Они откатали программу так, что многотысячный зал встал. Крики толпы, несмолкаемые аплодисменты, кажется, заглушали их собственные мысли. Но глаза тренера, наполненные слезами, сказали куда больше, чем седьмое по счету золото Чемпионата России. Это был 2018 год, Санкт-Петербург, танец Бобровой и Соловьева там среди холодного льда горящей стрелой попал в точно в сердце – настолько чувственно, сильно, пронзительно.
«Энергетически это было просто не передать словами, это было можно только почувствовать в своей жизни. И такого я в своей карьере за 23 года никогда не чувствовала»
А сколько за это время было соревнований и программ! Память бережно хранит самые ценные воспоминания о первом прыжке, первой победе, и свое первое падение Екатерина Боброва помнит, как будто это было вчера на стадионе «Юных пионеров» в Москве. Маленькая белокурая девчонка четырех лет в теплой шубе, смешной шапке и коньках на два размера больше делала свои первые шаги на льду. Сюда ее привела, конечно же, не мечта об олимпийском золоте, а простое детское «хочу как сестра».
«Сначала сестра пошла в фигурное катание – маме нравился этот вид спорта. И вот в детстве такая вот ну немножко борьба со старшей сестрой за внимание родителей. Если у старшей есть, почему у меня этого нет?»
Соревновательный дух был у маленькой Кати в крови. Мама в прошлом выступала за сборную СССР по легкой атлетике, а папа бегал на лыжах за команду университета. Желание малышки заниматься спортом никого в семье, пожалуй, не удивило, как и то, что юную спортсменку уже на третьем занятии приметил тренер по фигурному катанию из соседнего крытого катка.
Взбалмошная, активная, невероятно артистичная и своенравная – такой помнит маленькую Катю ее первый наставник в одиночном катании Наталья Титова. Упражнения делала девочка быстрее всех, и пока остальные догоняли, не стеснялась лишний раз отдохнуть у бортика. Уже тогда понимала: за переработку нужно платить.
«"Боброва! Что ты там ничего не делаешь? Иди сюда!" – говорит. Ну что? "Ну, я уже сделала, жду, когда остальные сделают, вы дадите новое задание". Она говорит: "Ну что, десять раз сделано. Сделай двадцать". А Наталья Николаевна постоянно жевала жвачки, а на тот момент это стиморол был. Я говорю: "Давайте за стиморольчик"»
Но даже за такие поощрения у начинающей фигуристки не получались сложные многооборотные прыжки, а без них в одиночном катании никуда. Тогда тренер предложил перевести Катю в танцы на льду. Осталось уговорить партнера.
Дима Соловьев – мальчишка, что идеально подходил по росту и комплекции, долго упирался. Как это: ездить с девчонкой, да еще за ручку – с ума сошли? Но на первой тренировке Дима влюбился по уши. Нет, не в Катю – в другую фигуристку, хотя между партнерами тоже летали искры.
«У нас были гигантские амбиции у обоих. И вот это всегда коса на камень заходила. Нам десять-одиннадцать лет. Кто в это время не дерется? Даже в школе ставила жестко коньки, кричала маме со слезами на глазах: Больше не вернусь! Не хочу с ним кататься!»
С этими словами карьера фигуристки Кати Бобровой могла закончиться, так и не начавшись. Если кто и мог вразумить вечно препирающуюся парочку, то только авторитет. Так и случилось. По воле судьбы или счастливой случайности на одну из тренировок приехала сама Татьяна Тарасова. Заслуженный тренер отсматривала фигуристов для Чемпионата Европы. Как вдруг все ее внимание приковали к себе два шумных подростка.
«Татьяна Анатольевна это увидела и через весь лед: "А-а-а!" своим голосом. Мы аж замерли. И она просто спокойно говорит: "Вы деретесь, ругаетесь – теряете время, а в этот момент ваши соперники сделали уже дорожку, повторили вращение. Вы уже от этого стали слабее, чем они"»
Эту фразу они запомнили на всю жизнь. За следующие 17 лет Боброва-Соловьев стали настоящими друзьями и партнерами и, будучи школьниками, завоевали свое первое золото на Чемпионате мира среди юниоров.
Эта медаль перекрыла все прошлые ссоры и обиды. Ранние подъемы на тренировку, горы домашних заданий, пропущенные гулянки и даже выпускной, которого у Кати так и не было.
«Для меня опять же все эти фильмы, романтика, в Америке эти выпускные, бальные платья, естественно, мне тоже хотелось. Я понимала, что у меня просто другая судьба, другой путь в этой жизни – и он тоже классный»
Несколько лет пара Боборова-Соловьев, что называется, пахали: Чемпионаты России, Европы, мира сменяли друг друга, но золото Олимпиады все еще было где-то далеко. Их жизнь круто изменилась, когда вмешался еще один неслучайный человек – Александр Жулин. Он стал тренером ребят в 2012 году, а уже через два года они вместе со сборной страны стояли на вершине пьедестала Олимпиады в Сочи. Эта золотая медаль каждый день напоминает о том, какой путь был пройден. Еще больше воспоминаний здесь среди десятков медалей спортсменки – золотых, серебряных, бронзовых хранит эта маленькая потрепанная игрушка.
«Это, конечно, раритет. Это мой талисман. Этому бобру 26 лет, то есть на все соревнования, начиная с пяти лет, я его возила – на все! Никогда не забывала»
В 2019 году Екатерина Боброва закончила спортивную карьеру, но не бросила дело своей жизни. Она продолжает сиять в ледовых шоу, проводит мастер-классы и не устает доказывать: в жизни всегда будут не только взлеты, но и падения, но у каждого человека своя судьба, и как бы ты ни хотел быть похожим на кого-то другого, твой путь уникален.