Найти тему
PriArT

Биография Аннибале Карраччи

Детство
Братья Аннибале и Агостино Карраччи выросли в Болонье, в районе, ныне известном как Виа Аугусто Риги. Подобно Милану Караваджо, Болонья Карраччи, папское государство с 1506 года, находилась в эпицентре интенсивных религиозных и научных потрясений. К концу столетия город претерпел значительную реконструкцию, превратившись в центр академического и научного обучения. Однако Болонский регион также находился в тисках экономического кризиса, вызванного чумой и голодом, а городские улицы, на которых вырос Аннибале, стали домом для орд крестьян.

-2

Аннибале не имел художественного образования. Его отец, Антонио, был скромным портным, а дядя, Винченцо, работал мясником. Из-за ограниченных средств Аннибале мог посещать школу только до 11 лет. Тем не менее, несмотря на его ограниченное образование (или, возможно, из-за этого), несколько историков предположили, что Аннибале был прирожденным рисовальщиком, и различные анекдоты подтверждают его врожденный талант. Наиболее известная из них была рассказана биографом Карраччи Беллори, который рассказал историю из раннего детства художника. История гласит, что однажды Аннибале сопровождал своего отца в Кремону, где он (его отец) должен был продать небольшой участок земли. На обратном пути в Болонью к Антонио пристала группа крестьян и ограбила их. Прибыв в полицейский участок, чтобы сообщить о преступлении, маленький Аннибале нарисовал портрет грабителей с такой скоростью и точностью, что полиция смогла немедленно задержать преступников и вернуть деньги Антонио.

Раннее обучение и работа
Неизвестный художник Портрет Аннибале, Людовико и Агостино Карраччи (дата неизвестна)
Аннибале начал свою трудовую карьеру в качестве ученика ювелира. По словам Беллори, частью его обучения было обучение рисованию, которым он занимался со своим двоюродным братом Людовико Карраччи. Талант Аннибале был официально признан, что привело к тому, что он был (повторно) принят в ученики к успешному местному художнику и выдающемуся маньеристу Бартоломео Пассеротти. Действительно, в 1570-х годах в живописи Италии доминировала тенденция маньеризма, которая преувеличивала пропорции фигурных изображений для создания элегантных образов, вызванных собственным воображением художников. Вполне вероятно, однако, что годы становления Аннибале подвергли его другим влияниям, включая его непосредственное окружение. Очевидно, что Карраччи следовал стилю Пассаротти, но его индивидуалистический подход указывает на то, что он был самоучкой, учитывая, что остается маловероятным (не говоря уже о недокументированном), что он мог служить под началом второго Мастера.

-3

Аннибале Карраччи Распятие (1583)
Аннибале, как и Агостино, начал свою профессиональную карьеру в качестве гравера, работая над крупными гравюрами примерно с 21 года. Считается, что его первая алтарная картина "Распятие" (1583) была создана двумя годами позже. Его фигуры, выполненные в соответствии с естественными, а не вытянутыми человеческими пропорциями, наводят на мысль, что Карраччи уже тогда демонстрировал свой независимый дух, восстав против стиля маньеризма. Действительно, Распятие было воспринято не очень хорошо. Распятие, которое считается наивным, означало, что Карраччи изначально было трудно заявить о себе как о серьезном художнике.

Несмотря на критику, Карраччи путешествовал по Италии, где впитал в себя множество влияний, включая Рафаэля и Пеллегрино Тибальди. Однако первоначально наибольшее влияние на Карраччи оказывал Антонио да Корреджо. Корреджо оказал на Аннибале такое влияние, что в письме, датированном 1580 годом, он заявил, что финансирует поездку в Парму, создавая и продавая копии работ Корреджо. Карраччи изучал Корреджо так пристально, что часто было трудно различить, какой художник написал какую работу.

В том же году, что и его поездка в Парму, Аннибале отправился в Венецию, где он воссоединился со своим братом. Агостино некоторое время жил в Венеции, обучаясь у известного голландского гравера и рисовальщика Корнелиса Корта. С 1574 года он работал гравером-репродуктором, копируя работы мастеров 16-го века, включая Веронезе, Федерико Бароччи, Антонио Кампи и Корреджо. Он также создал небольшое количество оригинальных гравюр, пользующихся некоторой известностью. Однако, воссоединившись, братья будут изучать работы Тициана, Джорджоне и Тинторетто, от которого они узнали о мастерстве венецианцев в области цвета и света. Мнения Аннибале о других художниках проявились в аннотациях, которые он оставил в экземпляре Жизни художников Джорджо Вазари (1550); том, который он был склонен критиковать за беззастенчивое предпочтение автора флорентийским художникам. В своих комментариях Аннибале подчеркивал, что Тициан был божественен и что венецианское искусство сыграло важную роль в его художественном становлении. Искусство Болоньи также имело большое значение для Аннибале, который в ранние годы посещал студию Якопо Бассано, положительно отмечая его способность создавать поразительные иллюзии в своих композициях.

