Найти в Дзене

ШКОЛЫ ИАЙДЗЮЦУ: ХОКИ-РЮ

Хоки-рю (伯老流) - более распространенное название Катаяма Хоки-рю (片本伯老流), традиция, которая уходит своими корнями к Катаяма Хоки-но-Ками Хисаясу (1575-1650, фото 1). Как и в случае со многими другими школами той эпохи, эта школа в действительности включала в себя несколько боевых искусств, включая иайдзюцу, кэндзюцу, систему, подобную дзюдзюцу, под названием когусоку коси-но мавари, и бодзюцу. Однако он был наиболее известен своим мастерством владения мечом, и особенно в иайдзюцу.

Фото 1. Катаяма Хоки-но ками Хисаясу.
Фото 1. Катаяма Хоки-но ками Хисаясу.

Современные японские источники по этому вопросу часто упоминают, что Хисаясу изучил секреты иайдзюцу непосредственно у Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу, но предоставляют мало или вообще не предоставляют никакой информации о том, где и когда это произошло. Однако, вторая теория, предполагает, что Хисаясу изучал «иай дзюхатто» у человека по имени Сёан. Согласно третьей теории, Хисаясу учился как у Сёана, так и у Хаясидзаки Дзинсукэ. Хотя по прошествии стольких веков фактической информации осталось мало, интересно поближе взглянуть на то немногое, что доступно. Первым интересным источником является Дзириндэн (фото 2), рукопись, состоящая из нескольких томов. Содержание этой работы приписывается Катаяме Хоки-но-Ками Хисаясу, но сам текст, по-видимому, был записан его вторым сыном Хисатакой. В томе 1 Дзириндэн есть страница с рисунком любопытного учебного приспособления, названного как «иайдай» (фото 3). Текст, предшествующий рисунку, содержит четкую ссылку на мастера Сёан, поскольку в нём говорится, что точно так же, как в иайдзюцу старого Сёана существует восемнадцать техник кодэн (кодэн дзюхати-хон), для каждой техники существует свой иайдай. Кроме того, в нём говорится, что изночально иайдай назывался титэнтай (地天泰), но после 15 года Кэйтё (1610) он стал называться иайдай (出生代), и что приведенный пример - это иайдай, который использовался во времена изучения дзюхатто. Из Дзириндэн также становится очевидным, что философия, содержащаяся в нём, тесно переплетена с символизмом, заимствованным из Ин и Ё (Инь и Ян , философия, основанная на Книге перемен или И-Цзин). Различные японские источники упоминают, что Сёан на самом деле был дядей Хисаясу, хотя есть также те, кто придерживается мнения, что первый был дядей Хаясидзаки

Фото 2. Том 1 из Дзириндэн.
Фото 2. Том 1 из Дзириндэн.
Фото 3. Страница Дзириндэн, на которой показан рисунок «иайдай».
Фото 3. Страница Дзириндэн, на которой показан рисунок «иайдай».

