Александр Васильевич Сухово-Кобылин известен широкой публике, прежде всего, как драматург, автор до сих пор популярных пьес "Свадьба Кречинского", "Смерть Тарелкина" и "Дело". Говоря о жизненном пути драматурга, также обращают внимание на темный факт его биографии, связанный с уголовной историей. Сухово-Кобылин был обвинен в убийстве своей парижской любовницы и дважды арестовывался, но никаких доказательств его вины суд так и не нашел и оправдал обвиняемого. Сидя в КПЗ, он и написал "Свадьбу Кречинского".
Однако, сам Сухово-Кобылин считал делом своей жизни не драматургию, а философию.
Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.
В 16 лет он поступил в Московский университет на философский факультет, притом на физико-математическое отделение. Потом он продолжил обучение в Германии, в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Прекрасно владея немецким языком, Сухово-Кобылин поставил перед собой цель перевести всего Гегеля на русский. К сожалению, не успел. По молодости став гегельянцем, он постепенно отошел от учения великого немца, вернее, стал более критичен к нему.
Но Сухово-Кобылин как философ интереснее не как переводчик, а как автор самостоятельной теории, основные положения которой совпадают с направлением, названным русским космизмом.
Почти все его философские труды были уничтожены пожаром, который произошел в имении мыслителя в 1899 году. То, что уцелело, и что было восстановлено, получило название «Учение Всемира». По этим текстам понятно, что Сухово-Кобылин придерживался мистико-философских взглядов, не очень-то похожих на холодный рационализм Гегеля. Вместо гегелевского Абсолютного Духа, который представляет собой безличную силу, у русского философа мы видим все человечество, которое проходит диалектические ступени своего развития и состоит из множества противоречивых "я".
Удивительно светлое впечатление оставляет его учение. Сухово-Кобылин был полон оптимизма в отношении будущего, он считал, что людей ведет к «божественной общине», Civitas Dei, созидательный разум. По мере своего развития человечество не будет довольствоваться только своей планетой, люди освоят и заселят Космос, считал русский философ-футурист. Более того, вырваться за пределы Земли важно как способ преодоления «зверообразной» природы человека, которая тянет его к хаосу.
Сухово-Кобылин считал, что человечество должно пройти три стадии развития: земную (теллурическую), солнечную (солярную) и сидерическую (звёздную). Именно так он интерпретировал гегелевскую триаду «тезис–антитезис–синтез». При этом, по мысли философа, будет меняться и сам человек, притом не только в духовном, но и физическом смысле. Нынешний человек сменится «человеком техническим», а потом и «человеком летающим». Летающим в прямом смысле слова, а не в самолете.
Вот такой он был мечтатель. Есть ли в его учении реалистические выводы, как думаете?
Читайте еще на моем канале:
Культурный шок: что это, как и почему
Что такое биоэтика, и чем она занимается