Найти тему
РИА Новости

Россия потеряет территории. Разбираем научный прогноз, где все логично объясняется

Оглавление

Ведущие климатологи мира опубликовали ключевой документ, на основе которого правительства будут принимать решения по дальнейшей борьбе с глобальным потеплением. Международная группа ученых объяснила, что ждет планету Земля, и в частности Россию.

Не предписывать, но влиять

Даже если страны, подписавшие Парижское соглашение, выполнят взятые на себя обязательства на 100 процентов, средняя температура все равно поднимется на полтора-два градуса, говорится в докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК).

Эту неполитическую научную организацию создали в конце 1980-х по инициативе Всемирной метеорологической организации и в рамках реализации программы ООН по окружающей среде. В ней представлены 195 стран.

Собственных исследований МГЭИК не проводит — обобщает и анализирует данные, опубликованные в научной литературе, а также пользуется результатами наблюдений или расчетов.

Эксперты разделены на несколько рабочих групп. Одна занимается физическими основами изменения климата. Другая рассматривает воздействие на социальные и природные системы. Третья изучает роль антропогенного фактора в природе. Российские специалисты участвуют во всех направлениях.

Уже завершился шестой цикл работы МГЭИК. Изучив данные, полученные с 2010 по 2019 год, каждая группа выпустила доклад. Кроме того, составили итоговый документ, выводы которого в сжатом виде опубликовали в "Резюме для политиков". Все это утвердили на конференции в швейцарском Интерлакене.

"Принцип организации — давать информацию, которая имеет отношение к принятию решений, но не предписывать решения", — подчеркнул член-корреспондент РАН, научный руководитель Института глобального климата и экологии имени Израэля (ИГКЭ), вице-председатель рабочей группы II МГЭИК Сергей Семенов. Вместе с коллегами он представил результаты шестого цикла на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня".

Точки невозврата

Эксперты подвели черту под дискуссией о причинах глобального потепления. Воздух на Земле нагрелся в среднем на 1,1 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальной эпохой (1850-1900) из-за антропогенных выбросов. Но не всех — некоторые, наоборот, охладили атмосферу. Так, парниковые газы прибавили порядка полутора градусов, но 0,3-0,4 градуса компенсировали выбросы аэрозолей. Вклад естественных факторов — не более 0,1 градуса.

"Потепление в градус с небольшим кажется не очень значительным, — отметил научный сотрудник кафедры физики атмосферы МГУ имени Ломоносова, ведущий автор рабочей группы I МГЭИК Алексей Елисеев. — На самом деле для процессов планетарного масштаба это соответствует огромному распределению энергии внутри системы".

   Изменения глобальной приземной температуры, реконструированные по данным палеоклиматических архивов (серая линия, годы 1–2000) и наблюдений (черная линия, 1850-2020 годы)© МГЭИК, Изменение климата, 2021 год
Изменения глобальной приземной температуры, реконструированные по данным палеоклиматических архивов (серая линия, годы 1–2000) и наблюдений (черная линия, 1850-2020 годы)© МГЭИК, Изменение климата, 2021 год

Наиболее наглядно это проявляется в изменении гидрологического цикла: в регионах с влажным климатом осадков стало больше, а в засушливых — меньше. Все чаще возникают экстремальные погодные явления — волны жары и холода, ливневые осадки, градобитие.

Эксперты рассмотрели проблему так называемых критических точек, в которых поведение природных систем меняется непредсказуемым образом. По одной из гипотез, при перегреве атмосферы возможны коллапс Гольфстрима и гибель лесов Амазонии — важного поглотителя углекислого газа. Порог неизвестен, но, как отмечено в отчете, вероятность перехода через него повышается.

Потепление неизбежно

Вторая рабочая группа рассмотрела антропогенные выбросы. При наиболее неблагоприятном сценарии в Арктике к концу века потеплеет на десять градусов.

И даже при самом оптимистичном в рамках 1,2 и двух градусов, обозначенных в Парижском соглашении по климату 2015-го, не удержаться. По крайней мере, временно.

   Изменение глобальной приземной температуры (среднегодовое)© МГЭИК, Изменение климата, 2021 год
Изменение глобальной приземной температуры (среднегодовое)© МГЭИК, Изменение климата, 2021 год

Чтобы это остановить, человечеству необходимо как можно быстрее прийти к устойчивым нетто-отрицательным выбросам СО2. То есть вся антропогенная эмиссия углекислого газа должна либо поглощаться, либо как-то купироваться.

Если затянуть, запустятся механизмы обратной связи. Усилятся лесные пожары, торфяники начнут высыхать, вечная мерзлота — таять. Естественные поглотители углерода ослабеют, что приведет к дополнительным выбросам. Возврат к климатической норме усложнится, предупреждают ученые.

Национальный эгоизм

Россия — страна с "выраженным потеплением", говорит Семенов. Особенно в Арктике. Плюс в том, что открывается перспектива судоходства по Северному морскому пути. А минус — это разрушение домов и объектов инфраструктуры из-за таяния вечной мерзлоты.

"Поэтому мы, с одной стороны, выгодоприобретатели, но и отрицательные эффекты на нас сказываются", — уточняет ученый.

По его словам, даже на Северном морском пути не все так однозначно. "С потеплением увеличивается количество мелкобитого льда. При штормовой погоде он действует на береговую инфраструктуру как наждак, — объясняет Семенов. — Береговые сооружения разрушаются, береговая линия физически съедается. Это некоторые потери территории в пользу моря, хотя и не катастрофические".

Глобальный выброс парниковых газов — примерно 60 миллиардов тонн в год. Российский вклад — одна сороковая.

"Вроде бы не так много. На мировой уровень доля России существенно не влияет. Мы можем вообще ничего не сокращать, а только заниматься адаптацией. Но это позиция национального эгоизма, чреватого отрицательными результатами", — считает Семенов.

Например, такая политика явно не понравится развивающимся странам, страдающим от глобального потепления, что негативно скажется на имидже государства. Кроме того, понизится конкурентоспособность российских товаров с большим углеродным следом.

Наука
7 млн интересуются