или даже обоих мужчин. В то время, когда Сёан обучал Хисаясу уровню содэн из иай дзюхатто, первый жил в деревне Катаяма Сунсю. Также высказывается предположение, что фамилия Хисаясу происходит от названия деревни Катаяма. Более того, в «Хаясидзаки Мёдзин то Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу» постулируется, что Хисаясу, возможно, учился у Хаясидзаки Дзинсукэ, когда первый гостил у своего дяди в первые годы периода Бунроку (1592-1595). В то время Хисаясу было за двадцать, а Дзинсукэ - за пятьдесят. В день Нового года первого года Кэйтё (1596), находясь на горе Атаго в Киото, Хисаясу помолился богу Атаго и получил просветление. Во сне он увидел иероглиф кан (貫) и основал свою собственную рюха под названием Иккан-рю (大貫流). Обычно иероглиф кан, который он использовал в названии своей рюха, может иметь несколько значений, включая «пронзать», «пронзать насквозь», а также «достигать» (своей цели). Однако в данном случае значение, вероятно, более символическое. В гокуи (секретный раздел) Хоки-рю есть объяснение мандзи-но цурунуки, альтернативно также читаемое как мандзи кан. Согласно этому гокуи, путь воина «пронизывает небо и землю» (Тэн Ти иккан суру). Вертикальная линия представляет Небо, горизонтальная - Землю. Когда они пересекаются друг с другом, в результате получается символ дзю (十). Когда иероглиф дзю течет или вращается, его четыре кончика изгибаются (таким образом, принимая форму мандзи или 卍 по-японски), и он рождает и развивает все вещи во Вселенной. До тех пор, пока человек не идёт против правил Неба и Земли, у него не будет врагов в этом мире. В Дзириндэн говорится, что Исононами (磯波) состоит из пятнадцати техник, разделенных на три раздела, т.е. гэдан, тюдан и дзёдан (фото 4), каждая из которых насчитывает по пять техник, соответственно называемых И, Со, Но, На и Ми. На каждом уровне И, Со, Но, На и Ми имеют разное значение и название. На уровне дзёдан иероглифом, приписываемый Ми, является 卍. Как я уже объяснял ранее, мандзи также играл важную роль в иай Хаясидзаки. Судя по символике, используемой Хисаясу, можно предположить, что связь между Хисаясу и Дзинсукэ возможна.

Фото 4 Страницы из Дзириндэна, на которых перечислены пятнадцать техник Исононами.
Фото 4 Страницы из Дзириндэна, на которых перечислены пятнадцать техник Исононами.

Хотя со временем школа Хисаясу стала также известна как Син-рю (пишется как 真流, так и 神流), в конечном итоге она стала известна как Катаяма Хоки-рю, часто также сокращаемая до Катаяма-рю (片山流) и Хоки Рю (伯老流). В старых книгах также можно встретить название Батто Хоки-рю (抜刀伯老流), явно указывая на то, что школа была известна в основном своими техниками баттодзюцу или иайдзюцу. Несмотря на нерешенные вопросы о том, где и когда Хисаясу учился у Хаясидзаки Дзинсукэ, многие японские книги по этой теме включают Хоки-рю в число ответвлений линии Хаясидзаки Дзинсукэ. Однако Хисаясу также был прямым учеником Такэноути Хисамори, основателя Такэноути-рю, и в технике раздела Когусоку коси-но мавари явно прослеживается влияние Хисамори.

Катаяма Хоки-но Ками стал инструктором Тоётоми Хидэцугу и Тоётоми Хидэёри. В 15-ый год Кэйтё (1610) он продемонстрировал секретные техники Исононами императору Гоёсэй и получил титул «Дзю Гои-но Гэ Хоки-но Ками». После падения замка Осака и гибели семьи Тоётоми Хисаясу отправился в Суо-но Куни («Страна Суо», ныне Ивакуни), где его пригласил в качестве гостя Киккава Хироиэ, первый правитель княжества Ивакуни. Хисаясу предложили стать вассалом семьи Киккава, но он отказался. Он оставался в Суо-но Куни до своей смерти в 3-ий год Кэйан (1650). Однако потомки Хисаясу служили семье Киккава. На протяжении многих поколений традиция Хисаясу сохранялась семьёй Катаяма и называлась просто Катаяма-рю или Хоки-рю. Школа также имела ряд ответвлений, и одной из наиболее заметных линий, по которой передавалась Хоки-рю иайдзюцу, была линия семьи Хосино. На фото 5 показан свиток периода Эдо, озаглавленный «Хоки-рю иай мокуроку», датированный 2-ым годом Ансэй (1855) и подписанный Хосино Сиродзаэмоном.

Фото 5. Икки-рю иай мокуроку, подписанный Хосино Сиродзаэмоном в 1855 году.
Фото 5. Икки-рю иай мокуроку, подписанный Хосино Сиродзаэмоном в 1855 году.

Serge Mol. Classical Swordsmanship of Japan

-7

ПЕРЕВОДЫ КНИГ И ВИДЕО

-8