Наверное для фотографа-любителя, который берет в руки камеру только ради удовольствия, понять этот текст будет сложно.
Я много писала о том, что разница между профессионалом и любителем далеко не в качестве съемки или уровне технических знаний. Зачастую портфолио любителя выглядит лучше, профессиональнее, чем портфолио фотографа, имеющего единственный заработок в виде предоставления фотоуслуг.
Красивое, качественное, ровное, выдержанное в единой стилистике портфолио может вполне создать любитель, который проводит съемки только с моделями, к примеру в формате ТФП. То есть снимает только то, что его вдохновляет и только тех, кто ему нравится внешне.
Перед фотографом профессиональным (еще раз повторюсь, «профессиональный» от слово профессия. Не оценка уровня) стоят немного другие задачи:
- Представить в портфолио фотографии с реальных коммерческих съемок.
- Показать, что работает он не только с моделями, а с любыми людьми разной внешности, разных возрастов и тд.
- Гарантировать то, что любую фотографию, стилистику, он может повторить в том же качестве и для других клиентов.
Переходя из просто любителя в зарабатывающего фотографа всегда нужно четко осознавать свою ответственность перед клиентом.
Давайте представим. Фотограф привык работать с красивыми девушками, умеющими позировать. Он привык, что концепция, стилистика съемки исходит исключительно от него. То есть фотограф реализует свои идеи, свое вдохновение, свой порыв сделать что-то такое, что ему самому очень хочется.
Мы все с этого начинаем. Это прекрасно и никто с этим не собирается спорить.
И вот уже готово классное портфолио, набита рука, есть представление о том, как работает естественный и импульсный свет. Казалось бы, почему бы не начать уже зарабатывать?
Если портфолио «продающее» и стоимость услуг адекватная рынку и уровню фотографа, то клиент придет быстро.
Но это наверняка будет уже не тот привычный типаж для фотографа в образе фотогеничной модели с опытом позирования.
Фотограф пытается применить свой опыт, но ничего не получается. Те позы, которые подходят девушкам модельной внешности совершенно не подходят обычной девушке.
Выражение лица модели скорее стеснительное, движения скованы, уловить настроение не получается, так как перед камерой не модель, которая может еще и «сыграть» эмоцию, а обычная девушка/женщина, которая просто стесняется камеры и ждет от фотографа команды: «Что ей нужно делать».
У фотографа ломаются все его представления о процессе съемки, потому что весь опыт был получен в абсолютно другой сфере - сфере работы с моделью, умеющей вести себя перед камерой, и часто обладающей «портфолийной» внешностью.
Соответственно и сам фотограф не может в таком случае сделать фотографии такими, какими он представил свои услуги в своем портфолио.
И вот вдохновение уже куда то испаряется, уверенность в своих силах стремительно падает….
Мой совет:
Если вы хотите работать на съемках с реальными людьми - учитесь на обычных людях. Только если вы планируете работать фотографом в модельном бизнесе, учитесь на моделях.
То есть для того, чтобы чувствовать себя «в своей тарелке» на частных съемках - вам лучше чаще фотографировать своих подруг, родственников, пап, мам, бабушек и дедушек, чем работать с моделями.
Да, вы эстет, ценитель женской красоты, ценитель красивых форм, изгибов тела, пластики. Вас вдохновляют работы, где вы видите, что фотография создана не только профессионализмом фотографа, но и талантом модели.
Но вот как раз этот подход и называется любительским. Конкурсы, выставки, профессиональное жюри и эксперты международного уровня фотографии оценят эти работы по достоинству, это бесспорно!
Но гарантия ли это того, что вы справитесь так же здорово со своей задачей, если перед объективом вашей камеры будет стоять обычная женщина, средних лет, не имеющая модельных форм и фотогеничного лица?
Вот здесь должна существовать очень большая зона ответственности перед клиентом. И если вы пока сомневаетесь, что можете это гарантировать, то лучше не брать заказы.
В моей практике была только одна профессиональная модель, я писала об этом в этой статье:
Я до сих пор вспоминаю эту съемку с большим трепетом и удовольствием. Но именно тогда я уже приняла для себя очень важное решение - если я хочу работать на потоковых съемках, если я хочу сделать фотографию своей единственной работой, то мне нельзя часто работать с моделями, по крайней мере на этапе обучения и получения опыта.
Конечно, красивая модель дарит фотографу вдохновение и эстетическое удовольствие от съемки. Но я научилась видеть красоту абсолютно в каждой своей модели.
Просто концепцию съемки я подбираю индивидуальную под каждого своего заказчика. А не заказчиков под концепцию.
- Женщина в возрасте, которая придет ко мне на фотосессию получит от меня качественные, художественные снимки, где я сделаю акцент на удачные ракурсы, качественную ретушь, возможно, показывающие характер и жизненный опыт.
- Молодая девочка, которая впервые попадает под прицел моей камеры получит удовольствие от того, что почувствует себя настоящей моделью, героиней обложки глянцевого журнала.
- Девушка, не попадающая под стандарты красоты посмотрит на себя с выгодной стороны и поймет, что она прекрасна. Потому что глаза фотографа, это глаза тех, кто её окружает, а не отражение в зеркале, к которому она привыкла.
Каждая моя модель прекрасна для меня. Работа с реальными людьми это целый мир, который можно открывать для себя еще больше с каждой новой съемкой.
А какое удовольствие - раскрепощать свою модель, видеть, как стеснение и скованность меняются на заинтересованность и удовольствие от самой себя.
Для меня всё это как раз и есть вдохновение!
Сейчас я уже вполне могу себе позволить снимать «для себя» профессиональных моделей. Только ради реализации каких то идей, которые невозможно реализовать в рамках коммерческих съемок. Но все это «могу позволить» пока только в планах, потому что просто нет времени на съемки, которые выходят за рамки коммерческих.
Да и если честно, моя практика уже давно мне позволяет реализовывать свои творческие планы в рамках коммерческих съемок.
Одни только фотосессии под водой дарят такое множество удивительных кадров. Или же арт фотосессии, где я могу запросто предложить своей модели идею, которая приснилась мне во сне:) И мои модели часто с радостью соглашаются на самые невероятные мои фантазии.
Так где же искать вдохновение? В самих людях!
- Постарайтесь выделить в своей модели лучшие черты внешности. Прочувствуйте характер модели.
- Подбирайте, помогайте создавать индивидуальный образ под каждую модель.
- Определите несколько стилистик и жанров, по которым можно разделить все типажи моделей.
- Старайтесь учитывать возраст, внешность, недостатки и получайте удовольствие от того, что умеете работать с любым человеком, стоящим перед вашей камерой.
- Говорите со своей моделью. Узнавайте её пожелания, уточняйте, что она хочет «спрятать», а что наоборот показать в выгодном свете.
Уверяю вас, нет ничего более вдохновляющего в нашей профессии чем восторг клиентов от полученного материала.
Желаю вам творческих успехов и спасибо за то, что читаете🌹