31 декабря 2171 года приграничный с КНР город Новосибирск. Молодая семья в пока ещё российской части города на левом берегу Оби, по сложившейся многовековой традиции, смотрит фильм "Ирония судьбы, или с лёгким паром".
Совсем недавно картина Эльдара Рязанова была с помощью китайских технологий ароматизирована. Кроме объёмного изображения с эффектом личного присутствия на телезрителя из запахогенератора телевизора волнами ниспадают ароматы, сопутствующие той или иной сцене.
Кроха сын морщит свой нос от запаха распаренного веника, пива и водочного перегара спрашивает отца: "Папа! А что такое баня?" Глава семейства недовольно чешет затылок, залезает в путинапедию и читает: "Баня является порождением советского тоталитаризма. С её помощью осуществлялся контроль за настроением в обществе. После банных процедур и самоистязания веником у людей развязывались языки, и они хаяли советский тоталитарный строй. Банщик, штатный агент КГБ, брал на карандаш всех недовольных и строчил доносы, после чего за несчастными глухой ночью приезжал "Чёрный Воронок" и увозил их для перевоспитания в лагеря. Позднее все бани были перепрофилированы в музеи Спасителя России Путина!"
Жаль, но всё идёт к этому! Нет сомнений, что в недалёком будущем в моём шахтёрском городке не останется ни одной общественно доступной бани. В России в результате так называемой оптимизации были закрыты и продолжают закрываться не только больницы, фельдшерские пункты, школы, но и тысячи бань.
Грустно! В СССР даже во время войны бани не закрывались! По воспоминаниям моей мамы, тогда, они дружно запрягались в санки и везли прабабушку в городскую баню. Желающих попариться и как следует оттереть въевшуюся в кожу угольную пыль было так много, что ждать своей очереди приходилось чуть ли не по два часа. Старушку от души парили и хорошенько тёрли мочалкой. Такими СПА - процедурами моя прапрабабушка была весьма довольна!
Не надо забывать, что в годы военного лихолетья Советская власть не допустила ни одной эпидемии опасных для жизни болезней. Едва ли не решающую роль в этом сыграло наличие доступных для всех бань.
Страна Советов заботилась не только о чистоте души, но и чистоте тела советского человека
В 1917 г. в России насчитывалось всего 384 городских бани, а в 1940 году, через каких-то 23 года, в 1940-6666. единовременной вместимостью 314000тыс.человек. Благодаря массовой постройке бань страна Советов избавилась от позорного наследия царского режима-педикулёза и сопутствующего ему тифу.
В каждом шахтовом посёлке моего родного города помимо Дворца культуры, больницы, детского сада и школы, в обязательном порядке строилась баня, которая была не только местом банно-прачечных процедур, но и своеобразным сибирским пабом, куда после смены захаживали горняки соседней Шахты.
После пары, другой кружек пива атмосфера становилась душевной. Все курили крепкие папиросы "Прибой", "Север", "Беломорканал". Дым стоял такой, что хоть топор вешай! Из-за этого женщины, отдыхающие после бани в фойе, время от времени поругивались со слегка окосевшими мужиками.
Многие из тех, кто пил пиво были фронтовики, но я не могу припомнить чтобы они вспоминали былые сражения! Видимо война была для них таким тяжким испытанием, что говорить о ней не хотелось! Чаще всего, как и полагается добропорядочным посетителям паба, мужики говорили о футболе. Прежде всего обсуждали игру местной команды "Шахтёр".
Когда привозили новую партию пива бочкообразная буфетчица просила посетителей подсобить и помочь разгрузить бесценный напиток. Уговаривать долго не приходилось! Мужички по двум плахам с уханьем и гуканьем скатывали дубовые бочки прямо в фойе. За свой ударный труд получали по кружке "жигулевского"
и право брать пенный напиток вне очереди !
В СССР был доступен один вид пива – "Жигулёвское". Правда изредка можно было попробовать «Рижское» и «Ячменный колос». По этому по поводу никто не расстраивался и с радостью пили то, что было в наличии. Вообще, людям пережившим страшную войну и потерявшим своих близких, многие из материальных благ казались не важными.
