Найти в Дзене
Anatoly Fanatov

Нефть в России изначально досталась не тем людям

Александр Разуваев: Нефть в России изначально досталась не тем людям

Ходорковский в 1987‑м вместе с друзьями возглавил Центр научно-​технического творчества молодежи (НТТМ) при Фрунзенском райкоме ВЛКСМ (Москва). Центр занимался импортом и сбытом компьютеров, варкой джинсов, сбытом алкогольных напитков и так далее. Но самое главное, он зарабатывал на обналичивании средств. В то время НИИ,конструкторские бюро и заводы не имели права выплачивать сотрудникам реально заработанные деньги за сторонние заказы и пропускали эти заказы через Центры НТТМ. Ходорковский потом рассказывал, что именно в этот период он впервые заработал большие деньги – 160 тысяч рублей, которые он получил за специальную разработку от Института высоких температур Академии наук СССР.

Отношение команды «Юкоса» к России предельно чётко сформулировал один из топ-​менеджеров группы на конференции одного из инвестбанков осенью 2003 года. Он заявил, что Россия – это бесперспективная страна с сокращающимся населением, где компания просто качает нефть. Предельно откровенно о том, какое будущее уготовили населению Ходорковский и друзья. Однако у Путина и его соратников, прежде всего Игоря Сечина и Алексея Кудрина, были другие планы.

Основная проблема России начала 90‑х была не в том, что собственность поделили несправедливо. Справедливо поделить её было в принципе невозможно. А в том, что ключевые активы изначально достались очень сомнительным людям, для которых понятие патриотизма и социальной ответственности бизнеса – пустой звук. «Юкос», «Сибнефть» и ТНК проводили серую налоговую оптимизацию и не доплачивали в казну, прекрасно зная о мизерных зарплатах бюджетников. При этом «Сибнефть» и ТНК в итоге не стали ссориться с государством, выплатив сокрытую от налогов сумму и разумный штраф. И только «Юкос» полез в бутылку.

За минувшие 20 лет произошла консолидация нефтяной отрасли России. В результате на компании, прямо и косвенно контролируемые государством, сейчас приходится более половины добычи. А дело «Юкоса» стало важнейшим шагом в процессе национализации российских элит. Бизнес принял новые правила игры и второго «дела Юкоса» не потребовалось.

Александр Разуваев