Найти в Дзене
Бизнес - это люди

«Купчихи, дворянки, магнатки»: Бизнес с женским лицом в Российской империи

Оглавление

Продолжаем знакомиться с женщинами-предпринимателями Российской империи XVIII и XIX веков.

Мы уже рассказывали, что в те времена были женщины-предприниматели, развивающие и двигающие нашу страну вперёд. Кто из женщин тогда "вставал у руля" крупного и мелкого бизнеса и по какой причине - подробнее об этом читайте здесь.

Как рассказывает историк Галина Ульянова в своей книге «Купчихи, дворянки, магнатки» во многих семьях купеческой России, занимавшихся предпринимательством, девочек (особенно дочерей при отсутствии сыновей) намеренно готовили для занятий бизнесом, обучая математике, бухгалтерии, немецкому языку и не только.

Средний возраст предпринимательниц XVIII и XIX веков был обычно от 40 до 60 лет, потому что женщины прошлых столетий начинали заниматься предпринимательством после смерти родителей или мужа, которые передавали им своё дело по наследству.

1. Надежда Шергина - писчебумажная фабрика

Предпринимательница, русский промышленник. Надежда Шергина, жившая с 1765 по 1803 гг., была замужем за богатым купцом Григорием Шергиным и жила в городе Тотьма (Вологодская область).

г.Тотьма
г.Тотьма

В 1795 году она унаследовала от своего отца успешную бумажную фабрику в Терменге под Вологдой. Так как была старшая из двух дочерей, а сыновей у её отца не было.

Этот бизнес принадлежал Надежде персонально, и она управляла им независимо от мужа. Фабрика была основана в 1767 году её дедом - вологодским купцом Федором Колесовым.

Писчебумажная фабрика размещалась в двух зданиях и производила писчую бумагу «разных номеров», сахарную синюю и сахарную белую (для упаковки сахарных голов), серую «обвертную» бумагу. Продукцию покупали «частные люди».

Производство бумаги
Производство бумаги

Однако в 1800 году Надежда Шергина овдовела. Потеряв мужа, она, видимо, не смогла дальше заниматься фабрикой, требовавшей регулярных поездок из Тотьмы, где она жила, в Терменгу, расстояние до которой через лес было около 120 километров, а по реке – 240 километров. В 1801 году фабрика была выставлена на продажу, и ее купили вологодские купцы братья Мартьяновы.

2. Марфа Кокина - кожевенный завод

Кожевенный завод Марфы Кокиной находился в уездном городе Пинеге Архангельской губернии. Предприятие располагалось в домовладении хозяйки в деревянном доме размером 13,8 м. на 8,5 м., где стояло 4 чана для обработки кож и работали трое вольнонаемных работников из крестьян.

В 1800 году на этом заводе было произведено 978 кож. Изготовление кожи было довольно сложным технологическим процессом, требовавшим закупки разнообразного исходного сырья.

Пример кожевенной фабрики
Пример кожевенной фабрики

Сырые кожи Марфе Кокиной поставляли местные крестьяне, краску и квасцы покупали в Архангельске.

Марфа унаследовала завод после смерти мужа Григория, став вдовой. В руководстве предприятием ей помогал сын Аким, который составлял отчеты для отправки в Мануфактур-коллегию в Петербург.

Марфа довольно успешно справлялась с обязанностями владелицы предприятия. Она ежедневно лично следила за производством и продавала продукцию на свободном рынке – в те времена были особо востребованы цветные кожи для изготовления обуви.

3. Авдотья Власьева - пивоварный завод и ситцевая фабрика

Авдотья была дочерью московского купца, жительница Замоскворечья. В 1805 году ей принадлежал пивоваренный завод, на котором «вываривается полпива до 50 вар, употребляется разного хлеба до 3500 четвертей». Предприятие имело на производстве легкого пива (полпива) в обращении до 1000 рублей капитала.

В 1793 году, после смерти мужа, 27-летняя Авдотья Власьева осталась вдовой с пятью малолетними детьми. Предприимчивая женщина не опустила руки и стала заниматься бизнесом.

-5

Сначала она пробовала себя в пивоварении, устроив небольшое предприятие.

Но еще до войны 1812 года с пивоварения перешла на выбойку ситца, который всё больше распространялся в России как ткань для пошива повседневной одежды. Ситец был дешевле сукна и шелка.

Не исключено, что деньги на строительство нового предприятия Авдотье дал её отец, московский купец Горский, от которого она могла унаследовать и бизнес по пивоварению.

Ситценабивная фабрика Авдотьи работала по заказам московских текстильных фабрикантов, принимая от них неокрашенный ситец, платки и китайку и производя их окраску и набивку.

После пожара и военного разрушения в Москве 1812 года, Власьева смогла восстановить функционирование своей фабрики. Однако в 1813 году поменялся профиль предприятия: вместо ситценабивной была построена бумаготкацкая фабрика.

