Китайская космическая станция позволяет китайским ученым проводить эксперименты, которые ранее были им недоступны. Решение ЕКА не отправлять астронавтов на китайскую космическую станцию представляет собой символический удар по политическим устремлениям Пекина. 23 января генеральный директор Европейского космического агентства (ЕКА) Йозеф Ашбахер заявил, что у Европы нет намерений отправлять астронавтов на недавно построенную китайскую космическую станцию. Хотя это решение, вероятно, мало, что сделает для замедления космических амбиций Китая, оно предполагает, что напористое поведение Пекина, предполагаемые нарушения прав человека и неявная поддержка российского ввода войск на Украину все больше отталкивают Европу.
Космические станции сложно и дорого строить. Материальные выгоды от наличия космической станции сомнительны по сравнению с затратами, особенно если рассматривать альтернативы роботам без экипажа. Американские законодатели даже рассматривали возможность отказа от финансирования Международной космической станции (МКС) из-за ее высокой стоимости. Хотя точно неясно, сколько Китай потратил на свою космическую станцию, на достижение своей цели у него ушло три десятилетия.
Китайская космическая станция популярна среди внутренней националистической аудитории, она также важна для достижения цели Пекина по повышению мягкой силы Китая, дипломатического влияния и международного престижа. Космическая станция — это способ для Китая заявить о себе как о ответственном поставщике общественных благ на международной арене, особенно если МКС перестанет финансироваться. Это поможет Китаю выглядеть как более инклюзивная альтернатива Соединенным Штатам, поскольку Китаю в настоящее время запрещено участвовать в МКС.
Китай уже подал заявку в ООН на проведение экспериментов на своей космической станции. ЕКА вело диалог с Пекином об отправке астронавтов на китайскую космическую станцию и даже отправляло европейских астронавтов для проведения тренировок по выживанию в море в Китае.Решение ЕКА не отправлять европейских астронавтов на китайскую космическую станцию представляет собой символический удар по политическим устремлениям Пекина. Космическая станция — жемчужина его космической программы — вряд ли принесет Китаю дипломатические или репутационные преимущества перед другими великими державами. Но и решение ЕКА вряд ли замедлит космическую программу Китая, в основном отечественную.
На данный момент отсутствие участия ЕКА в китайской космической программе, по-видимому, ограничивается только космической станцией, и пока еще неясно, будут ли дальнейшие ограничения на сотрудничество. В ответ на решение ЕКА китайские комментаторы постарались не критиковать ЕКА напрямую. Вместо этого большинство возлагает вину на Соединенные Штаты. Например, в недавнем комментарии Global Times утверждается, что ЕКА «все чаще похищают США обвиняют Соединенные Штаты в «игре с нулевой суммой», которые оставляют при этом «дружескую дверь в Европу открытой».
Хотя Пекин может попытаться возложить вину на Соединенные Штаты, все же решение ЕКА связано с действиями Китая. Между тем, как Соединенные Штаты и их партнеры по ту сторону Атлантики видят Китай, существует разрыв, но этот разрыв в восприятии постепенно сужается. Дипломатически Китай может быть заинтересован в создании благожелательного имиджа. Но его все более напористая внешняя политика и националистические импульсы дипломатов подрывают его способность создавать благожелательный имидж во многих частях мира.
Репрессии Китая в Гонконге и его предполагаемое размещение от 800 000 до 2 миллионов уйгурских мусульман в лагерях для интернированных еще больше усиливают скептицизм среди европейской аудитории в отношении заявлений Китая об ответственной державе. Но, самое главное, это продолжающаяся дружба Пекина с Россией, которая ухудшает отношение европейцев к Китаю. Россия и Китай опубликовали совместное заявление после зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине, в котором говорится, что «дружба между двумя государствами не имеет границ». Ввод войск России на Украину поставил Китай в затруднительное положение, в то время как Китай стремился укрепить связи с Москвой.
Китай утверждает, что ищет мирное решение, и даже выдвинул мирное предложение, не посоветовавшись с Украиной. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Китай оказал России поддержку поставками нелетального оружия, а недавние сообщения указывают на то, что Китай даже рассматривает возможность предоставления летальной военной поддержки. Хотя отношение европейцев к Китаю не монолитно, их все больше объединяет скептицизм.
В то время как Китай становится все более могущественным на мировой арене, попытки Пекина проявить мягкую силу терпят неудачу. Китай не может просто достичь своих политических целей с помощью материальных стимулов, будь то через инициативу «Один пояс, один путь» или путем строительства космической станции. От якобы широко распространенных нарушений прав человека и резкого национализма до неспособности Пекина осудить Россию действия Китая сбивают Европу со своей орбиты.
Хотя в других частях мира, особенно среди стран Глобального Юга, к Китаю многие страны относятся более благосклонно, он отчуждает себя от некоторых наиболее важных политических акторов Европы. Действия Китая все больше подрывают его влияние в Европе. Тем не менее, в закрытой политической системе Китая, в которой доминирует правление президента Си Цзиньпина, мало стимулов говорить, что его внешняя политика подрывает интересы Китая. Без возможности скорректировать курс Китай будет продолжать удивляться тому, что он не может купить себе друзей, влияние и статус великой державы, которых он жаждет.
ЛИНКОЛЬН ХАЙНС