Апрель 1894 года. На страстной неделе на городском скотопригонном дворе происходит лихорадочная деятельность
В первые три дня недели, с понедельника по среду, с 10 часов утра и до 4 пополудни, открыта так называемая телячья площадка, где торгуют живыми телятами – бесконечными рядами. Чтобы телятам было мягко лежать, подостлана солома. Николаевская железная дорога, в районе Петербурга, запружена многочисленными вагонами со скотом – телятами и быками.
В понедельник, на телячью площадку доставлено было 3 062 теленка, во вторник – 3 205, в среду, в самый разгар торжища – 4 000 телят. В четверг тоже торгуют телятами, но мало, и телят не связывают за ноги и не кладут на землю, а ставят гуртами. В пятницу и субботу, торга не бывает.
Цены на телят весьма различны, что зависит от упитанности и величины теленка. Мелкие телята, весом, например, от полутора до 2 пудов, продаются по 6-8 рублей за штуку. Откормленные «молошники», весом до 10 пудов, торгуются по 80 рублей за штуку. Телятина на площадке дешева, да мясники-то её будут продавать дорого.
Со всего Петербурга, к 10 часам утра, на телячью площадку стекаются мясники, они осматривают товар и торгуются с крестьянами, которые стоят тут же возле своих телят. При этом мясники обнаруживают недюжинные познания, касательно физиологии теленка. Осматривают досконально, чтобы дознаться какой он – «путренник» или «молошник».
Кроме того, каждого теленка, обхватив ребенка, приподымают вверх, стараясь определить хотя бы приблизительно его вес. (Весами, как видим не пользовались, впрочем, люди и так были знающие и вряд ли ошибались «на вес» критично.)
- У тебя какие телята-то? Путренники или молошники?
- Молошники!
- А чего он у тебя сено жует?
- С голоду. Ведь три дня в дороге голодал, в вагонах-то. Не покорми тебя три дня…
- Что просишь?
- Четвертной билет на круг! (Вот не очень ясно, что мужик имел в виду под словами «на круг» - если речь о всех его телятах, то 25 рублей – очень мало.)
- Да у тебя товар серый!
- Чем он серый… Поглядите, это чем не теленок. Семь пудов потянет. А вон белая телка – так и все 10 пудов вытянет. Редкостная на всей площадке.
- Зато вот эти не тяжелее двух-трех пудов!
- Ка вам угодно…
Мясник стал соображать и производить в уме какие-то сложные математические вычисления. В это время, его сподручный, из «молодцов», обходил весь гурт телят, штук в тридцать, и приподымал каждого теленка вверх, держа его за хвост и голову. Затем мясник начал горячо торговаться с крестьянином, энергично ударяя друг друга по рукам. Долго продолжалось это взаимное рукобитие, мясник для острастки пробовал даже уходить, но мужик крепко стоял на своем, пока наконец мясник не сделал надбавку – и они не сошлись на «последней цене». Тут произошло последнее, самое горячее рукобитье.
Каждый крестьянин-промышленник привозит в Петербург от 10 и до 100, и даже до 200 телят, которых он насобирал у себя по деревням. С теленка он получает прибыли от 3 до 5 рублей. Много телят привозят из Новгородской губернии. Одна крестьянка трех хорошо откормленных телят продала за 115 рублей.
Рыночная же цена телят «на площадке», 4 рубля за 1 пуд, то есть по 10 копеек за 1 фунт. Можно представить себе, какие барыши от телятины наживут торговцы Сенного рынка! (Самая лучшая телятина, белая, по 6-8 рублей за 1 пуд идет для гастрономов.
(Вот только опять же – журналист говорит о цене «живого веса», но, увы, забыл назвать цену в лавках, так что сколько именно «наживут», понять несколько затруднительно.)
По материалам «Петербургской газеты».