Найти в Дзене
Молодость в сапогах

Жестокие приказы военного времени.

Да. Так было. Шла война, та самая, Отечественная. На кону была судьба Страны в целом и каждого ее гражданина отдельно. При таких ставках не до сантиментов.

Перманентное бульканье соплей кающейся псевдоинтеллигенции по поводу "преступлений Сталинского режима" настолько забрызгало за последние 35 лет пресловутое "информационное поле" всякой гадостью, что очистка этого самого пространства представляется чем-то эпическим, наподобие подвига Геракла.

Ну, мы на славу древнегреческого героя не претендуем, у него папа был из небожителей, куда нам. Но и просто смотреть, как эта гадкая слизь стекает по стенам, не желаем. Посему еще один сюжет в тему.

Для любителей задавать вопрос "Что хотел сказать автор?" поясняем: в ту войну было всякое, в том числе и трусость и некомпетентность. Только за подобное ставили к стенке, а не отправляли в отпуск с последующим переводом на другое место службы. В том числе поэтому мы и победили. Ибо если такую санацию не проводить, одних героических усилий простого солдата и простого рабочего не хватит.

В конце статьи читатель найдет ссылку на приказ, объявленный войскам Западного Фронта 9 ноября 1941 года. В нем сообщается, что командир 601-го стрелкового полка майор Ширяев Петр Андреевич, кадровый военный, 1898 г.р. и комиссар того же полка старший политрук Колбасенко Роман Ефимович 1911 г.р. за трусость и утрату управления вверенной воинской частью приговорены к расстрелу. По документам приговор приведен в исполнение 10 ноября того же года.

Почему мы взяли для исследования именно этот эпизод?

Ну, во-первых, факт расстрела одновременно командира полка и комиссара за трусость даже для 1941 года был явлением исключительным. А во-вторых, сам полк продолжил биться с врагом. Без командования.

И вот за это, за брошенных своих бойцов, а не просто за отход без приказа, упомянутые военнослужащие и встали к стенке. В списке получивших ВМН за тот же период в той же части имеется еще 17 человек - все рядовые. Общий список по дивизии - 42 человека, из них один лейтенант (командир взвода) и два сержанта - это за период с октября 1941 по конец сентября 1942 - фактически за год. Дивизия, кстати, стала Гвардейской.

На иллюстрации приведен первый лист списка. Очевидно, что ситуация с Ширяевым и Колбасенко просто исключительная, не зря информацию об их расстреле доводили под роспись до всех командиров, включая взводных, во всех частях и подразделениях Фронта.

Собственно, случилось следующее.

Немцы в начале ноября (дата неразборчиво, скорее всего, 4 ноября) пошли в наступление. Командир полка и комиссар с небольшой группой бойцов тут же "отошли" на 5-6 км. в тыл, оставив полк разбираться с врагом самостоятельно и не принимая мер по восстановлению утраченного управления своей воинской частью.

В этих условиях брошенные командованием рядовые бойцы и командиры ротного и батальонного звена продолжали, неся большие потери, упорно драться несколько дней (указано, что отошли только через два-четыре дня). Майор Ширяев же доложил выше по команде, что полк полностью уничтожен, а уцелели только "отошедшие".

Военный Совет принял абсолютно адекватное решение в этом случае. Подобное прощать нельзя нигде и никому. И отдельно добавим - НИКОГДА.

Бросить своих солдат умирать, оставить врагу технику и вооружение, доложить вышестоящему командованию, что "так вышло" и спокойно отбыть к новому месту службы - такая дичь для Армии, защищающей свою Родину от векового безжалостного врага, просто невозможна.

Сейчас критики вспомнят Мехлиса, угробившего Крымский Фронт. Но давайте уточним - там и без него было полным полно умельцев, Мехлис просто НЕ СМОГ исправить. Так он хотя бы не сбежал - его командирская машина носилась среди разрывов снарядов, а сам он пытался остановить беспорядочно отступающих солдат на Керченском направлении личным примером. Кстати, после этого эпизода Сталин его на фронт "решать проблемы" более не отправлял.

Зато на своем месте Мехлис был грозой и дамокловым мечом для всех, кто пытался злоупотребить властью или служебным положением. И эту сторону его деятельности забывать категорически неправильно. Мехлис - гроза нерадивых снабженцев и жуликоватых тыловиков. Ниже характерный пример - обратите внимание, на фразу "доложите тов. Мехлис" - а там всего-то какие-то лопаты и прочее имущество.

-2

Подводя итог, отметим.

Опыт Великой Отечественной войны за прошедшие с ее окончания годы ничуть не устарел. Попытка его "замять" и "заболтать" пустым славословием дорого обойдется и Армии и Народу.

Приказ войскам 5 А ЗапФ о расстреле командира 601 полка майора Ширяева и комиссара полка ст. политрука Колбасенко.

Приказы. № документа: 10, Дата создания документа: 09.11.1941 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 3467, Опись: 0000001, Дело: 0001, Лист начала документа в деле: 141. Авторы документа: 16 А, полковник Рыжиков