Найти тему

"...Плакал и говорил, что это гениально..." Рахманинов и Танеев: к 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова

В 1885 году двенадцатилетний Сергей Рахманинов приехал в Москву, где был принят в пансион знаменитого педагога Н.С. Зверева и одновременно на III курс младшего отделения Московской консерватории, директором которой был в то время С.И. Танеев.

С.В. Рахманинов. 1885 г.
С.В. Рахманинов. 1885 г.
С.И. Танеев - директор консерватории. Фото из фондов музея.
С.И. Танеев - директор консерватории. Фото из фондов музея.

В 1889 г., уже будучи студентом старшего отделения, Рахманинов оказывается в классах фуги и свободного сочинения А.С. Аренского и начинает изучать контрапункт под руководством С.И. Танеева. Рахманинов и другие ученики находили контрапункт «смертельно скучным», пропускали занятия и не выполняли задания. И тогда, вспоминает С.В. Рахманинов, С.И. Танеев придумал «…странное, но абсолютно действенное средство, которое привело нас в чувство… На клочке нотной бумаги он писал тему и присылал её к нам домой со своей кухаркой. Кухарке было строго-настрого приказано не возвращаться, пока мы не дадим ей выполненные задания… Что касается меня, он полностью достиг желаемого результата: причина моего послушания заключалась в том, что наши слуги просто умоляли меня, чтобы кухарка Танеева как можно скорее ушла из кухни. Боюсь, однако, что иногда ему приходилось долго ждать ужина».
Однако, если нам сейчас и забавно читать эти строки, следует понимать, что обладающая исключительной самобытностью Рахманиновская полифония не могла бы родиться без полученных от Танеева знаний и что именно творчество Танеева во многом предвосхитило дальнейшие полифонические открытия и находки Рахманинова.
Не лучше обстояли дела и в классе фуги у А.С. Аренского, где, по выражению А.Б. Гольденвейзера, «…и Скрябин, и Рахманинов … ленились и ничего не делали» вследствие того, что Аренский, по мнению Рахманинова, оказался «несостоятельным» в фуге. Сергей Васильевич вспоминал:
«…На помощь подоспела судьба. Аренский заболел, и Танеева попросили взять его класс…Мне очень жаль, что он дал мне только два урока. Однако из этих двух уроков я почерпнул больше, чем за весь предыдущий год…Предмет оказался настолько увлекательным, что я начал работать над фугой с огромной радостью».

Историко-теоретический класс Московской консерватории в 1890-е гг.
Историко-теоретический класс Московской консерватории в 1890-е гг.

Всю жизнь Танеев поддерживал Рахманинова, помогал ему советами. Когда он хлопотал об исполнении Первой симфонии Рахманинова, тот писал ему, что «…если она пойдет - то это только благодаря Вам, Вашим хлопотам и Вашему, дорогому для меня, вниманию ко мне». Созданный в 1896 г. Третий квартет ре минор Танеев посвятил Рахманинову.

Титульный лист издания Третьего квартета С.И. Танеева, посвященного С.В. Рахманинову, с дарственной надписью.
Титульный лист издания Третьего квартета С.И. Танеева, посвященного С.В. Рахманинову, с дарственной надписью.

А Рахманинов посвятил Сергею Ивановичу Вторую симфонию. В этом сочинении, законченном в конце 1907 г., полифоническое мастерство автора проявилось особенно полно и разнообразно. Не случайно именно это произведение он посвятил такому выдающемуся полифонисту, как С.И. Танеев.

Дарственная надпись С.В. Рахманинова С.И. Танееву на титульном листе издания Второй симфонии.
Дарственная надпись С.В. Рахманинова С.И. Танееву на титульном листе издания Второй симфонии.

Несколько раз имена Танеева и Рахманинова встретились в концертных программах. Так, 16 января 1905 года в 52-м утре Кружка любителей русской музыки Сергей Иванович исполнил под управлением Рахманинова Концертную фантазию Чайковского, а 7 января 1912 года в 7-м симфоническом собрании московского Филармонического общества Рахманинов дирижировал увертюрой «Орестея».
Известно об интересе Рахманинова к фортепианным сочинениям учителя. Так, в 1911 г. он писал Танееву из Берлина:
"Сижу сейчас у Н.Г. Струве, который мне... показал Ваши фортепианные вещи... я их сейчас же проиграл и пришел в восторг. Ужасно мне они нравятся! И вот... мне хотелось об этом сказать Вам. Простите мне мою навязчивость!"
Отметим, что Сергей Васильевич не только высоко ценил фортепианные произведения Танеева, но и включал их в программы своих концертов.

Танеев, в свою очередь, высоко ценил творчество Рахманинова. А.Н. Александров вспоминал, как присутствовал вместе с Танеевым в Большом зале консерватории на репетиции Второго фортепианного концерта Рахманинова. «Я сидел рядом с С.И. Танеевым, который во время исполнения … был так растроган, что плакал, а потом сказал мне, что это «гениально». Из уст Сергея Ивановича лишь в очень редких случаях можно было услышать такую оценку».

Титульный лист издания Второго фортепианного концерта. Из фондов музея.
Титульный лист издания Второго фортепианного концерта. Из фондов музея.
  • Фрагмент финала Второго фортепианного концерта. Играет Николай Луганский. Дирижер - Владимир Федосеев.

Одна из последних встреч Танеева и Рахманинова состоялась в начале апреля 1915 года. Специально для Танеева, по его просьбе, Рахманинов играл на фортепиано свою «Всенощную». Сергея Васильевича чрезвычайно обрадовала оценка Танеева - весьма строгого критика.
«Его оценка, высказанная в почти восторженных выражениях, оказалась последней похвалой, которую я услышал из его уст…»
В начале июня, находясь в Финляндии, Рахманинов узнает о кончине Сергея Ивановича, и через неделю в газете "Русские ведомости" появляется его знаменитый некролог о Танееве.
«Для всех нас, его знавших и к нему стучавшихся, это был высокий судья, обладавший, как таковой, мудростью, справедливостью, доступностью, простотой. Образец во всем, в каждом деянии своем, ибо что бы он ни делал, он делал только хорошо. Своим личным примером он учил нас, как жить, как мыслить, как работать, даже как говорить, так как и говорил он особенно, „по-танеевски“: кратко, метко, ярко. На устах его были только нужные слова", - писал он.
А в день получения трагического известия, глубоко сожалея о невозможности присутствовать на похоронах, Сергей Васильевич направляет в ту же газету заметку о смерти учителя, которая заканчивается словами: «Светлую, дорогую мне память о нём бережно сохраню до последних дней моих».

  • С. Рахманинов. Всенощное бдение. Приидите, поклонимся. Исполняет Государственный академический русский хор СССР под управлением Александра Свешникова.

Н.Г. Райский рассказывал, как однажды они с М.И. Чайковским пришли к С.И. Танееву работать над редактированием Баховских кантат и застали у него Рахманинова. Оба были чрезвычайно взволнованы разговором, особенно Сергей Васильевич. Проводив его, Танеев некоторое время не мог начать беседу, терял мысли. Работа не клеилась и, по предложению Сергея Ивановича, была отложена. После короткого разговора и молчания, он сказал как бы про себя: «Замечательный, непонятый и большой человек Сергей Васильевич».

Поздравляем всех нас с юбилеем нашего гения - Сергея Васильевича Рахманинова - и предлагаем в заключение послушать романс "Весенние воды" в исполнении прекрасной Тамары Милашкиной и полюбоваться видами любимого Танеевым Дютькова.