Найти тему
Красный фигурист

Ушедшие из Хрустального не деградируют, или разбираем мифы. Часть 2. Юлия Липницкая

"Я не их тех, кто жаждет мести, я не таю обид.

Как я могу, когда полмира зорко за мной следит.

Я лишь хочу чтоб те, кто смотрят,

Как сражаюсь я за игровым столом,

Нежностью и теплом

Мне оплатили рвение моё.

Но молчит дурачьё..."

(С) мюзикл "Шахматы"

В первой части цикла об уходивших из группы Тутберидзе был обзор элементов и результатов Евгении Медведевой, вывод по итогам которого получился неутешительный — оказывается, она сильно спрогрессировала у Брайана Орсера, и продолжила бы прогрессировать и побеждать, если бы не случился ковид, закрытие границ и вынужденное возвращение к тренеру всея Руси с улицы Профсоюзной. Разумеется, резонансная и аргументированная статья из моего блога понравилась отнюдь не всем, и мне в ответ начали заливать, что, дескать, оставшись у Тутберидзе, остаешься на пьедестале, но как показывает практика и примеры Даниила Самсонова, Дарьи Усачевой, Майи Хромых и еще нескольких девушек, остававшихся у тренера вплоть до полного проседания рещультатов и ушедших, будучи весьма сильно поломанными(Дарья Паненкова, Полина Цурская, Полина Шелепень, и.т.д), это утверждение весьма и весьма спорно.

Это доказывает пример Юлии Липницкой. На самом деле, у нее, и героини моего предыдущего разбора, Евгении Медведевой, очень похожие судьбы. На обоих из них Тутберидзе заработала себе известность, обе были для своего времени техническими революционерами, обе ушли от тренера после падения результатов, обе, подверглись ровно такой же травле в интернете, обоих полоскали всем колхозом, когда они наконец ушли от Тутберидзе, и обе пытались вернуться всем назло:

Добавьте описание
Добавьте описание

Еще одна схожесть судьбы Юли с судьбой Жени заключаются в том, что сразу после Олимпийских игр обе девушки задумывались уйти от тренера, и их активно мирили. Однако если усилия Рената Лайшева заставить Медведеву остаться с Тутберидзе пропали даром, то вмешательство ныне покойного Горшкова и тогдашнего министра спорта Виталия Мутко сорвало уход Липницкой. Как показала практика, зря сорвали.

Малышки Женя и Юля, третья на фото - Полина Шелепень
Малышки Женя и Юля, третья на фото - Полина Шелепень

Очень часто слышны обвинения в адрес Алексея Урманова, что, дескать, развалил часовню и олимпийскую чемпионку. Это вдвойне смешно, учитывая, что разваливаться Юля начала у Тутберидзе.

Достаточно посмотреть ее прокаты и их протоколы.

В олимпийский сезон, в короткой программе она прыгала каскад лутц-тулуп, а в произвольной — его, двойной аксель-тройной тулуп, и тройной лутц-двойной тулуп-двойной тулуп.

Собственно, это было в ее программах на Олимпиаде.

На следующий год ситуация изменилась: и изменился прыжковый контент Юли. Единственный раз, когда Юля чисто прыгнула каскад лутц-тулуп в КП, был в Финале Гран-При. В остальном весь ее контент был упрощен - но даже так она ни разу не смогла выдать два полностью чистых проката подряд.

К вашему рассмотрению протоколы:

Ни одна из произвольных программ того года не была выкатана чисто, из коротких - только на Кубке Китая. В Финале Гран-При и на чемпионате России Юля сорвала произвольную программу и потеряла шанс отобраться на главные старты.

Вот слова самой Юли в декабре 2014 года:

В очередной раз «отвалялась», не знаю, почему, – сказала Липницкая. – Я прокатываю произвольную почти каждый день, но меня не хватает на нее. Особенно сложно откатать программу чисто. Ни рук, ни ног сейчас, как обычно, не чувствую. Никаких плюсов для себя от участия в этом Финале Гран-при я не вижу. Подобный опыт у меня уже был на этапах во Франции и Китае, это уже не опыт сейчас.