Для того чтобы вновь не вставать в очередь мужички брали по крайней мере по три кружки. Некоторые к пиву приносили сушёных окуньков. Часто буфетчица для того, чтобы поскорей продать залежалый товар - плавленые сырки за 15 копеек, навязывала их покупателям в качестве закуски к пиву.
Вокруг бани располагались бараки и неказистые домишки. Баня для многих была единственной возможностью полностью помыться. Личные баньки были не у всех. А те у кого они были не всегда ими пользовались. Приготовить баньку было делом хлопотным и трудозатратным! Прежде чем помыться и попариться надо было набрать угля, растопить печь и натаскать воды, а здесь всего за 10 коп. можно было помыться и в волю напариться, при этом тратить воды столько, сколько душа пожелает! Время нахождения в бане не регламентировалось!
Почти все банно-прачечные учреждения строились по одному проекту.
Слева от входа в фойе находилась женская, а с права – мужская парикмахерская.
Между ними располагался буфет, в котором после бани можно было выпить бутылочку лимонада за 12 копеек или кружку пива за 22. В углу фойе, как правило, стояли громадные деревянные бочки из-под пива пустые или наполненные пенным напитком.
В воздухе витал кисловатый пивной запах, круто перемешанный дымом крепких папирос.
Между буфетом и парикмахерской по правую и левую руку был вход в мужскую и женскую раздевалку, помывочное отделение и сердце бани - парилку.
В мойке царила атмосфера банного братства. Без всякой задней мысли все тёрли друг другу спины и делились веником.
В парилке был кран с вентилем и количество пара регулировали с его помощью. Был такой туман, что ярых парильщиков расположившихся на верхнем ярусе даже не было видно. Бывало, из клубов пара доносился грубый с хрипотцой голос какого нибудь заядлого парильщика: «Слышь пацан как-то ты больно кашляешь нехорошо, ложись-ка на лавку я веничком из тебя всю хворь выбью!» И выбивал… Кругом были родные советские люди добрые, отзывчивые и бескорыстные!
Обычно, по русскому обычаю, в баню ходили по субботам. Жаждущих смыть грехи было много! Приходилось занимать очередь и ждать, когда освободится место!
Иногда, перед банными процедурами меня стригли в парикмахерской «под чубчик».
Так получалось, что чаще всего меня стригла женщина фронтовик. Правой рукой она держала машинку, а левой дымящуюся беломорину! Тётенька парикмахер усаживала меня на плашку перекинутую между перилами кресла и за пять минут на моей голове оставался маленький белобрысый чубчик!
Взрослые мужики обычно стриглись под "канадку". Освежиться, после стрижки и бритья опасной бритвой одеколоном Шипр, считалось престижным.
В детстве я всячески избегал банные процедуры! Как-то раз мой дядя по поручению моей мамы умудрился поймать меня на улице и взять с собой в баню! Был он страстным любителем берёзового веника и ядрёного пара.
У меня были такие грязные пятки, что казалось бы их невозможно отмыть! Однако мамин брат сунул мои ноги в тазик с горячей водой, а затем хорошенько отдраил их жесткой мочалкой! Мои пятки стали розовыми и чистыми как попа младенца! Мои моральные и физические страдание были компенсированы дядей двумя стаканами лимонада!
Мои хорошие приятели по четвергам ходят в баню. Некоторые из них скорее Господа, чем товарищи и могут себе позволить иметь какую угодно роскошную личную сауну. Другие всю жизнь проработали под землёй и живут на скромную пенсию. Но все их объединяет одно - все они из славного советского прошлого, где все были друг другу товарищами! Для них, старенькая облезлая, одноэтажная баня, находящиеся на грани закрытия, словно машина времени.в клубах пара, переносит их в светлое Советское прошлое, где яркой вспышкой пролетело их беззаботное детство и счастливая молодость! Где были живы родители и все друзья! Каждый четверг, из месяц в месяц они совершают путешествие во время, которого не вернуть!