Снова пробудив дремлющие страсти, Генрих женился на чистокровной англичанке Кэтрин Говард 28 июля 1540 года. По иронии судьбы, это был тот самый день, когда Кромвель потерял голову, среди прочего из-за того, что его король ввязался в такой жалкий иностранный брак с Анной Клевской. На самом деле новая королева была племянницей политического врага Кромвеля, герцога Норфолка.
Одурманенный своей невестой-подростком, король прилюдно ласкал ее, осыпал драгоценностями и называл своей «краснеющей розой без шипов». Он был «настолько влюблен», сообщил французский посол, что не мог «достаточно хорошо обращаться с ней». Кэтрин, однако, разобьет сердце Генри и дорого заплатит за это. Похоже, «краснеющая роза» несколько раз появлялась в чужих садах до своего королевского брака. Это было очень нехорошо, тем более что ее семья, стремящаяся выдвинуться вперед и ввысь, выдавала ее за девственницу. Хуже того, она не оставила эту привычку и после свадьбы.
Оглядываясь назад, можно понять, как молодая девушка сбилась с пути, рядом с мужем на три десятка лет старше, настолько тучным, что он едва мог ходить на своих изъязвленных ногах, не говоря уже о том, чтобы показать что-то в постели. Тем не менее, учитывая его все более свирепую репутацию, измена ему может показаться несколько безрассудной, согласитесь.
Объектом привязанности Кэтрин был Томас Калпепер, джентльмен из Тайной палаты короля и один из его любимых компаньонов. В одном из сохранившихся писем королева-прелюбодейка с любовью пишет Калпеперу: «Мое сердце умирает от мысли, что я не могу быть всегда с тобой рядом», и заключает: «Твоя, пока я жива». Разумеется, это не могло продлиться долго ни для одного из них.
Генри был опустошен, когда услышал об этом романе и добрачных постельных кульбитах своей молоденькой жены с другими мужчинами. Рыдая от жалости к себе, он сетовал на свое несчастье, связанное с чередой таких «плохих» жен. Затем его настроение сменилось горьким гневом, когда он призвал карающий меч, чтобы убить ту, «которую он так любил».
Преданный прелюбодейкой монарх прелюбодей поклялся, что все зло, причиненное ему от ее распутства, не сможет сравняться с болью, которую она испытает от пыток. Наконец он сдался, сел и опять заплакал.
Началась тотальная облава на всех персонажей этой пьесы. В лондонский Тауэр были отправлены члены семьи Говардов, которые могли быть осведомлены о делах, включая пожилую сводную бабушку Кэтрин, вдовствующую герцогиню Норфолкскую. Калпепер был обезглавлен, а другой бывший любовник повешен, но пока еще дышал, ему вспороли живот, выпотрошили и кастрировали, и напоследок четвертовали.
Затем настала очередь Екатерины. После того, как она была официально лишена титула королевы, ее обвинили в том, что до замужества она вела «отвратительную, низменную, плотскую, сладострастную и порочную жизнь», «как обычная блудница с разными людьми... сохраняя, однако, внешний вид целомудрия и честности», — не говоря уже о том, что она наставляла развесистые рога королю уже после того, как он женился на ней.
Утром 13 февраля 1542 года Кэтрин Говард потеряла голову в лондонском Тауэре. Она была королевой немногим более восемнадцати месяцев, и ей только что исполнилось двадцать. Опасаясь, что не будет знать, что делать во время казни, перепуганная девушка попросила принести ей блок, чтобы она могла потренироваться, как правильно класть на него голову.
Кэтрин Говард была второй племянницей герцога Норфолка, которой отрубили голову. Первой была Анна Болейн почти шесть лет назад. Хотя обе женщины были отправлены в одно и то же место, а их обезглавленные тела были закопаны в нескольких футах друг от друга, одна была явно виновна в своих преступлениях, а другая нет.
«Я умираю королевой, — объявила Кэтрин с эшафота, согласно легенде, — но я лучше умру женой Калпепера».
* * *
- Это 5-я история из шести, которые будут представлены в серии публикаций о женах короля Генриха VIII.
- Все истории можно будет прочитать в подборке "Тюдоры"
Благодарю за подписку и ваши комментарии, они помогают развитию канала. Ниже ссылки на другие статьи: