повторного применения, или второй жизни, роботов и упрощение их использования. Простота, доступность и связь с big data за последние десятилетия сделали роботов частью нашей повседневной жизни. С тех пор как айфон узнает нас в лицо, мы живем в новой реальности и пользуемся ее благами.

Если утром вы просите Алису включить кофеварку и робот-пылесос, а затем подключаете приложение, чтобы сделать массаж с помощью Foreo Bear или другого бьюти-гаджета с микротоками, вибрацией T-Sonic и LED-терапией, поздравляем — вы дружите с роботами. В целом, эта статья тоже могла бы быть написана машиной. Технологию генерации текста Narrative Science разработали еще в 2010 году, она постоянно развивается и уже применяется во многих СМИ.

Красота требует роботов (или нет)

«История перехода к роботам вместо людей — это промышленная революция 3.0 и 4.0. Конечно, нужно смотреть в будущее и думать о нем. Эстетическая медицина пока что остается прерогативой взаимодействия с человеком, но я не исключаю, что в какой-то момент роботы где-то будут заменять людей, например в хирургии.

Роботическая система Da Vinci помогает врачам делать хирургические манипуляции с минимальным травмированием окружающих тканей. Думаю, в ближайшем будущем речь может идти о тандеме врача, искусственного интеллекта и некого робота», — говорит Алексей Великий, основатель и совладелец сети клиник инновационной косметологии Gen87.

В бьюти-индустрии с начала 2000-х появилось немало роботов то для мытья головы (десять лет назад в японских салонах его запустил Panasonic), то для нанесения лака для ногтей. Создатели Clockwork и Nimble уверяют, что подобные автоматы, куда вы подставляете пальцы, а аппарат сам рассчитывает зону покрытия и наносит лак, можно применять и в салонах, и дома.

Инженер Натан Хардинг, придумавший робота для наращивания ресниц Loom, уверяет, что его машина будет точнее, безопаснее, да еще в три раза быстрее, чем любой мастер. Пока на сайте доступен предзаказ.

В отличие от домашних гаджетов и анализаторов кожи массовыми эти инновации до сих пор не стали. Только за 2021 год глобальный рынок всех «умных» гаджетов, включая бьюти, вырос на 18%. Бум таких аппаратов случился не в 1990-е, когда в магазинах на диване уже активно продавали девайсы с микротоками, а именно на рубеже 2020-х — благодаря пандемии и развитию искусственного интеллекта.

Первая посадила людей дома, и они быстрее соглашались на девайсы, способные заменить салонный уход. Второй обеспечил эффект персонализации. Да, большинство гаджетов можно использовать отдельно, но ведь, подключившись к приложению, вы можете точнее отслеживать, правильно ли проводите бьюти-ритуал. Еще и статистику увидите, а самые продвинутые проанализируют изменения кожи.

А вот в производстве косметики и тех же бьюти-гаджетов роботы помогают довести продукт до совершенства. Именно они расчесывают пряди и укладывают волосы в лабораториях Dyson или водят помадой по бумаге, имитируя движения и нажатия, которыми мы красим губы, чтобы обеспечить мягкость и равномерность нанесения, — такие технологии применяют в исследовательских центрах Shiseido.

То, что роботов пока больше в производстве, чем на местах — в том числе бьюти-клиниках и салонах, — во многом связано с инженерными ограничениями. «Активное развитие именно направления коллаборативных роботов (устройств, которые могут работать в сотрудничестве с человеком. Ред.) произошло только в последние годы.

Техника совершенствуется, и среди промышленных появился класс роботов, которые предназначены для безопасной работы вместе с человеком в едином пространстве. Эти роботы-манипуляторы оснащены дополнительными датчиками, чтобы ощущать окружающее их пространство и реагировать на него. Промышленные роботы такими функциями не обладают и не могут быть применены относительно к человеку.

Вторым фактором является развитие технологий машинного зрения, благодаря им роботы могут различать и понимать человека как объект манипуляций. Технологии на основе нейронных сетей также получили стремительное развитие только в последние годы, и на сегодняшний день они уже способны выполнять поставленные задачи на достаточном уровне качества.

