Найти тему
ПоУшиВКино

“Звезда родилась” (2018): Мысли по фильму после повторного просмотра

Оглавление

*это лишь моё мнение, я никого не пытаюсь переубедить*

Вариант постера к фильму "Звезда родилась" (2018)
Вариант постера к фильму "Звезда родилась" (2018)

Драму, режиссёрскую работу актёра Брэдли Купера “Звезда родилась” (A Star Is Born), я смотрела первый раз в год её выхода в кинотеатрах. Тогда она мне не понравилась, показалась такой эмоциональной, что сложилось впечатление – слёзы вымогают незаконным путём. Быстро становится понятно, к какой развязке движется история, можно предугадать действия главных героев.

Не знаю, как это работает, но на днях сильно захотелось пересмотреть фильм. Повторный просмотр оставил меня при том же мнении, но зато я рассмотрела некоторые интересные детали.

Всё же совсем плохим фильмом “Звезда родилась” я не назову. Это, в конце концов, всего лишь моё мнение. Считаю, что в нём есть положительные стороны.

На всякий случай, скажу о сюжете: У музыканта Джексона “Джека” Мейна (в исполнении Брэдли Купера), алкоголика и наркомана, карьера идёт на спад. Каждый свой концерт он заканчивает не с последним гитарным аккордом, а в баре, где пьёт до потери сознания. После очередного выступления он заезжает в травести-бар и встречает там молодую певицу Элли. Его захватывает её исполнение песни Эдит Пиаф La Vie En Rose, он увлекается девушкой, она – им, потому что он словно не замечает её невзрачной внешности. Их отношения быстро выходят на серьёзный уровень, да ещё Элли проявляет себя как талантливая артистка, что отделяется от любовника в сольное плавание. Джексон не может принять её успехов, его собственная жизнь угасает ещё быстрее….

Как Брэдли Куперу пришла идея

В профиле фильма на КиноПоиске прочитала факт: Брэдли Купер решил, что снимет такую драму, после концерта группы Metallica, где с ними пела Энни Леннокс. Его покорила певица, полностью отдающаяся музыке, так, что он видел, как пульсирует венка на её шее во время исполнения песни I Put a Spell on You.

По его замыслу, фильм должен был рассказать историю любви со сцены, с этой точки зрения. Это действительно очень интересно и захватывающе. И в принципе у него это получилось. В этом огромная заслуга оператора Мэтью Либатика (Matthew Libatique). Для быстрой ориентировки, чтобы понимать красоту планов – этот мастер часто работает с Дарреном Аронофски (“Чёрный лебедь”, “мама!”, “Реквием по мечте”).

Операторская работа

Отличительной чертой Элли, героини Леди Гаги, которая исполнила эту роль, является её нестандартная (или не вписывающаяся в стандарты поп-сцены) внешность. Она не миловидная, белокурая девочка с прямым капризным носиком, а с крупными чертами лица, волевым подбородком и большим носом (главным недостатком, беспокоящим её).

При этом внешность её внезапно обретённого “краша” в лице певца с увядающей карьерой Джексона Мейна никак не комментируется никем. Акцент делается лишь на его пороке, хотя на фоне этого порока было бы уместно ввести пару реплик, чтобы отобразить, как сильно он сдал за годы употребления. Более того, есть упоминание, что он пьёт всегда, начал ещё с отцом. Значит, внешность его должна быть не самой привлекательной.

Так выглядит Джексон Мейн крупным планом. По мне, так очень красиво. Даже несмотря на то, что актёр мазал под глазами раздражающей кожу мазью, чтобы глаза выглядели раздражёнными
Так выглядит Джексон Мейн крупным планом. По мне, так очень красиво. Даже несмотря на то, что актёр мазал под глазами раздражающей кожу мазью, чтобы глаза выглядели раздражёнными

Ещё отмечу, что Брэдли Купер уже играл наркоманов и выглядел при этом так же соблазнительно, словно спит в криогенных камерах, чтобы не портиться. Это его единственный недостаток – слишком красив для исполнения роли наркоманов и не гримируется под правдивый вид, указывающий на то, что его герои алкаши и наркоманы (я имею в виду проекты “Шеф Адам Джонс” и “Области тьмы”).

Так вот, смотрите. Мастерство Мэтью Либатика видно в этом фильме сразу – всё же отец-инженер передал сыну навыки математической точности, и она сказывается в манере построения планов. Здесь очень много крупных планов и Элли, и Джексона Мейна. Потому я и говорю, что было бы круто указать на внешние изменения Мейна. В объективе Либатика главные герои выглядят очень симпатично. Он выбирает великолепные ракурсы и углы, чтобы показать именно красоту человека, а не внешность как предмет восхищения, когда видишь незнакомца на обложке журнала, не зная этого поп-культурного персонажа ближе. В его объективе Элли и Мейн живые, настоящие люди, борющиеся со своими демонами, пороками, между собой и за свои отношения. Они вовсе не страшные, не отталкивающие. И такая манера съёмки свойственна оператору, в этом отображается его эмпатия к объектам, как однажды охарактеризовал его способности Даррен Ароноффски: “у него есть эта эмпатия, а также невероятные технические навыки, он может чувствовать, что происходит перед ним, а затем он может применить свой огромный опыт, чтобы найти наилучший способ запечатлеть изложенный на бумаге текст”.

