Наверное ни один предмет декора интерьера не переживал столько волн популярности как гипсовые или мраморные бюсты.
Впервые они появились в домах римских патрициев как наследие эллинского искусства. Это греки первыми стали изготавливать такие правдоподобные скульптуры. Но там они украшали храмы, а в Риме — дома богатых горожан.
Причем, в атриуме городского римского дома выстраивался целый ряд бюстов членов семьи и их предков. Как правило, очень натуралистичные, выполненные без всяких комплиментов, со всеми изьянами и несовершенствами.
После падения Рима европейцы-варвары потеряли интерес к античной культуре, которая представляла для них цивилизацию язычников. Мраморные головы зарастали сорняком в руинах или использовались в качестве тяжелых камней в хозяйстве.
И только в период Возрождения эти многочисленные мраморные скульптуры и бюсты, которые находили по всей Италии, вновь вызвали интерес. Скульпторы и художники внимательно их изучали, повторяя технику и мифологические образы. Для них это было притягательной древностью. Ведь на тот момент их разделяло практически 1000 лет. А оригинальные мраморные бюсты вдруг стали ценными и возвращались в дворцы и замки в качестве этакого антиквариата.
Купить Цезаря на рынке
Следующая волна популярности случилась в конце 18 века, когда начались раскопки открытых ранее Помпеи и Геркуланума. Даже термин античность появился именно в это время. Все римское стало в моде. Даже женские платья и прически напоминали те, что носили при Цезарях.
Интерес был настолько огромным, что итальянские ремесленники, почувствовав ажиотажный спрос, начали делать в большом количестве гипсовые античные головы. Зачастую —это копии известных бюстов, обнаруженных на раскопках или найденных в ранние столетия. Торговцы таким товаром распространились по всей Европе. На одной из английских гравюр как раз изображен торговец таким товаром.
А вот как в интерьерах смотрелись эти античные бюсты:
Следующий всплеск интереса произошел в 60-е год 20 века. Тогда американцы, которые жили или путешествовали по Европе тоже открывали для себя античный "антиквариат". Правда он был не древнеримского происхождения, а как раз того 19 века. Но тем не менее эти бюсты активно ставили в интерьере.
Помните, в фильме "Талантливый мистер Рипли" есть момент, когда Рипли обставляет квартиру в соответствии со своим вкусом, наполняя ее как раз такими бюстами, а проницательный знакомый определяет все это как китч.
А художники-концептуалисты использовали эти скульптуры в качестве своих инсталляций.
Новый виток популярности случился уже в 21 веке. Античные бюсты или периода Возрождения (к примеру, копия головы Давида Микеланджело) стало очень популярными.
Сейчас такие можно купить не только в Леруа Мерлен, но и на всевозможных маркетплейсах.
И подобно тому, как в 19 веке в больших количествах делали гипсовые бюсты, так и сейчас отливают из алебастра или какого-нибудь полистоуна эти скульптуры. С появлением всевозможных силиконовых молдов это стало проще простого. За какие-нибудь полторы тысячи рублей можно стать обладателем такого шедевра.
Голова Давида, конечно, сейчас бьет все рекорды по популярности. Ее и разукрашивают, и делают кашпо. Это яркий пример китча.
Чем они привлекают? Они безусловно, хорошо выполнены, реалистичны, это искусство классической древности. Такая вот связь поколений. И традиции этой уже две с лишним тысячи лет.
Самое интересное, что и китч нас не страшит. Более это вполне уважаемый стиль интерьера.