Еще один фактор — цена. Стоимость коллаборативных роботов-манипуляторов неизменно снижается от года к году, как и стоимость систем технического зрения. Безусловно, уже скоро наступит момент, когда владельцы клиник и салонов будут вынуждены делать выбор между специалистами и роботами как основой для создания или расширения своего высококонкурентного бизнеса», — считает Максим Гладилов, технический директор департамента Research and Development компании Beautyliner Group.

Как искусственный интеллект помогает врачам уже сейчас

Пока главным бонусом роботизации в сфере косметологии и пластической хирургии является возможность снизить риски осложнений и с максимальной точностью предсказать результат. Именно это врачи могут обещать благодаря сбору и анализу данных Всемирной сети.

В медицине техника уже умеет диагностировать онкологические заболевания и назначать эффективную терапию, а также помогает мгновенно определять инсульт. Аналогичные возможности есть и у косметологов, дерматологов и пластических хирургов.

Например, дерматологическое приложение First Derm, запущенное в 2014 году, позволяет получить онлайн-консультацию в течение 24 часов в 160 странах на семи языках. Для врачей это электронная база данных обо всех кожных заболеваниях и способах их лечения.

«Все современные медицинские информационные системы основаны на технологии искусственного интеллекта и уже помогают врачам быстрее и точнее делать заключения, — говорит Юлия Титель, главный врач клиники антиэйджинга „Пятый элемент“. — А например, в нашей отрасли будущее за точной визуализацией, то есть за возможностью показать пациенту, какими станут лицо и тело после косметологического или хирургического воздействия».

Робот или человек: что может машина, а что нет

В косметологии бум аппаратных технологий, и часть этих аппаратов — роботы. Врач выставляет параметры и подключает датчики от аппаратов для коррекции фигуры EMSculpt или Tesla Former, а дальше тихонько наблюдает. Следующий логичный этап — робот сам будет подключать датчики к вашему телу.

«Последнее поколение машин в косметологии имеет много интересных функций: запоминание программ, персонализация режимов, ультразвуковые датчики для определения глубины воздействия, но говорить об активном внедрении роботов в косметологические клиники еще очень рано, — считает Кристина Кожина, кандидат медицинских наук, врач-дерматолог и косметолог, эксперт Premierpharm.

Еще 10–15 лет назад никто и не мог предположить, что аппараты так активно будут применять в косметологии на практике.

Но эстетическая медицина — это творчество, восприятие пациента через призму вкуса и красоты, сохранение его индивидуальных особенностей и воссоздание требуемых параметров внешности при исходной клинической картине и истории предыдущих манипуляций.

Машина не обладает эмпатией, чувствами и не сможет создать шедевр в виде прекрасных губ, очерченных скул или кокетливого изгиба брови. Именно поэтому я считаю, что все манипуляции, связанные с изменением внешности пациента, должен делать врач. А вот процедуры, которые имеют стандартизированные программы, могут быть выполнены и роботами, но в любом случае под чутким руководством медицинского персонала».

Именно так уже и происходит в области пластической хирургии. Создание хирургической системы Da Vinci позволило сделать лазерную липосакцию высокоточной. Но не отменило присутствия хирурга. Скорее, наоборот, возложило на него еще большую ответственность.

Хирурги, которые специализируются на пересадке волос, говорят, что роботизированная система ARTAS — это прорыв, с ней можно быстрее и безопаснее пересадить в два раза больше графтов, чем это под силу врачу-человеку. Робот позволяет избежать ошибок, связанных с усталостью человека, и сохранить здоровье самого врача.

Именно в этом направлении развивает своих роботов Next Motion. Приходя на лазерную эпиляцию, вы вряд ли задумываетесь, какая нагрузка ложится на сетчатку глаз врача, а вот зрению робота она не повредит. Роботу Lena Next Motion для инъекций врачи пока не очень доверяют, но отмечают, что он помогает собрать базу данных фотографий до и после и быть драйвером для привлечения клиентов, в том числе через соцсети.