История Авдотьи Власьевой показывает судьбу человека, который не сдавался в разных сложных жизненных обстоятельствах. Оставшись вдовой с пятью детьми, Авдотья искала способы выживания: построила дом, завела фабрику – одну, потом вторую. Когда всё сгорело в пожаре, то, оказавшись на пепелище, опять не опустила руки – добилась компенсации и возобновила предприятие, хотя и в меньших масштабах.

4. Вера Алексеева - прабабушка Станиславского и золотоканительная фабрика

Большую роль в русской культуре играет имя реформатора театра Константина Алексеева, известного под псевдонимом Станиславский. По своей настоящей фамилии он принадлежал к богатейшей московской купеческой семье Алексеевых.

Вера Михайловна Алексеева
Вера Михайловна Алексеева

Вера Алексеева (1774 - 1849 гг.) была русской купчихой, специализировалась в области золотоканительной промышленности в московском регионе. Происходила из купеческой семьи Вишняковых — владельцев фабрики плющеного серебра.

Фабрика Алексеевых по выработке золотых и серебряных «позументных, плющильных и канительных изделий», основанная в 1785 году, была одной из старейших в России. Весь XIX век она являлась крупнейшей в своей отрасли.

Канитель - это тонкая, витая нить. Этой нитью вышивали. В старину медными, золотыми, серебряными нитями вышивали офицерские эполеты. Также для вышивки по бархату изготавливали такие нити вручную. Делали это так: раскаляли металл и осторожно вытягивали, тянули клещами тонкую проволоку.
-7

Более 50 лет руководство фабрикой находилось в руках прадеда и прабабки К. С. Станиславского – Семена и Веры Алексеевых. После смерти основателя дела Семена Алексеевича бразды правления перешли к его вдове Вере Михайловне.

Официально Вера Михайловна была владелицей Алексеевской фабрики в течение 26 лет и управляла семейной фирмой весьма успешно вместе с сыновьями.

Под её руководством производство вышло на новый уровень: продукция стала широко известна в других странах, участвовала во многих международных выставках.

Усадьба Алексеевых, г. Москва
Усадьба Алексеевых, г. Москва

5. Аграфена Растеряева - Металлический завод и многое другое

Купчиха 1‐й гильдии Аграфена Растеряева (1811 – 1874 гг.) была наиболее крупной и яркой личностью из петербургских фабриканток.

После смерти её мужа в 1860 году, купца 1‐й гильдии Сергея Растеряева, Аграфена с 1861 года возглавила семейную фирму «Сергей Растеряев».

Аграфена Растеряева
Аграфена Растеряева

Она унаследовала от мужа: металлический завод, мастерские, химический, кожевенный и кирпичный заводы, предприятие по производству дроби, а также лавки по продаже инструментов и изделий из меди в Гостином и Апраксином дворах. Совсем неженской дело, неправда ли?

Металлический завод Сергея Растеряева
Металлический завод Сергея Растеряева

Несмотря на то, что Аграфене было уже 50 лет, она стала очень уверенно управлять огромным хозяйством. Она разбиралась в торговле химикалиями, металлами, скобяным товаром.

Растеряева активно способствовала разработке первой торговой марки Металлического завода и получила право клеймить изделия государственным гербом. Завод постепенно выходил на зарубежный рынок. Продукция, выпускаемая на заводах Растеряевой, распространялась в Москве, Петербурге и Риге.

Спустя всего лишь 4 года управления Аграфена Растеряева заключила выгодный и престижный госдоговор — первый госзаказ от телеграфного Управления Министерства внутренних дел на поставку большой партии «телеграфической проволоки», которая ранее закупалась в Англии.

Растеряева проявила себя как хваткая и деловая женщина: она расширяла производство и занимала новые ниши — мостостроение, котлостроение, создание подъемных механизмов, изготовление крупных металлических конструкций.

Именно она производила легкие, словно невесомые, воздушные переплеты, поддерживающие стеклянные своды галерей ГУМа и ЦУМа в Москве, каркасы куполов Спаса на Крови, своды зрительного зала Марииинского театра, центрального зала Главпочтамта, стропила и перекрытия театра Эрмитажа, Академии художеств.

При Аграфене Растеряевой семейная фирма «Сергей Растеряев», во главе которой она была 14 лет, окончательно закрепилась в элите российских промышленников, так как изделия предприятий Растеряевой ценились на рынке за качество.

После её смерти с 1874 года бизнес был разделен между тремя сыновьями.

Будем продолжать знакомить вас с женщинами-предпринимательницами России XVIII и XIX веков в наших следующих материалах.

Всегда рады вашим комментариям! Не забудьте подписаться на наш канал

Читайте также:

Мы в соц. сетях:

Вконтакте

Телеграм