Один из методов изучения неявных и неочевидных причин тех или иных исторических событий в принципе известен каждому. И каждым может быть применен к текущей реальности. Сразу многое станет понятно. Вот только почему-то на практике люди предпочитают искать в Интернете (в 90-е искали во всякой макулатуре, еще раньше - в "толстых журналах") подходящее лично им мнение некоего писателя (журналиста, блогера) и его объявлять Истиной.
Так вот, речь идет о том, чтобы соотнести ТЕКСТ той или иной нормы закона, указа, постановления и пр. с ДАТОЙ. И попробовать понять, ПОЧЕМУ именно в этот момент принимается такая версия, а не за год до этого, например. Что изменилось? Что добавилось? Что убавилось? Что произошло недавно?
Просто вроде, но от результатов такого несложного анализа сразу становится грустно, а то и просто жутко. Может быть поэтому люди предпочитают читать телеграм-каналы и играть в "верю-не верю"?
Давайте разберем метод на простом и понятном примере из 1943 года. Чтоб ничего не нарушать, ничего не разжигать и никого не дискредитировать. Ибо Уголовный Кодекс надо чтить всегда, а особенно в такое смутное время.
Итак, 15 ноября 1943 года (война уже со всей очевидностью покатилась на Запад, ее победное завершение для СССР становится с каждым днем все ближе и ближе) выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР
"Об ответственности за разглашение государственной тайны и утрату документов, содержащих государственную тайну".
Он объявлялся соответствующими приказами, копию одного из них читатель найдет в конце статьи, а мы ниже приводим сам текст Указа.
Возникает очевидный вопрос - "А почему только в самом конце 1943 года?" Почему не в 1941? Не в 1937?
"Отечественная юридическая наука" тут как тут с готовым ответом, красивой табличкой и прямой логической цепочкой от Указа 1943 г. к современной статье 283 УК РФ, что по версии той самой науки и подтверждает тезис о неуклонном совершенствовании уголовного законодательства в части ответственности за разглашение ГТ (и вообще по жизни) вплоть до текущего момента, который и есть торжество справедливости и законности. Апогей, так сказать.
Аргументы приводятся такие (если коротко):
В 1943 году "наметился перелом", а до того момента был жуткий бардак из-за эвакуации промышленности и мирного населения, продвижения войск противника вглубь нашей территории и пр. После перелома возникла возможность разобраться наконец с документацией на заводах, ее хранением и публикацией в печати сведений о новой технике и вооружении. Ну, заодно и вообще с печатным словом решили повнимательней быть - вышел огромный список "чего нельзя" - от упоминания имен командиров полков и названий населенных пунктов до информации о восстановлении заводов и фабрик на освобождённых территориях.
А раньше типа все был шпионаж - статья 58.10, а какой, спрашивается, шпионаж, если человек карту секретную проэтосамое? Или чертеж. Шел, шел и потерял. С кем не бывает... А его сразу в шпионы-диверсанты! Ну, ладно, если он военнослужащий, для них была 193-я статья специально. А если он честный труженик тыла и талантливый конструктор, например?
Мы, конечно, сильно упрощаем содержание соответствующих рефератов и даже диссертаций, а равно как и некоторых опубликованных работ уважаемых и непререкаемых авторитетов, но если по сути, то именно так все выглядит.
Правда, странно? Неубедительно как-то...
НО! Министерство Обороны сделало в 2007 году очень важный шаг и провело очень важную работу, опубликовав оцифровку ЦАМО в свободном доступе. И продолжает делать, кстати.
И любой желающий может изучить обстановку с обеспечением режима секретности и сохранности ГТ в 1943 году по документам.
Но давайте все-таки внимательно еще раз прочитаем текст Указа. Там не сроки важны (весьма умеренные по тем временам), а ПОСЛЕДНИЙ ПУНКТ.
ДЕЛА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НАСТОЯЩИМ УКАЗОМ, ПОДСУДНЫ ВОЕННЫМ ТРИБУНАЛАМ.
Вот оно, что главное! Если кто не в курсе - на рассмотрение три дня давалось обычно. Никакого нытья "мог- не мог". Никакого томления в СИЗО годами в ожидании признания, как это нынче популярно. Трое суток, срок и вперед. Либо (если повезло) в шарашку под конвоем работать, либо "в порядке применения прим. 2 к ст. 28 УК РСФСР и аналогичным статьям союзных республик" на фронт. Скорее всего, в штрафную часть. Это если штатский.
А если военный, еще проще. И еще быстрее.
Потому что фронт захлестывала волна мелкого раздолбайства с тяжелыми последствиями. Обвешанные орденами-медалями героические личности не желали вникать в тонкости секретного делопроизводства и соответствующих должностных лиц костерили по чем зря как мешающих воевать тыловых крыс. При этом упомянутые прославленные полководцы могли легко выкинуть такую дичь, что даже по нынешним своеобразным временам будет явный перебор. Например, приехать в Москву на доклад и оставить в гостинице горничной на хранение секретные карты, отправившись прогуляться.
Вопреки расхожим заблуждениям, "закрыть" вот такого деятеля для ОКР "СМЕРШ" было порой очень не просто. Требовалась санкция вышестоящего командования, а то и Военного Совета Фронта. А там свои резоны, лишних генералов и полковников нет. И даже подполковников. И даже майоров. Идите, товарищи контрразведчики, ванек-взводных ловите, если очень хочется, и не мешайте врага бить. А тут - бац -Указ. И не поспоришь уже.
Приведенные соображения легко можно подтвердить появлением более частных приказов примерно в тот же период на ту же тему. С некоторыми из них читатель может ознакомиться в следующих статьях:
Получается немного иная картина. До 1943 года действительно не до совершенствования законодательства было. Но дело не в этом, а в том, что масштабы угрозы от раздолбайства на фронте ив тылу стали сравнимы с угрозами в результате действия вражеских спецслужб. С учетом того, что других генералов не было, других конструкторов тоже уже не было и много кого уже не было, введена вот такая "жесткопрофилактическая" форма вразумления за шаг до расстрела.
А теперь рекомендуем читателям самостоятельно применить указанную методику к нормам, упомянутым в следующей публикации.
ПВС СССР издал 15 ноября сего года указ "Об ответственности за разглашение государственной тайны". Этот указ объявлен приказом заместителя наркома обороны № 314 от 6 декабря сего года - приказываю
Приказы. Дата создания документа: 17.12.1943—27.12.1943г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 927, Опись: 0000001, Дело: 0009, Лист начала документа в деле: 153.
Авторы документа: Соколовский, Мехлис