Некоторое время назад нашла для своей группы во ВК вот этот очень интересный портрет девочки.
Интересен он, как это понятно - ее необычным головным убором.
Сверху на прическе закреплен дракон.
Больше я подобного никогда не встречала, поэтому решила выяснить - откуда эта экзотика.
И выяснила вот что.
Этот портрет долгое время хранился в семейной коллекции князей Лихтенштейн.
А дева на портрете - это жена основателя княжеской династии.
Сам род Лихтенштейн, это, изначально, очень древний род австрийской знати, который ведет свое начало с 12 века.
Их родовое гнездо - вот этот древний одноименный замок, недалеко от Вены:
Это был очень богатый род, который в средние века владел большими земельными владениями в разных местах территории будущей Австро - Венгрии. Со временем они одни земли теряли, другие - приобретали, сам род тоже трансформировался - от него отделялись дочерние ветви, которые, однако, оказались нежизнеспособны. Но большую часть своей истории Лихтенштейны были баронами. И их история была тесно переплетена с историей рода Габсбургов.
В начале 17 века, когда в Германских землях распространялось протестантство, а Габсбурги в Вене оставались католиками, три брата из рода Лихтенштейн перешли из протестантской веры в католицизм и поддержали Габсбургов.
Братьев звали Карл, Максимилиан и Гундакар.
Карл был старшим.
И именно он в 1608 году получил от императора княжеский наследственный титул. Став, таким образом, родоначальником княжеской династии Лихтенштейн.
Его братья тоже получили такие титулы, но позже - в 1623 году.
Так вот, девушка с драконом на портрете - жена Карла.
Но закончу с общим описанием, потом перейду к ней.
С этих пор братья и их потомки взяли курс на увеличение как своих земельных владений, так и своей независимости. Плоды чего, мы, собственно, наблюдаем и сегодня.
Они установили правило, согласно которому княжеский титул переходит первенцу по старшей линии и он является главой рода.
Брат Карла Максимилиан был женат на сестре девушки с драконом, которую звали Екатерина. Но детей у них не было. Поэтому после его смерти его владения отошли родственникам.
Третий брат, Гундакар, был женат 2 раза. От первого брака он имел 7 детей, от второго 3, но второй брак был аннулирован, поскольку женщину там выдали замуж против ее воли и она этот вопрос не оставила без внимания. Но, так или иначе - дети у него были, но на вторых ролях.
Зачем я вам это рассказываю?)
Для полноты картины.
Потому что потомки Карла вымерли в 1712 году, и с тех пор все Лихтенштейны это потомки именно младшего из братьев - Гундакара. Вот так иногда время полностью перетасовывает карты.
Но возвращаемся к нашей деве с драконом.
Этот портрет был написан в 1593 году знаменитым тогда придворным австрийским художником Якобом де Монте, который, кстати, в том же году и умер.
Вот этот портрет полностью.
Экзотическую деву на нем звали баронесса Анна Мария Шемберова из Босковицы и Черной Горы (1575 - 1625 гг.).
Она была чешско-моравского происхождения - отсюда и необычный для нашего взгляда костюм.
И по отцу и по матери она принадлежала к очень древним, знатным и богатым родам и была (так же как и ее сестра Екатерина) весьма лакомым куском как невеста. Короче говоря - ее корни в Моравии и Чехии. И ее знатные и богатые предки уже давно контактировали с Лихтенштейнами, которые владели землями, в том числе и в тех краях. Так что выбор невест братьями - Лихтенштейнами был не случаен.
Но на портрете перед нами - уже три года как замужняя особа.
Анна Мария вышла замуж в 1590 году. А вот первый ребенок у нее родился в 1597 году. То есть перед нами не маленькая девочка, а 18-летняя девушка.
Есть еще один портрет Анны Марии:
Этот портрет был написан в 1620 году. То есть женщине здесь уже 45 лет. Хотя художник ее, конечно омолодил(как и другой художник на первом портрете, кстати). Впрочем, возможно она была худенькой, хрупкой и реально всегда выглядела моложе своих лет.
Анна Мария уже в совершенно европейском платье без налета национальной экстравагантности. Она принцесса европейского княжества. Жена правящего князя.
Кстати сказать - решила сделать дополнение.
Нашла, что у нашей первой Анны - Марии (с драконом) была еще дочь, которую тоже звали Анна - Мария (1597-1638 гг. ). Этот портрет указан как портрет матери - но ведь это могла быть и дочь, отсюда такая моложавость. Но это только мое предположение.
Анна Мария родила 4 детей. Один (самый младший) умер или при рождении или в младенчестве, в 1612 году.
Два первых ребенка были девочками. А вот третьим родился сын, который и наследовал княжество:
Карл Евсевий (1611 - 1684 гг.)
Карл и его сын пошли по скользкой дорожке близкородственных браков (он женился на племяннице - дочери его родной сестры), из их 9 детей выжило 4, и только один сын.
Этот сын женился на двоюродной сестре, что дало многочисленное (13 детей), но нежизнеспособное потомство (сыновья умерли, осталось несколько дочерей), и эта часть рода вымерла, передав княжество потомкам Гундакара.
Вот такая история открылась за портретом девушки со странным украшением на голове.
Что касается самого украшения (а многие читатели им интересуются) - вопрос о его происхождении остался открытым. Я ответ не нашла. Дракон не фигурирует на гербах ни одной семьи, к которой дева имеет отношение. Так же он не фигурирует на гербах или в преданиях, связанных с какой - любо местностью, имеющих отношение к нашей героини.
Если я ничего не упустила в этом направлении - значит, это символ чего - то другого.
В европейской традиции, в отличие от восточной, дракон символизировал зло. В связи с этим еще более странно видеть его на голове у девицы.
Но у него были и иные значения.
Опираясь на них можно предположить, что дракон охраняет деву как некое сокровище (драконы в европейских легендах частенько оберегали сокровища от посягательств), ну или предположить, что дева, хоть уже и была официально замужем, еще не вступила в супружеские отношения со своим мужем (у европейских драконов есть и такое значение). Собственно, на момент написания портрета так и было. Это все, что мне удалось найти.
Но зачем тогда размещать дракона на голове, а не, скажем, рядом?
И, потом, при таком расположении, скорее всего художник писал его все - таки с натуры...
Почему эта прическа, по всей видимости, осталась в единственном экземпляре?
Была мысль у читателей, что это некий маскарадный костюм...
В общем - если вы что - то найдете по теме - напишите. Уже неоднократно бывало, когда какие - то интересные вопросы разрешались с помощью читателей.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.