Отвечая на вопрос, возникают ли у нее проблемы с мотивацией, Липницкая воскликнула:

Ничего себе! Как же мне может быть неохота? Я просто выхожу и ничего не могу сделать. Я полноценно тренируюсь с этапа во Франции. В короткой программе стало лучше, а в произвольной, по-моему, только хуже. Что делать дальше, не знаю.

Юля не знает, что делать. И тренер ей не пытается помочь.

В связи с этими словами вспоминается японский фильм про Евгению Медведеву, снятый незадолго до Чемпионата Европы-2018. И та сцена, где сцена, где отчаявшаяся Женя рыдает и бьется головой об экран компьютера, а Тутберидзе стоит, улыбается и говорит, что это круги ада, которые должна пройти сама спортсменка. Сама спортсменка - но не тренер с ней. Конвеер остается, меняются лишь детали.

И еще одно признание Юли сезоном спустя:

За весь сезон мне не удалось тогда сделать ни одного чистого проката даже в тренировке

У Юли заметно ухудшилась техника. Помимо ребра на лутце, которое никуда не девалось с олимпийского сезона, появилось неверное ребро на флипе. На чемпионате России, где Липницкая оказалась аж 11-ой в ПП, оно было поставлено аж дважды. И как показывали международные старты, отнюдь не за красивые глаза.

Каскад флутц-тулуп Юли, Олимпиада. Аналогичный на мире поставлен техбригадой, заход с моухока:

-5

Тот же флутц-тулуп, чемпионат России годом спустя. Поворотов нет, но в наличии четыре подсечки:

Добавьте описание
Добавьте описание

Для сравнения, эталонный лутц-тулуп Юны Ким.

-7

Флип Юли, Олимпиада. Ребро неглубокое, но внутренее. Заход с двух чоктау и поворота.

Добавьте описание
Добавьте описание

Лип, отмеченный технической бригадой в Финале Гран-При. Неверное ребро, заход с трех подсечек и одного поворота.

Добавьте описание
Добавьте описание

Эталонный флип Кейтлин Осмонд, которая выступала на том же команднике, где и Липницкая, но получила на десять баллов меньше при разницей в базе в полтора балла:

-10

Вакханалия с гуляющими ребрами продолжилась и в следующем сезоне. Правда, там вылезла и другая проблема: недокруты.

Лип со Скейт Америка-2016. Заход с поворота, неверное ребро, недокрут на галку в протоколе.

Добавьте описание
Добавьте описание

Сольный флутц с ФинТрофи. Так же в недокрут:

Добавьте описание
Добавьте описание

Многие оправдывали это тем, что у Юли были низкие прыжки, которые испортились как только она начала расти. Однако лично для меня это выглядит как откровенная отмазка. Кто ей эти прыжки поставил, учитывая, что к Тутберидзе она перешла с двойными? Пушкин? Почему ей их не поправили, не накачали мышечный корсет как Мишин той же Туктамышевой или Валия - Осмонд?

При то, что на Юношеских олимпийских Играх в Инсбруке 2012 года Лиза была как Юля, даже худее.

-13

А вот она в 2015 году, с тройным акселем победила на чемпионате мира в Шанхае, куда Липницкая не прошла. Мышечная, крепкая, коленки, как у Юли, не торчат, анорексией она не страдает. У только что вышедших во взрослые Сатоко Мияхары и Елены Радионовой тоже самое.

-14

Что же пыталась сделать Тутберидзе, когда ее фигуристка росла и теряла поставленные на детской крутке прыжки? Попыталась направить ее в зал? Нашла инструктора по ОФП(хотя в Хрустальном его нет до сих пор) и диетолога?

