Будущий создатель таблицы химических элементов Дмитрий Менделеев никак не мог сладить с латынью в школе. Математик Николай Лобачевский на спор перепрыгивал через голову профессора и заезжал во двор университета на корове. Основоположник космонавтики Константин Циолковский стал ученым-самоучкой, потому что из школы его выгнали после третьего класса. Кто еще из российских деятелей науки прослыл хулиганом, двоечником или задирой в юные годы — читайте в нашем материале.
Сначала Николая Пржевальского учили дома — в родной усадьбе Отрадное Смоленской губернии. Первыми учителями были мать Елена Каретникова, дядя Павел Каретников и няня Ольга Макарова.
Рос я в деревне дикарем; воспитание было самое спартанское; я мог выходить из дому во всякую погоду и рано пристрастился к охоте. Сначала стрелял я из игрушечного ружья желудями, потом из лука, а лет двенадцати я получил настоящее ружье.
Николай Пржевальский. «Автобиография»
В 1849 году вместе с братом его определили в гимназию в Смоленске, и сразу во второй класс. Дисциплина была суровой: дядя приводил детей в гимназию, приносил завтрак, а после занятий вел домой. Ни малейшей самостоятельности.
Такая же строгость была и в гимназии, где в буквальном, а не переносном смысле секли по субботам. Подбор учителей, за немногими исключениями, был невозможный: они пьяные приходили в класс, бранились с учениками, позволяли себе таскать их за волосы. <…> Вообще, вся тогдашняя система воспитания состояла в запугивании и зубрении от такого-то до такого-то слова. Тем не менее, науки было мало, а свободы много, и гимназисты не выглядели такими стариками, как нынешние, не ходили в pince-nez или очках и долго оставались детьми, часто шумными и драчливыми.
Николай Пржевальский. «Автобиография»
Пржевальский вспоминал, что в раннем детстве ему досталось немало розог, потому что он был «препорядочный сорванец». И в гимназии Пржевальский был «первым учеником», а вот дисциплина хромала.
Однажды шестиклассники в отместку учителю решили уничтожить журнал с отметками. Жребий исполнить такой «подвиг» выпал Коле — он стащил журнал и утопил в Днепре.
После нескольких дней сиденья в карцере я пошел к начальству и признался в своей вине; за это постановлено было исключить меня из гимназии. Узнала об этом моя матушка, немедленно приехала в гимназию и просила не исключать ее сына, а хорошенько высечь за сделанную шалость. Ей ответили, что нельзя сечь учеников 6-го класса, но она уговорила, и, таким образом, меня вздули и оставили в гимназии, из которой я вышел в 1855 году с твердым намерением поступить в военную службу.
Николай Пржевальский. «Автобиография»
Пржевальский окончил гимназию с отличием, поступил в Рязанский пехотный полк, а потом стал крупнейшим исследователем Центральной Азии.
Автор: Татьяна Григорьева