Около 13 тысяч лет назад, в конце последнего ледникового периода, Японский архипелаг отделился от Евразии, что способствовало формированию здесь первой самобытной культуры, с которой отсчитывают свою историю современные японцы, — её называют словом "Дзёмон". Однако являются ли японцы потомками людей, живших на архипелаге в период Дзёмон? Или ими являются айны, которых часто называют древнейшим населением Японии? Давайте разберемся.
Слово «дзёмон» означает «веревочный узор». Так археолог Эдвард Морз назвал в 1877 г. стиль обнаруженной им древней керамики — по характерному узору. Затем образцы дзёмон находили по всему архипелагу, а само слово стало общим названием ряда археологических культур и периода, когда они существовали, с 11-го до 1-го тысячелетия до н. э.
Ареал дзёмон охватывал обширные пространства от южного Сахалина и южных Курил на севере до острова Окинава на юге. Носители этих культур вели в целом схожий образ жизни, основанный на собирательстве, охоте, рыбной ловле, сборе моллюсков, огородничестве. Они жили в полуземлянках, лепили посуду из глины, а помимо каменных и деревянных орудий использовали микропластины из обсидиана, который распространялся благодаря торговле.
На мой взгляд, ни о каком этническом и языковом единстве на таком обширном пространстве говорить ещё не приходится, хотя некоторые считают, что все носители культуры Дзёмон говорили на языке — предке айнского. Сегодня выделяют девять культурных зон дзёмона: 1) центр Хоккайдо; 2) юг Хоккайдо и север Хонсю; 3) юг Тохоку; 4) Канто; 5) Хокурику; 6) Тюбу; 7) Кансай, запад Хонсю и Сикоку; 8) Кюсю; 9) Окинава и другие острова. Мне видится, что это деление адекватнее отражает этнолингвистическую картину. Но нужно помнить, что эти девять зон могли взаимодействовать, меняться, сливаться и исчезать.
Современные жители Японии в той или иной степени восходят к древним обитателям архипелага. Японцы сформировались из дзёмонцев, живших от Кюсю до юга Тохоку, при этом сильное влияние оказали волны мигрантов-монголоидов с материка (сначала из Юго-Восточного, а затем из Северо-Восточного Китая) в течение тысячи лет с III в. до н. э. до VII в. н. э. (у японцев около 12% общих генов с дзёмонцами). Айны, вероятно, произошли от дзёмонцев севера Хонсю и юга Хоккайдо, которые также подверглись генетическому и культурному влиянию своих соседей, как с юга, так и с севера.
В сегодняшней Японии очень любят Дзёмон, поскольку этот далекий период даёт историческую основу для политического единства Японского архипелага сегодня (и даже якобы позволяет претендовать на некоторые соседние острова). Однако это всё равно, что археологи будущего будут говорить о единстве шведов, финнов и русских, обнаружив осколки тарелок и кружек из «Икеа».
---------------------------------
Меня зовут Василий Щепкин, я рассказываю об истории Японии и айнов — коренного народа Хоккайдо, Сахалина и Курильских островов. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Этот текст был ранее опубликован в моей группе в ВК: https://vk.com/@ainumoshir-dzemon-ainy-i-yaponcy