И потому было бы круто указать на внешние изменения музыканта с точки зрения окружающих, а на крупных планах Либатика отразить взгляд Элли на своего возлюбленного. Получается, сам человек видит себя одним образом, а со стороны их воспринимают каждый по-своему. Если додумать, что внешность Мейна меняется под воздействием алкоголя и наркотиков, а через объектив оператора (равно взгляд Элли) он выглядит хорошо, то это круто. Надеюсь, что удалось разъяснить, что я имею в виду.

Да и в целом весь фильм снят невероятно красиво. Пожелание Купера учтено (история любви с точки зрения сцены) – часто планы выглядят так, словно Мейн или Элли стоят на сцене, так выстроено освещение и так выбран ракурс, даже если они на данный момент находятся в другом месте.

Это было сложное задание – создать органичную картинку в фильме, где начинающий режиссёр сам исполняет главную роль музыканта, не являясь им, а ему в пару встаёт настоящая певица, которая не актриса. Оператору нужно было создать так называемый визуальный язык истории, который помог бы зрителю лучше понять героев Купера и Леди Гаги. Для зрителя картинка выглядит романтично и возвышенно, но сам Мэттью Либатик говорит о своей работе на проекте A Star Is Born иначе: “Я должен был создать особое пространство, странно считать иначе, потому что вы принимаете это за креативное решение, но на самом деле это настоящий прагматизм” (So I had to create a space, and it’s weird because you want to say everything was a creative decision, but it was a pragmatic one for me).

Сценарная часть

На этот раз, мне кажется, я лучше поняла литературную часть фильма. Сценарий рассказывает историю угасания одной звезды (Джексон Мейн) и восхождения другой (Элли). Джексон мог бы жить дольше, но прошлое его не отпускает. Ранняя потеря матери, пьющий отец, воспитание старшим братом, попытка суицида в 12 лет, поиск себя через занятия музыкой, что тоже не было простым делом – даже в этом есть серьёзная драма. Как выясняется, он всегда был одержим тем, что человеку важно иметь собственное высказывание, и его покорила эта способность в Элли, она знала, что сказать. И стала делать это намного лучше него – он ей помог, а она полетела ввысь, не нуждаясь больше в его помощи.

В себе он такой силы не ощущал. Ему нужен был человек, кто бы постоянно оказывался рядом – как старший брат всегда был рядом, как отец, выполняющий роль собутыльника в детстве, как потом Элли, кто поразил его своей непохожестью на окружающих (она стала расспрашивать о нём самом, а не пытаться взять автограф или фото).

Но Джексон не умел бороться, его обезоруживали всего лишь слова собеседников, которые говорили болезненные вещи, а он воспринимал их как повод быстрее двигаться к петле. Кстати, намёк на это есть уже в первых минутах фильма. Когда он ехал с концерта в какой-нибудь бар, из окна автомобиля можно увидеть рекламный экран с четырьмя в ряд виселицами.

В начале фильма, перед знакомством с Элли
В начале фильма, перед знакомством с Элли

Но мне не хватило на экране отыгрывания этих сценарных деталей. Красота планов – это здорово, но было бы полезнее раскрыть Мейна и Элли побольше, добавить им больше биографических данных, побочных сцен, чтобы показать их более глубокими людьми. Вместо человеческих характеристик здесь есть приметы повышения значимости артиста, такие как участие в Saturday Night Live и номинации в трёх категориях на Grammy. Насколько я знаю, на SNL приглашают тех, кто уже сделал что-то значимое в своей карьере, а до номинации Лучший дебют всё же нужно подольше поработать. Как-то обесценивается значение этих мероприятий в фильме и занижается уровень трудозатрат для попадания туда.

На бумаге эта история видится мне намного пронзительнее. Воображение дорисовывает события ярче, позволяет представить в деталях, что же именно произошло. Когда Джексон Мейн Брэдли Купера пьянеет, сидит на диване с остекленевшими глазами, когда он уходит в себя, оценивая, куда движется его жизнь, когда он пьяным всё же умудряется сыграть на гитаре мелодию песни Pretty Woman, я, зритель, верю в его страдания, потому что представляю литературную часть сценария и вижу, что актёрски Купер исполняет роль хорошо. И Мэттью Либатик снимает отлично, показывая героев каждый раз с разных сторон. Но не хватает характеристик для полноты восприятия.

Мне не понравилось режиссёрское решение полностью убрать момент с гибелью музыканта. Он закрывает ворота и гаража и на этом моменте его герой полностью выводится из сюжета. Слишком затянули план с ремнём вместо того, чтобы показать тело, как результат. У меня осталось ощущение незавершённости и отсутствия той драмы, какая бы имела смысл в контексте этой истории.

Заключение

При просмотре я думала о том, что может означать название фильма. Восхождение к Олимпу тут всё же показано не так, как хотелось бы увидеть, всё же “скалистые горы скалистее” (как говорится в “Тупом и ещё тупее”). И не думаю я, что простая официантка так быстро смогла выбиться на сцену – один раз вышла к Мейну, и публика начала приветственно кричать. Так обесценивается само понятие, что доверие публики нужно заработать.

Финальный план меня натолкнул на мысль, что фраза “Звезда родилась” – это некая идиома, означающая, что человек получил достаточный опыт, чтобы вкладывать его в своё творчество, рассказывать о нём, то есть делиться, потому что это поможет другим людям пережить схожие проблемы. Ты будешь как бы говорить им, делясь своей историей, что они не одиноки.

***

На данный момент этот фильм для меня хорош тем, что натолкнул на эти размышления. Разбор плюсов и минусов оказался полезен в образовательном плане.