Найти в Дзене
Валерия Тумилевич

Сайнс-арт (Science-art) - виды и подвиды, известные арт-проекты. Часть 2

Оглавление

В прошлой статье мы познакомились с одним из направлений современного искусства - сайнс-арт. И сегодня хотелось бы поподробнее остановится на его видах и подвидах, подкрепляя их примерами арт-проектов.

Илл. 1. Основные виды художественного течения «сайнс-арт» (Буткевич Н. В., Шмотьева А. О.)
Илл. 1. Основные виды художественного течения «сайнс-арт» (Буткевич Н. В., Шмотьева А. О.)

«Био-арт»

«Био-арт» (термин бразильско-американского художника и биоинженера Э. Каца; конец XX в.) существует на стыке искусства и биологии. Художники при создании приведений искусства используют биотехнологии, генную инженерию, микроорганизмы, живые ткани, экологические и средовые проявления. Надо отметить, что широко популярны фотографии, на которых запечатлены чашки Петри с различными изображениями и узорами из бактерий, созданные микробиологами и художниками. Например, нервные клетки из микробов появляются в совместной работе «Нейроны» микробиолога Мехмета Беркмена и испанской художницы Марии Пенил Кобо.

Илл. 2. Мехмет Беркмен и Мария Пенил Кобо, Нейроны», фотография.
Илл. 2. Мехмет Беркмен и Мария Пенил Кобо, Нейроны», фотография.

Или же работа микробиолога Таши Штурм «Отпечаток руки», где разрослись разные колонии бактерий:

Илл. 3. Таша Штурм, «Отпечаток руки», фотография.
Илл. 3. Таша Штурм, «Отпечаток руки», фотография.

«Нано-арт»

«Нано-арт» (вторая половина XX в.) — создание произведений искусства микро- и нано-размеров с помощью электронного микроскопа. Формирующиеся образы находятся под действием химических или физических процессов обработки материалов и фотографирования. Родоначальником этого направления является румынский учёный и художник Крис Орфеску. Одна из известнейших его фотографий — «Осколки» 1980-х годов. Это обработанное изображение среза коллоидной частицы графита, погружённой в жидкий азот при температуре -196 °С.

Илл. 4. Крис Орфеску, «Осколки» (1980-е).
Илл. 4. Крис Орфеску, «Осколки» (1980-е).

«Робо-арт»

«Робо-арт» (вторая половина XX в.) существует на стыке искусства и робототехники. Художники в этом случае применяют «технологии автоматизации и робототехники, вживления в живой организм бионических модификаций» [1]. Одним из известных художников этого направления является австралийский художник-концептуалист под псевдонимом STELARC и его «Третья рука» (1980), где к телу артиста прикрепляется искусственная роботизированная рука с пятью пальцами, способная к независимым движениям (сжатие-отпускание, захват-отпускание и вращение запястья). Эта форма телесного протеза не только способна совершать сложные движения, но и включает в себя систему тактильной обратной связи для рудиментарного чувства осязания.

Илл. 5. STELARC, «Третья рука» (1980).
Илл. 5. STELARC, «Третья рука» (1980).

Художник также исследовал возможность писать одновременно правой и третьей рукой:

Илл. 6. STELARC, «Третья рука» (1980).
Илл. 6. STELARC, «Третья рука» (1980).

«Инфо-арт»

«Инфо-арт» (признание благодаря выставке «Информация» 1970 года К. Макшайна) отличается использованием различных электронных данных, информационных технологий и искусственного интеллекта. Направление «представляет собой визуализацию качественных и количественных данных, которые являются основой компьютерной науки, технологий и управления» [1]. В пример можно привести проект «9 вечеров: театр и техника» группы «Experiments in Art and Technology» (ЕАТ), где были представлены серии выступлений художников, инженеров и ученых (первая демонстрация телепроекции; беспроводная передача звука; запечатление инфракрасной телекамерой действия в полной темноте; доплеровские сонары).

Илл. 7. Experiments in Art and Technology (ЕАТ), «9 вечеров - театр и техника» (1966).
Илл. 7. Experiments in Art and Technology (ЕАТ), «9 вечеров - театр и техника» (1966).

«Медиа-арт»

В «Медиа-арте» (вторая половина XX в.) произведения создаются и демонстрируются посредством информационно-коммуникационных технологий. Медиа-арт разделяется на электронное искусство: разнообразные электронные носители — Дж. Шоу и Д. Грюневельд «Четкий город».

