Когда-то они эти жанры, быть может, процветали. Но сегодня там остались лишь комлитчики-бездари вместо писателей, да серая масса вместо читателей. Кого-то «убила» сверхпопулярность. Кого-то — простота создания. Иных загубили сами читатели. Или, быть может, идейный кризис?
Я не буду говорить, что эти жанры мертвы. Даже близко нет. Да, в этих жанрах ещё пишут книги (много книг!). Даже среди современного творчества там можно найти шедевры. Но вот концентрация комлита, бокланопоцтитных читателей-комментаторов и отбитой на всю голову рекламы превышает в них все санитарные нормы.
Заставляя человека, не знающего секретных техник по отмывке жемчуга в горе совсем не текста сделать «фи» носом, развернуться и уйти.
Как это сделать? Рассказывал в соответствующей статье. Ссылка выше.
Что это за жанры? Давайте разбираться.
«Боярка»
Один из немногих жанров, изобретённых в России. Получивший мировую известность и принесший буквально десятки миллионов «новым звёздам книжного мира» вроде Метельского или Ильина.
Но... Но комлитчики, как известно, летят на БАБЛО. И хотя численно хороших авторов в жанре меньше не стало (напротив, их число, пожалуй, даже увеличилось), то вот процентально...
«Комлит» сейчас — это буквально 99.8% книг жанра. С соответствующими писателями, закончившими школу с тройбаном по русскому да аудиторией из экзальтированных школьников, для которых главное — Пафосное Превозмогание, смачная аннотация и голая рисованная грудь на обложкке (да побольше!).
Миры же повторяют друг друга «один в один». Одна и та же клонированная Российская Империя с Рюриковичами и феодальными магами. Вы спросите, «а как иначе, это же каноны жанра»? А я ткну, например, в Антона Демченко.
Четыре мира в этом жанре: Хольмград, «Киты по штирборту», «Рунная Россия» и «иноземная параллель». Все четыре радикально различаются. Так что можно... Если захотеть. Комлитчикки не хотят.
И лично я теперь книги этого жанра читаю только по рекомендации знакомых, друзей, коллег по книжному клубу. Личной. Поскольку лезть в навозную кучу под названием «лента “боярского„ комлита» желания не имею даже с противогазом.
И качество самого жанра тут ни при чём, просто Главлита нет на кое-кого.
«Любовно-дегенеративные романы»
Тут всё за меня сказал Красников в своей «Альтернативе». Да, на эту книгу был обзор, и да, этот прекрасный человек со стальным сердцем не боится стебать страну, тенденции, пропаганду и, как в данном случае, коллег по цеху на страницах своей фантастики. Рекомендую.
Позвольте цитату из произведения:
«Отлично сохранившиеся за прошедшее время увесистые томики радовали глаз качественным переплетом и яркими обложками, но вот названия произведений вызывали легкое недоумение.
[Властный инквизитор для неосторожной путешественницы во времени.] [Властная наложница для последнего шейха Ойкумены.] [Элитная невеста для властного принца.] [Властный оборотень-дракон для очень капризной принцессы.][Скромный вампир для властных попаданок.] [Таинственная красавица для Черного Властелина.]
– Это, блин, че... – Мне пришлось как следует поморгать, а затем перейти к другому стеллажу. – Если тут...
[Хитрая невеста для властного дракона.] [Властный волшебник для последней королевы эльфов. ] [Опальная графиня для властного разбойника. ]
– Здесь, типа, царство Всемогущего Рандома, что ли? Типа, составь из десяти предложенных слов сто уникальных названий?
Мой растерянный взгляд остановился на таракане, который очень вовремя появился из-за какого-то ящика.
– А что, я тоже так могу. Типа, “сочный шестиног для голодного мутанта” или “мохнатый питомец для раскованной баронессы”. Что думаешь?
– Кнусная ххень!
– Да ладно. Мне вот кажется, что вполне себе хорошие названия. Читателям, судя по всему, понравилось бы...»
Больше добавить мне нечего. И лучше настоящего писателя я этот жанр прокомментировать не смогу. Времена Громыко и «Белорского цикла», увы, ушли давно и безвозвратно, тогда как оставшееся — пожалуй, единственный жанр, где откровенно хочется заявить: «это уже не спасти, тащите огнемёт...».
Дефективные детективы
А здесь проблема одна. Кризис идей, подробнейше освещённый в соответствующей статье.
Один и тот же сюжетный паттерн. Меняется время действия (конец XIX века, начало XX или наше время, третьего не дано), герой (ровно два архетипа: хмырь жеманный «типа я Шерлок Холмс» и хмырь нуарный «типа я антигерой») да десяток штампов, зная которые преступник отслеживается с первой страницы.
Есть ли исключения? Да, есть, и немало. Статью на тему готовлю. Но в целом состояние... Удручающее. Если не сказать «катастрофическое». Жанру нужна новая кровь, новая идея, которая перевернёт всё, как это было с фэнтези. Трижды. А детективу, увы, не повезло.
И пока этой встряски не произойдёт — опять же, жанр скорее мёртв, чем жив. И лишь немногие экспериментируют, пытаясь его оживить, а не штамповать жувачку. Честь им и хвала, но это исключения (причём не всегда удачные), а факт вот такой...
Почему в этой статье нет [НазваниеЖанра]?
Потому что я не считаю, что другие жанры — тупы, мертвы или умирают. То же «ЛитРПГ» сколько снобы ни хают...
Но каждая книга есть уникальный мир. Даже у откровенных комлитчиков будут различаться тонкости лора и механик. И по этому я считаю, что этот жанр «убить» почти невозможно, даже с учетом его повальной оккупации ремесленниками. Личное мнение.
Или, скажем, фантастический боевик. Да, «космические приключенцы с нейросетями в пустой голове» и прочие штампы там в изобилии (рассказывал здесь:)
Но это, опять же, исключение. А в целом — адекватная читательская аудитория с умеренной любовью к «заклёпкам», интересные авторы и тысячи уникальных миров... Продолжать список можно вечно.
Так что — всего три места. С моей личной колокольни. А с вашей — можете «докричаться» из комментариев. Или даже написать по такому жанру критическую статью, что будет опубликована на «Закрытой» (инструкция в шапке канала). И на этом я с вами прощаюсь.
Подписка, лайк, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)