В России создадут специальную комиссию по разрешению споров между маркетплейсами и их партнёрами. Таков промежуточный итог громкого скандала с Wildberries, в который пришлось вмешиваться Госдуме, Министерству труда и другим органам власти. А всё потому, что маркетплейсы - это бизнес с оборотами в триллионы рублей. И на нём завязаны тысячи предпринимателей и их сотрудники.
*ПВЗ - Пункт выдачи заказов
Посудите сами - у Вайлдберриз сейчас 27 тысяч ПВЗ по стране, у Озон - 16 тысяч, и еще 10 тысяч у Яндекса. И каждый из маркетплейсов в этом году планирует еще сильнее расширить свою сеть. Вот мы и решили посмотреть, как устроена экономика этих самых ПВЗ. Сколько стоит открыть такой пункт и насколько прибыльное это дело.
На бумаге - всё несложно. Нашел помещение, подготовил его, оформился в системе и всё - работаешь на себя, а не на дядю, гребёшь бабло лопатой. Маркетплейсы даже обещают помочь. Во-первых, предоставлением промо-материалов, типа вывески, а во-вторых - финансово.
К примеру, Яндекс-маркет за открытие нового пункта выдачи заказов в Москве готов выплачивать 120 тысяч рублей . Озон обещает до миллиона трехсот тысяч - правда, только при открытии точки за МКАД и после достижения минимально необходимого оборота. Вайлдбериз даст 360 тысяч - если открывать ПВЗ в приоритетной для маркетплейса локации.
В общем, выглядит всё заманчиво. Но при углублённых подсчётах - реальность оказалась суровой. Начнём с подбора помещения. Ключевое требование к ним - площадь от 30 до 50 квадратных метров. На сайтах каждого маркетплейса даже есть специальные карты, которые показывают - где, в какой зоне города - ПВЗ много, а где их явно не хватает. И, судя по этим картам, почти все козырные места в Москве и ближайшем Подмосковье уже заняты. А там, где пунктов не хватает - далеко не факт, что в этих локациях они вообще нужны и будут пользоваться спросом.
КАРТЫ МАРКЕТПЛЕЙСОВ:
ВБ - https://pvz-stat-map.wildberries.ru/#13/55.7424/37.6329
ОЗОН - https://pvz-map.ozon.ru/
ЯМ - https://market.yandex.ru/lp/market-pvz
Допустим, нам повезло - мы нашли идеальную локацию, где сдаётся подходящее помещение. Разброс ставок аренды в Москве внушительный, но в среднем получается где-то 2700 рублей за квадрат. А значит только на аренду мы ежемесячно будем тратить от 80 до 135 тысяч рублей.
Помещение арендовано, теперь необходимо сделать ремонт и обустроить его. И здесь у каждого маркетплейса свои требования - вплоть до колеровки цвета, в которую должны быть покрашены стены. Так что отделку придется делать вооружившись брендбуком маркетплейса. Посчитаем все первоначальные вложения.
Арендодатель сразу попросит оплату на 2 месяца вперёд. Это, исходя из средних ставок по Москве, минимум 160 тысяч. Дальше делаем ремонт - строго по брендбуку маркетплейса. На ремонт и отделку как минимум закладывается 200-300 тысяч рублей - все зависит от состояния помещения, которое арендуется. Закупаем мебель - в соответствии с тем же брендбуком, и оргтехнику - компьютер, принтер, роутер и несколько камер наблюдения. Итого - от полумиллиона до восьмисот пятидесяти тысяч рублей.
Итак, помещение отремонтировано, маркетплейс все одобрил. Можно начинать работу. Либо самостоятельно - 7 дней в неделю по 12 часов в день - либо все ж таки потратить еще денег и нанять сотрудников.
Как минимум двоих, работающих посменно. Зарплата - 30-35 тысяч рублей каждому. А ещё за каждого нужно будет платить НДФЛ и делать отчисления в соцфонды. Ну и помним про ежемесячную оплату аренды и про расходники. Так что ежемесячные затраты владельца ПВЗ можно оценить в 170-240 тысяч рублей.
Теперь все эти инвестиции нужно как-то отбить. Та самая финансовая поддержка от маркетплейсов слегка поможет, но она выплачивается максимум три месяца. Дальше - плыви сам. Пункты выдачи заказов зарабатывают за счёт процента с оборота. Учитывается стоимость только тех товаров, которые клиент забрал.
У Озона ставка от 2,7% до 5% от оборота. Т.е., чтобы окупить минимальные месячные затраты - 170 000 - нужно в месяц выдавать товаров на 3,5 млн. У Вайлдберриз ставки схожие, плюс небольшие субсидии в первые три месяца. И для “выхода в ноль” по расхода нужен оборот 4,5 млн под 4%. У Яндекс Маркета ставки плавающие, в зависимости от объема выданных заказов, но по факту, чтобы отбить ежемесячные расходы и выйти в плюс здесь также нужна “проходимость” на 4 млн рублей.
Если округлить, то средний чека заказа по всем трем маркетплейсам - полторы тысячи рублей. То есть, чтобы выйти на оборот в 4 млн, нужно выдавать 2 666 заказов в месяц - чуть меньше 100 заказов в день. И это чтобы именно купили и потом не вернули.
И при этом нужно избежать штрафов от маркетплейса. Буквально за всё - от открытия с опозданием на пару минут и отсутствия моментального доступа к видеокамере до слишком долгой обработки товара и рейтинга точки ниже 4,9. А ведь клиенты часто ошибаются и ставят кол не плохому товару, а именно ПВЗ. Я не говорю уже о штрафах за бракованную или подменённую вещь, которые и стали причиной недавнего скандала.
А ещё - владелец помещения может повысить аренду. Или поблизости откроется ещё один пункт выдачи - и размоет поток клиентов. Рисков множество, и вот я уже думаю - а есть ли вообще смысл сейчас открывать ПВЗ в Москве? Этот вопрос мы задали человеку, который уже не первый год занимается бизнесом точек ПВЗ - Артёму Бобцову, эксперту по маркетплейсам
Если оценивать на сегодняшний день рынок Москвы и Подмосковья, то процентов на 90-95, наверное, географически уже пунктами выдачи покрыто всё что можно, да? Поэтому, если кто-то хочет задуматься об открытии своего пункта выдачи, то лучше это делать подальше от Москвы. В райцентрах, посёлках, рабочих посёлках. Для того, чтобы была нормальная клиентская база, пункту достаточно, чтобы вокруг, ну, в каком радиусе досягаемости, жило 4-5 тысяч человек.
Можно ли снизить свои затраты? Скажем, находятся те, кто ставит людей на минимальный официальный оклад, а остальные деньги выдаёт в конверте. Экономно, но абсолютно противозаконно. Другие подключают к своей ПВЗ сразу несколько маркетплейсов. Формально это тоже запрещено, но люди находят способы это сделать.
Что в итоге? Этот бизнес точно не такой простой, как кажется. Безусловно, многие, кто начал в первую волну, два-три года назад - уже набили шишек, и неплохо зарабатывают, открывая новые пункты выдачи. Но есть и много тех, кто переоценил свои предпринимательские способности - посмотрите хотя бы сколько сейчас на Авито объявлений о продаже ПВЗ.
Считайте деньги. И они у вас обязательно будут.