Нет, есть совет получше - перестать есть(а тренеру параллельно готовить новых малолеток, но речь не об этом):

-15

В какой-то момент Тутберидзе даже добилась того, чтобы в ТШТ наняли мать Юли, чтобы та следила, чтобы дочь "не жрала".

Таким образом, в условиях, когда тренер в тебе незаинтересован(что стало понятно с переходом Медведевой во взрослые и Цурской в юниоры) и выполняет обязанности максимально халатно и спустя рукава, закономерно напрашивается вывод о смене группы. У Юли это произошло в середине сезона 2015/16 года, когда она ушла к олимпийскому чемпиону-1994 года Алексею Урманову. Изначально она собиралась уйти к Алексею Мишину, но тот в тот момент был сконцентрирован на подготовке Туктамышевой и возвращавшейся в спорт Костнер, и перенаправил девушку к своему ученику в Сочи. Немалую помощь в переезде Юле оказал ее тогдашний спонсор, владелец компании «Телеспорт» Петр Макаренко, взявший на себя расходы фигуристки с целью заработать денег на трансляциях с соревнований с ее участием. Он же подогнал ей несколько рекламных контрактов, причем весьма щепетильной в финансовых вопросах тренерше Юли не перепало ни рубля - все договоры были заключены с матерью фигуристки.

Так или иначе, Юля совершила переход к Алексею Евгеньевичу Урманову.

-16

И тут случилось чудо: случился чистый прокат короткой программы и более того, постановка впервые за сезон заиграла новыми красками:

Юлия Липницкая КП Чемпионат России 2016

И небольшой вопрос не_товарищам хрустоботам, любителям поглорить за пьедестал: обьясните, почему у великой Тутберидзе у Липницкой вылезли неверные ребра на обоих старших зубцовых, но у "недотренера" Урманова лутц был исправлен, а флип с неверного ушел на неясное:

Флип, короткая программа с Ростелекома
Флип, короткая программа с Ростелекома

Каскад тройной лутц-двойной тулуп с того же Ростелекома:

Добавьте описание
Добавьте описание

И почему стал лучше тот прыжок, которые ей в начале карьеры давался хуже - риттбергер?

-19
-20

Как и в случае Жени у Орсера, прыжки Юли у Урманова стали повыше.

Касаемо уровня непрыжковых, то можно заметить, что качественно он не поменялся.

Вращения:

Дорожки:

Считаем сложные шаги:

-22

Здесь: три твиззла, выкрюк, три петли, скоба.

-23

Здесь: скоба, два выкрюка, три твиззла, две петли, крюк. Скорость стала повыше и набирается полечгче.

В обоих случаях стоит третий уровень.

Скольжение у Юли в принципе неплохое.

Если верить интервью, то видно, что Юля и ее новые тренеры очень много работали и при этом были предельно честны с самими собой — быстрого результата не получится.

Про это в свое время весьма мудро высказался тренер Мао Асады, Нейтана Чена, Адама Риппона, Михала Бржезины, Мэрайи Белл и Эшли Вагнер Рафаэль Владимирович Арутюнян:

Приведу простую статистику: 100 прыжков на одной тренировке — это 200 прыжков в день, 1200 прыжков в неделю, почти 5000 в месяц и порядка 50 тысяч, а то и больше, в год. А все эти девочки катаются в таком режиме уже лет пять или шесть. Потом такая спортсменка приходит к тебе, ты начинаешь с ней работать, а со всех сторон несётся: ё-моё, она у тебя уже полгода катается, а ничего не изменилось.
Ребята, за полгода ты можешь, условно говоря, только загрунтовать тот холст, на котором захочешь что-то написать. Поэтому, когда я говорю, что мне нужно два года на то, чтобы начать видеть в своём спортсмене хотя бы какие-то изменения, я не просто так называю эту цифру: два года уходит только на закладку новой мышечной памяти. И только потом можно начинать говорить о какой-то новой технике и стабильности.