«Замена в эстетике однозначно будет, но это будет происходить в первую очередь на так называемых сырьевых процедурах, где участие человека, с одной стороны, минимально, а с другой — там, где очень высокая стоимость профессиональной рабочей силы или где специалистов просто нет», — прогнозирует Алексей Великий.

Эксперт утверждает, что «первым этапом будет автоматизация процедур по коррекции фигуры, потому что здесь меньше рисков нанести вред человеку. Вторым этапом будет история с легкими процедурами по лицу, связанными с увлажнением, повышением тонуса кожи, но градус ответственности этой машины будет выше, потому что у пациента есть глаза, рот и какие-то чувствительные зоны.

Далее однозначно появятся лазеры с простым применением. И самое сложное для роботов — инъекции, потому что здесь все зависит от мимики и от сосудов. Очень важно учитывать физиологические факторы, ведь тут все сопряжено с жизнью и смертью. С точки зрения инвестиций я считаю такие проекты очень перспективными».

Робот-массажист: когда утопия станет реальностью

Робота, к которому, возможно, уже через год вы запишетесь на массаж через свой смартфон, создают прямо сейчас. Разработку роботехнического комплекса для массажа инженеры компании Beautyliner Group ведут уже несколько лет и уже не раз показали его на международных выставках. На его примере можно понять, с какими сложностями приходится сталкиваться тем, кто создает и обучает бьюти-машины.

«Мы решаем довольно изящную инженерную проблему, как создать надежные условия взаимодействия машины и человека, обеспечив наивысшие требования по безопасности. Надо «научить» машину «понимать» окружающее пространство, человека и грамотно взаимодействовать с ним, — рассказывает Максим Гладилов. — Первые проблемы возникли в тот момент, когда мы поняли, что нет готовых решений или технологий для организации распознавания тела человека на том уровне детализации и точности, которые нам нужны для реализации поставленной задачи.

Пришлось создавать эту технологию. Человек во всем своем разнообразии параметров — сложный объект для анализа системами технического зрения. А для нашей задачи нам нужно качественно распознавать не только части тела, но и их положение, точную форму, а также это делать в динамике».

Идея создать робота-массажиста пришла в голову инженерам на одной из выставок робототехники. К этому моменту у них уже был опыт разработки аппарата для ваккумно-роликового массажа Beautyliner. «Увидев машины, которые с помощью искусственного интеллекта заменяют человека в различных сферах, мы подумали, что роботы в области эстетической медицины могут в разы повысить уровень оказания услуг клиентам салонов, спа и отелей.

Роботехнический комплекс для массажа не устает, не требует перерыва и действует с высокой точностью, — говорит Максим Гладилов. — Мы понимаем, что в скульптурировании тела большую роль играет именно персонализация, поэтому перед процедурой клиент консультируется со специалистом, который потом «сообщит» роботу о пожеланиях клиента и возможных противопоказаниях — их, кстати, почти нет!

-2

Далее робот с помощью искусственного интеллекта сканирует тело человека и исходя из полученной информации подбирает процедуру. Если говорить о других преимуществах робота, то он может работать без перерыва и отдыха, обеспечивая при этом высокую эффективность каждой процедуры. Важно, что наш робот полностью автономен, то есть во время процедуры до кожи человека дотрагиватся только машина. Для многих клиентов это очень важно».

Протоколы для робота-массажиста составляли по методам и правилам ручного, антицеллюлитного, лимфодренажного и корректирующего массажа.

Совершенство робота напрямую зависит от мастерства и знаний человека, который его обучает

Как только робот сможет вобрать в себя навыки и наблюдения, накопленные массажистами разных школ за несколько веков, что будет делать реальный массажист? Менять профессию или создавать новые техники, чтобы дальше совершенствовать машины? Мы не знаем, но наблюдать за внедрением в нашу жизнь роботов невероятно интересно.

Фото: Shutterstock.