Часто можно натолкнуться на миф о том, что в СССР было относительно спокойно в плане криминала, происшествий. На самом деле, хватало в Советском Союзе и убийц, и маньяков, и террористов, которые захватывали самолеты и автобусы, и просто беглецов, которые хотели пересечь границу, попросить политического убежища в какой-нибудь капиталистической стране.
Справедливости ради, нужно отметить, что большинство инцидентов с самолетами произошло на закате СССР. Потому что общество сильно поменялось. По большому счету, никто уже не верил в построение коммунизма. Но многие еще хотели жить при социализме.
За всю историю Советского Союза, только одного авиабеглеца сбили. Об этой истории речь и пойдет в статье далее.
«Кукурузники»
Очень часто, чтобы пересечь советскую границу, отчаянные наши граждане использовали самолет «Ан-2», который в народе прозвали «кукурузником» - потому что эту технику активно использовали в сельском хозяйстве. Как можно догадаться: при выращивании урожая кукурузы.
Чем самолет так привлекал угонщиков-перебежчиков:
во-первых, своими малыми размерами. Во-вторых, тихоходностью. В-третьих, простотой управления.
На «кукурузнике» можно было спокойно лететь себе низко над землей, скрываясь от радаров.
В истории СССР есть несколько случаев, когда «Ан-2» пересекал границу Советского Союза, а летчик, оказавшись в другой стране, просил политического убежища.
Удачные побеги
В 1973 году рабочий Петров в Ростове-на-Дону захватил самолет с пассажирами и добрался на нем до Турции. Там летательный аппарат был передан в руки местного правительства. Пассажиров, как и машину, переправили в Советский Союз, а Петрова не выдали. Он попросил политического убежища у властей Канады. И мужчине не отказали.
А в 1987 году пилот Свистунов работал над латвийскими полями и улетел в Швецию. Там ему тоже предоставили убежище.
Самое интересное, что эти два случая произошли уже после того, как одного перебежчика на «кукурузнике» сбили советские военные самолеты.
Выходит, у некоторых граждан СССР жажда пожить свободной жизнью в капиталистической стране была сильнее, чем страх перед ликвидацией.
Сбитый летчик
Случай сбития произошел 13 марта 1967 года – в самом начале эпохи правления Леонида Ильича Брежнева.
В тот день экипаж «Ан-2» в составе командира Мельника и его помощника Муравьева прибыл из Краснодара на аэродром в Туапсе. Экипаж, оставив машину, в соответствии со всеми правилами, отправился на обед. А в это время самолет был захвачен.
Угнал машину человек по фамилии Скрылев. Он тоже был летчиком, жил в Томской области, но очень сильно увлекался алкоголем. Скрылеву запретили летать, его уволили из авиации. Но мужчина решил испытать судьбу. Он перебрался на Кубань, где хотел устроиться в «Аэрофлот». Судя по всему, о Скрылеве навели справки. В «Аэрофлот» его не взяли. Тогда-то, видимо, озлобившись и потеряв смысл вы жизни, летчик решил угнать «кукурузник». С машиной «Ан-2» Скрылев был хорошо знаком, поэтому в считанные секунды разобрался с системой защиты, запрыгнул в кабину и взлетел.
Было легко догадаться, куда направляется угонщик. Он следовал в Турцию.
Скрылеву удалось пролететь над Грузией без происшествий. Самолет оказался над нейтральными водами. Там-то его догнали две советские боевые машины: «Як-28» и «МиГ-17». Вторым самолетом управлял очень опытный летчик – подполковник Прищепа.
Оценив ситуацию, советские летчики решили сбивать авиабеглеца. Скрылев летел один над морем. Никто, кроме самого преступника, не мог пострадать.
Подполковник Прищепа пытался навести на «кукурузник» ракеты «воздух – воздух», но ничего не получилось. «Ан-2» летел очень низко над водой. Система наведения ракет не сработала.
Тогда Прищепа расстрелял «кукурузник» из бортовой артиллерии.
Так закончился этот неудачный побег.
После данного случая специалисты внимательно изучили устройство «Ан-2», нашли целый ряд уязвимостей в системе безопасности. Однако после этого еще были побеги на «кукурузниках». О двух таких случаях я написала выше. Впрочем, то были совсем другие ситуации. Первая – захват заложников. Вторая – самолет угнал летчик, который работал на «кукурузнике». То есть, машина ему была вверена.
Что касается Мельника и Муравьева, которые прилетели на «Ан-2» в Туапсе, то к ним никаких вопросов не было. Самолет они оставили на аэродроме, в соответствии со всеми правилами, никаких нарушений не было выявлено.