Юле этих двух лет никто не дал, хотя она работала над скольжением:

– Знаю, что летом вы дополнительно работали еще и с танцевальным специалистом – Екатериной Рублевой. Вам понравилось?
– Да, очень. Мы как-то очень быстро нашли общий язык. Катя сразу взялась за работу так, как будто я всю жизнь провела в танцах. Хотя танцоры в фигурном катании – это вообще отдельная история. Они могут всю тренировку отрабатывать шаги, которые я ненавижу всем сердцем.
– Речь о каких-то особенно сложных шагах?
– Если бы! Обычная «елочка» на прямом ребре. Основной шаг в фигурном катании. У одиночников это просто шаги, которыми набирают ход: сделал – и забыл. У танцоров – целая история: плотно сесть «в ноги», толкнуться от конька, держать при этом спину, не поворачивать плечи и бедра – то есть держать так называемый прямоугольник... Я пока осваивала все это, с ума сходила. Выматывалась на шагах похлеще, чем на прокате произвольной программы. Прыгать куда легче было.
– Что дала вам эта работа по ощущениям?
– Более мощный шаг, другое катание. Мы, к сожалению, не работали так много, как хотелось: Катя приезжала в Сочи несколько раз, выкраивая время между работой со своими танцевальными парами. Иногда на несколько дней, иногда на недельку. Постоянного тренера по скольжению у нас в Сочи нет.

Связками в целом и в частности при постановке короткой программы у Стефана Ламбьеля:

-24
Стефан до такой степени любит музыку и лед, что наблюдать за его импровизациями колоссальное удовольствие. Заиграла музыка – и он улетел. На практике это выглядело так: Стефан включает музыку, начинает быстро-быстро накручивать какие-то шаги, мы с Алексеем Евгеньевичем стоим, раскрыв рты и вообще не понимаем, как он все это делает. Я приучилась зрительно выхватывать из его дорожек какие-то куски и повторять их

Занималась ОФП:

– Вы прилагаете сейчас усилия к тому, чтобы вес оставался стабильным?
– На самом деле нет – все нормализовалось само по себе. Как только я начала заниматься ОФП – с резиной, в тренажерном зале – проблема веса исчезла. Комплекс упражнений направлен на то, чтобы мышцы укреплялись, но не увеличивались. Хотя раньше я до жути боялась тренажерного зала.
– Почему?
– Мы занимались там очень редко, но нагружались по максимуму. Из-за этого у меня возникало чувство, что мышцы ног отекают и начинают распухать, словно в них закачали воду. Это совпало с периодом, когда начал расти вес, поэтому само словосочетание «тренажерный зал» вызывало в моем сознании панику: мало того что толстая, так еще буду вся распухшая. И это тело еще и на льду не катается никак, катастрофа полная, в общем. А в Сочи все стало налаживаться как-то само собой, хотя первые две недели я шла в тренажерный зал на трясущихся ногах.
– Изменения фигуры в зеркале отслеживали?
– Любые изменения раньше всего замечают массажисты. Они и стали мне говорить, что у меня стали появляться мышцы: на спине, на ногах, просто за спину мы переживали больше. Я пыталась закачивать спину и раньше, но, как выяснилось, делала это неправильно, из-за чего возникали проблемы с позвоночником, с копчиком, с крестцом, с нервными окончаниями. Чуть не так повернулся, что-то защемило, и нога не работает. Правильно закачать спину – вообще проблема в фигурном катании – думаю, все фигуристы с ней сталкиваются.
– Дурацкий вопрос, наверное: когда хорошо проработаны мышцы, падения становятся менее болезненными?
– Я бы сказала, что когда есть мышцы, быстрее вскакиваешь. А иногда вообще не падаешь там, где мог бы упасть. Но падения всегда сильно подбешивают.