Илл. 8. Дж. Шоу и Д. Грюневельд, «Четкий город» (1989).
Илл. 8. Дж. Шоу и Д. Грюневельд, «Четкий город» (1989).

Телематическое искусство: использование телекоммуникационных объектов — «ТВ Сад» Н. Д. Пайка (1999-2002), представляющий собой инсталляцию, в которой 120 телевизионных мониторов, помещенных среди пышных зарослей растений, выглядят как будто экзотические цветы. Эта работа обрела символ единства технологий, природы и искусства:

Илл. 9.  Н. Д. Пайк, «ТВ Сад» (1999-2002).
Илл. 9. Н. Д. Пайк, «ТВ Сад» (1999-2002).

Звуковое искусство: использование музыкальных и звуковых элементов для создания скульптур и инсталляций — например, Ж. Тенгели изобрел «метамеханические» скульптуры, испускающие случайный набор звуков посредством оборота шестеренок в металлических конструкциях:

Илл. 10. Ж. Тенгели, «Мета-матик №6», (1959).
Илл. 10. Ж. Тенгели, «Мета-матик №6», (1959).

Световое искусство: использование разновидностей света при создании арт-объектов и средовых инсталляций — «Пульсирующая Спираль» Р. Лозано-Хеммера:

Илл. 11. Р. Лозано-Хеммера, «Пульсирующая Спираль» (2008).
Илл. 11. Р. Лозано-Хеммера, «Пульсирующая Спираль» (2008).

«Когнито-арт»

«Когнито-арт» (начало XXI в.) существует на стыке искусства и нейротехнологий (оказывают влияние на понимание устройства нашего мозга и мыслительной деятельности), содержит в себе элементы психо- и арт-терапии. Примером может служить перформанс М. Абрамович «Измеряя магию взгляда» (2011), который изучает понятия творческого порыва, невербальной коммуникации, развития познания и понимания психики человека:

Илл. 12. М. Абрамович «Измеряя магию взгляда» (2011).
Илл. 12. М. Абрамович «Измеряя магию взгляда» (2011).

Сайнс-арт в России

Стоит отметить, что сайнс-арт так и не оформился в России в самостоятельное направление и находится на недостаточном уровне развития по сравнению с западным. Причины отставания российского сайнс-арт [2]:

1) общая тенденция «запаздывания» современного искусства в России;

2) проблема недостаточного финансирования инновационных проектов в сфере искусства;

3) отсутствие выстроенного диалога между сообществами учёных и художников;

4) проблема недостаточной оснащённости площадок для экспонирования научно-технологического искусства.

Но несмотря на это, интерес к сайнс-арту в нашей стране возрастает с каждым днём. Примером сайнс-арта в России является проект арт-группы «Куда бегут собаки» «Поля 2», состоящий из стеклянного сосуда с ферромагнитной жидкостью, которая благодаря магнитам внутри сосуда, с помощью датчиков обретает форму глаза при появлении рядом с инсталляцией человека.

Илл. 13. Арт-группа «Куда бегут собаки», «Поля 2» (2011).
Илл. 13. Арт-группа «Куда бегут собаки», «Поля 2» (2011).

«Если зритель движется вокруг чашки, глаз перемещается вслед за ним по поверхности. Если зритель останавливается, глаз тоже останавливается и начинает моргать. Глаз как бы следит за человеком. Когда зритель удаляется, глаз погружается внутрь жидкости, и мы опять видим лишь ровную поверхность» [3].

Илл. 14. Арт-группа «Куда бегут собаки», «Поля 2» (2011).
Илл. 14. Арт-группа «Куда бегут собаки», «Поля 2» (2011).

Итак, сайнс-арт — это очень объемное поле для исследования, имеет свои разнообразные уникальные признаки. Определенные подходы и технологии сайнс-арта – это ценное единство научного и эстетического методов.

Пишите в комментариях, как вам статья? Было ли сложным для прочтения? Что было самым запоминающимся и интересным?


Источники:

1. Буткевич Н. В., Шмотьева А. О. Сайнс-арт технологии в современном искусстве // Синтез искусств в проектировании среды. – 2020. – С. 22-31.

2. Левченко О. Е. Освоение природы средствами сайнс-арта: «естественное» и «технологическое» // автореф… дис. кан. культ. наук. – М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, – 2016. – С. 1-26.

3. Куда бегут собаки: Проект «Триалог» [Электронный ресурс] // Livejournal. URL: http://where-dogs-run.livejournal.com (дата обращения: 11.04.2022).