Переселившись в Болонью, город, переживающий сейчас религиозную реформацию, Аннибале, Агостино и Людовико основали свою академию в 1582 году. Неизвестно, как обстояли дела у Академии изначально, но к концу 1580-х годов она превратилась в учебное заведение, известное как Академия Дезидероси ("жаждущая славы"). Все трое мужчин были против того, что они считали неясными и ложными фантазиями маньеризма, и использовали Академию для продвижения идеи о том, что искусство должно опираться непосредственно на природу для ее влияния. Карраччи преподавал изучение жизни, пропорции, анатомию, перспективу и архитектуру, и молодые художники Болоньи устремились туда учиться.

Однако художественный истеблишмент города был взбешен дерзостью трех молодых выскочек, которые сочли нужным открыть академию задолго до того, как они зарекомендовали себя индивидуально. Однако, как коллектив, Карраччи впервые получили возможность сотрудничать в выполнении заказа для Палаццо Фава в 1583 году. Считалось, что фрески, на которых были изображены истории Джейсона и Людовико, были написаны режиссером Агостино, поскольку в то время он был самым влиятельным членом семьи. Действительно, Аннибале, отброшенный в тень своего братаи двоюродный брат изо всех сил пытались получить религиозные поручения независимо от семьи.

Именно за пределами Болоньи Аннибале наконец смог получить религиозное покровительство, выполняя заказы в Парме, Реджо-нель-Эмилия и завершая алтарные работы для церкви Сан-Просперо. Действительно, "антиманьеристский" стиль Карраччи хорошо сочетался с кампанией Закона о католической контрреформации, а его религиозные поручения фактически привели к тому, что его религиозные методы лечения пользовались очень большим спросом.

Зрелый период
С годами Академия Карраччи утвердилась в художественном кругу, и ее посещали многие студенты, в том числе такие художники, как Гвидо Рени и Доменикино. Студенты и современники Академии начали перенимать более натуралистичный стиль. В 1589 году название Академии было изменено, вероятно, по просьбе Агостино, на Academia degli Incamminati ("Академия прогрессистов"), чтобы подчеркнуть интеллектуальный аспект школы. В рамках учебной программы акцент был сделан на практике рисования с Аннибале, подчеркивая важность взятия из реальной жизни. Идея творческого "Invenzione" (изобретение) часто ассоциировалась с Карраччи и была показателем его прогрессивной практики, которой приписывали изобретение карикатуры и сторонников графических загадок.

Другие творческие практики в Академии включали попытки закончить рисунок, не отрывая ручку от бумаги, в попытке создать максимально плавную композицию. Хотя Карраччи серьезно относились к художественному образованию, утверждалось, что у них все еще было время подшутить над своими сокурсниками. Трюк с участием братьев, пугающих Пьетро Фаччини, тайно перемещая скелет, который он изучал, был приведен в качестве примера их любви к розыгрышам. Однако искусствовед Клэр Робертсон предположила, что работа в Академии, возможно, усугубила различия между практикой Аннибале и Агостино. Считается, что Аннибале настолько наскучили теоретические рассуждения Агостино, что он однажды пошутил: "те из нас, кто художники, должны разговаривать руками".

Карраччи получили еще одну возможность реализовать совместный проект, когда они работали над заказом для главного салона в Палаццо Маньяни. Стиль Карраччи был настолько последовательным, что многие наблюдатели задавались вопросом, какой художник отвечал за какие картины. Аннибале ответил фактически, сказав: "Это Карраччи: мы все это сделали". Между 1591-2 годами трио работало над Палаццо Сампьери, который оказался их последним совместным проектом. К настоящему времени они достигли достаточного успеха как семья, что начали изучать свое искусство индивидуально, фактически превратившись в соперников. Это стало очевидным благодаря их художественному влиянию, когда в 1592 году Людовико говорил о предпочтении Тинторетто, в то время как Аннибале и Агостино отдавали предпочтение Тициану и Веронезе. Считается, что художественное разделение между Карраччи стало настолько явным, что их соперничество начало проявляться внутри мастерской, причем одна группа следовала учению Людовико, а другая Аннибале и Агостино.