И конечно же, старалась исправить технику и восстановить хотя бы старые каскады:

Исправляем какие-то технические моменты в простых элементах, дальше будем восстанавливать каскады лутц-тулуп, риттбергер-тулуп, у меня хороший в пол-катка дупель-ойлер-сальхов, и эта связка очень хорошо смотрится, как недавно выяснилось. Перед выступлением в Инсбруке мы восстановили лутц-тулуп, но как раз после этого произошла травма. Но уже понятно, что восстанавливать прыжки получается достаточно неплохо.

....

Технической работой мы в основном летом и занималась. Межсезонье гладким не получилось – не обошлось без болячек. Но сделать, тем не менее, мы успели достаточно много. Много работали над самыми разнообразными вариантами каскадов, делая упор на второй прыжок, и скажу честно, возвращать эти прыжки было тяжело. В короткой нам более-менее все удалось, хотя я сильно переживала за каскад лутц-тулуп. Произвольная программа пока совсем сырая, с совершенно неотработанной хореографической частью.

Увы, но на попытках Липницкой вернуться в большой спорт поставила крест анорексия. Повторить подвиг Акико Судзуки, вернувшейся после этой болезни, и выигравшей бронзу чемпионата мира(после Каролины Костнер и Алены Леоновой), Юля не смогла.

Поклонники Тутберидзе до сих пор вертятся как ужи на сковороде, заявляя, что и тут виноват Урманов. Но на все их заявления есть слова самой Юли:

99 процентов – проблемы со здоровьем. А остальное, понятно, уже прикладывалось к этому. После того, как был озвучен мой диагноз, мне стали писать, спрашивать, зачем я это сделала? Но даже если бы я сама не сказала, то информация все равно бы просочилась.
Анорексия – болезнь 21-го века, она встречается достаточно часто. К сожалению, с ней справляются не все. Я посчитала, что ничего такого нет, если я открыто об этом скажу. Единственное, о чем сожалею, что не сделала этого раньше, потому что все продолжалось уже не первый, не второй и не третий год.

О причинах заболевания Липницкая рассказала в 2017 году. Отнимаем три года и получаем... 2014 год, когда Юля была у Тутберидзе(которая сама спалилась в интервью журналу Вог, когда заявила, что Липницкая на олимпиаде весила 37 кг(Судзуки угодила в больницу с весом 32 килограмма), и до этого выдала хрестоматийное "Юле нельзя кушать"). Как говорится, результат на табло.

Подведем итоги: улучшения у Юли действительно были, но, увы, нужных для перестройки двух лет, о которых позже сказал Арутюнян, ей никто не дал — да и ушла она слишком поздно, будучи выжатой и травмированной тренершей, которая не видела в ней ничего, кроме трамплина для разбега(как и со всеми, кто пришел после нее). Уйди она после Олимпиады... и анорексии и судорог, из-за которых у Юли едва не отказала нога прямо во время проката, может быть и не было бы.

Напоследок, хочется немного удариться в лирику.

Вообще, Юля была талантом редкого уровня. В ее первой «школе» в Екатерибурге немалое время уделяли вращениями и непрыжковым элементам. Похожего качества вращения и спирали до Юли демонстрировала только Саша Коэн, которая в детстве занималась с балетными педагогами(а до определенного возраста родители и вовсе хотели отдать ее заниматься спортивной гимнастикой). Казалось бы — поставь ей хорошие прыжки, чуть-чуть доработай скольжение и шаги, — и перед тобой готовая великая спортсменка, прославляющая страну на международных соревнованиях.

Но нет. Она попала к женщине, не умеющей ставить ничего из этого — и навеки осталась спортсменкой одного сезона и двух программ и неисполненным обещанием. Радует одно, что мир не без добрых людей — жаль лишь того, что эти люди(Урманов и Макаренко) пришли в ее жизнь слишком поздно, чтобы по-настоящему спасти ее карьеру.

Алексей Евгеньевич не смог помочь Юле, как Брайан Орсер помог Жене, но он хотя бы дал ей узнать другую сторону фигурного катания - где на нее саму не плевать. И до последнего был с ней рядом.

-25

P.S. Спасибо за внимание.