К 1594 году Карраччи приобрел значительную личную репутацию и привлек внимание кардинала Фарнезе, богатого и влиятельного покровителя искусств, который хотел, чтобы новый талант выполнил фрески для его Палаццо Фарнезе в Риме. Но новый проект Аннибале лишь вызвал дальнейшее напряжение внутри семьи Карраччи. Людовико был счастлив в Академии в Болонье и не хотел переезжать в район, где ему пришлось бы восстанавливать себя. Агостино действительно присоединился к своему брату в Риме три года спустя (в 1597 году), но задержка во времени предполагает, что между ними росло расстояние. Братья действительно сотрудничали над небольшим количеством циклов, но они часто спорили, и Аннибале критиковал своего брата за его "невыносимую претенциозность".

Поздний период
Кардинал Фарнезе нанял Карраччи по контракту на питание, проживание и стипендию в размере 10 скуди в месяц. Художник работал над фресками Фарнезе в течение шести лет, создавая работы, которые станут вершиной его творчества и вехой в истории итальянского искусства.

-4

Великий шедевр Карраччи на потолке в галерее Фарнезе в Палаццо Фарнезе. Считается самым великолепным и влиятельным потолочным украшением в Риме со времен Сикстинской капеллы Микеланджело (закончена более полувека назад), считается высшим примером западного искусства в стиле барокко, и художники следующего поколения стекаются изучать его.
Фрески Палаццо Фарнезе были монументальным личным достижением Карраччи, не в последнюю очередь потому, что он оставался практически отрезанным от внешнего мира искусства около шести лет. Это было действительно трудное время для Карраччи, учитывая, что кардинал относился к нему без особого уважения и публично высмеивал его за неопрятную одежду и непритязательные манеры. Карраччи также был обременен черными обязанностями (для художника с его неоспоримыми талантами), такими как дизайн посуды и столового серебра и даже изготовление декоративных панелей для нашивания на одежду кардинала.

Законченные фрески хвалили по всему Риму, когда они были открыты в 1601 году. Но кардинал нанес Карраччи сокрушительное унижение, когда подсчитал стоимость всего рациона художника и вычел ее из его гонорара, оставив ему скудную сумму в 500 скуди. Удрученный Карраччи принял оплату без жалоб, но художник поддался глубокой депрессии, поклявшись никогда больше не рисовать. Вскоре после провала Фарнезе Карраччи перенес инсульт, который временно лишил его речи. Его страдания усугубились в следующем году смертью Агостино и вскоре после этого смертью его матери. Ему удалось выполнить еще несколько работ, в основном с помощью подмастерьев, прежде чем он умер от смертельной лихорадки.

Карраччи умер в 1609 году со словами: "На этот раз, мой дорогой доктор, механизм часов сломан, вам не нужно больше беспокоиться о них, они не подлежат ремонту". Карраччи был похоронен с большой помпой и церемонией, добившись, наконец, признания, которого он никогда полностью не получал при жизни. Его тело было помещено на катафалк и оплакано Академией Святого Луки (ассоциация художников в Риме) и похоронено, в соответствии с пожеланиями художника, рядом с его кумиром Рафаэлем.

Наследие Аннибале Карраччи
Карраччи называют одним из отцов-основателей того, что впоследствии получило признание как период барокко, и, хотя его карьера была относительно короткой (он умер в возрасте всего 49 лет), он оставил наследие смелых экспериментов, которые фактически свергли с престола маньеризм как элитную художественную практику.

Как и другие легендарные художники, Карраччи обладал волей и воображением, чтобы противостоять преобладающим стилистическим тенденциям. Будучи кроткой и замкнутой фигурой, он упорно боролся с экстравагантностью маньеризма, но не поддавался грубому реализму Караваджо. Его акцент на важности рисования с натуры в сочетании с использованием атмосферы классицизма и натуралистического фона вдохновлял учеников, которые выступали в качестве важного звена в эволюции итальянского искусства. Действительно, город Болонья стал домом для так называемой Болонской школы, которая обогнала Пармскую школу живописи и, благодаря усилиям таких учеников, как Франческо Альбани, Доменико Дзампьери, Джованни Ланфранко, Гверчино и Гвидо Рени, распространила влияние живописи барокко по всей Италии через Флоренцию, Рим и Неаполь.

Период барокко привнес в искусство новые ценности, которые повлияли и на творчество будущих поколений художников. Действительно, стиль барокко был продвинут вперед такими светилами, как Николя Пуссен и Питер Пауль Рубенс, чьи яркие изображения плоти и тонкие натуралистические фоны полностью заслуживают сравнения с Карраччи.