Найти в Дзене
МАША И МОДЕРН

5 женщин эпохи модерна. Прекрасные дамы прекрасной эпохи

Рубеж 19 и 20 веков стал временем воспевания женщин, образа Прекрасной Дамы. Художники и архитекторы модерна были романтиками. А женщины этой эпохи начинали мыслить себя отдельно от мужчины и активно бороться за свои права

В честь прошедшего Международного женского дня я хочу рассказать о 5 женщинах этой прекрасной эпохи

Сара Бернар (1844-1923)

Генриетт Розин Бернар, более известная как Сара Бернар - прекрасная актриса и влиятельная женщина своего времени, она создавала тренды и была музой для мастеров

Сара Бернар. Фото из открытых источников интернет
Сара Бернар. Фото из открытых источников интернет

Сара завораживала, прежде всего, своим голосом. Чарующий, золотой, он был ее главным оружием. Удивительно, но даже став всемирно известной актрисой, Бернар панически боялась сцены

Благодаря непосредственному участию Сары Бернар, стали известны художник Альфонс Муха и ювелир Рене Лалик

Сара Бернар. Фото из открытых источников интернет
Сара Бернар. Фото из открытых источников интернет

Знакомство с Мухой случилось в 1894 году под Рождество. Бернар срочно понадобилась новая афиша для спектакля, и только молодой Альфонс оказался свободен

К утру 1 января 1895 года Париж увидел революционный плакат. Длинный и узкий, изображавший Сару в образе в полный рост - он выделялся среди других

Афиша с Сарой Бернар. Фото из открытых источников интернет
Афиша с Сарой Бернар. Фото из открытых источников интернет

Сотрудничество с Бернар принесло Альфонсу Мухе всемирную славу и узнаваемый стиль, который стал особенно популярен после участия художника во Всемирной выставке в Париже в 1900 году

Знакомство с ювелиром Рене Лаликом принесло ему славу и заказы от дам из высшего света

Рене Лалик. Фото из открытых источников интернет
Рене Лалик. Фото из открытых источников интернет

Только такая яркая женщина как Сара Бернар могла носить ювелирные украшения, которые до Лалика никто не делал. Женские фигуры, бабочки, жуки - все это было неприлично для дамы из общества. Но только не для "Божественной Сары"

После того, как украшения надевала Сара, они начинали продаваться, ведь ей хотели подражать

Сара Бернар в украшениях от Лалика. Фото из открытых источников интернет
Сара Бернар в украшениях от Лалика. Фото из открытых источников интернет

Сотрудничество с Лаликом не было долгим, но именно благодаря ему, Лалик стал по-настоящему известным

Джейн Моррис (1839-1914)

Томная красавица с полотен прерафаэлитов, Джейн Моррис показала всем отличный пример того, что образование и тяга к знаниям способны радикально изменить жизнь

Портрет Джейн Моррис. Фото из открытых источников интернет
Портрет Джейн Моррис. Фото из открытых источников интернет

Джейн Бёрден родилась в семье конюха и прачки. Она и ее сестры практически не получили никакого образования, ведь надо было скорее начинать работать, чтобы помогать родителям. Джейн была красива, неплохо вышивала и хорошо справлялась с обязанностями горничной

Однажды она вместе с сестрой отправилась в театр, в который, по счастливой случайности, пришли художники Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс. Они входили в группу художников прерафаэлитов и в Джейн они увидели ту Прекрасную Даму, которую хотели писать

Джейн Моррис. Фото из открытых источников интернет
Джейн Моррис. Фото из открытых источников интернет

Правда, на внешности, которую называли королевской, сходство с представителями голубых кровей заканчивалось. Джейн говорила на диалекте кокни, громко и много смеялась и совершенно не понимала, о чем говорят художники в своих мастерских

Джейн Моррис. Фото из открытых источников интернет
Джейн Моррис. Фото из открытых источников интернет

Джейн чувствовала, что отличается от других девушек, которые приходили на мероприятия прерафаэлитов, слышала, как ее обсуждают. Поэтому попросила одного из художников, Уильяма Морриса, помочь ей найти учителей. Уроки она оплачивала из своего скромного жалования

Уильям Моррис. Фото из открытых источников интернет
Уильям Моррис. Фото из открытых источников интернет

Изменения, которые за этим последовали, можно назвать чудом, если не знать, сколько усилий приложила Джейн. Она выучила английский, французский и итальянский. Она научилась манерам высшего света. Джейн постоянно читала. Причем ее интересовало абсолютно все - наука, искусство, история, география

Она продолжала позировать прерафаэлитам и в 1859 году вышла замуж за Уильяма Морриса. Супруги жили в Красном доме, который стал местом для эксперимента и творчества

Мария Васильевна Якунчикова-Вебер (1870-1902)

Мария Васильевна Якунчикова родилась в 1870 году в семье московского купца Василия Якунчикова и его жены Зинаиды Николаевны, урожденной Мамонтовой. В воспитании детей особое внимание, благодаря матери, уделялось творчеству. Дети пели, рисовали, танцевали

Мария Васильевна Якунчикова-Вебер. Фото из открытых источников интернет
Мария Васильевна Якунчикова-Вебер. Фото из открытых источников интернет

Старшая сестра Марии, Наталья Васильевна, вышла замуж за художника Василия Поленова. И тогда еще маленькая Маша, вместе с другими братьями и сестрами часто бывала в Абрамцеве и Поленове. Она полюбила живопись с детства. И позже стала профессиональным художником, учась во Франции

К сожалению, в возрасте 18 лет у Марии был обнаружен туберкулез и российский климат стал для нее губительным. На родину она могла приезжать только летом

Мария Васильевна Якунчикова-Вебер. Фото из открытых источников интернет
Мария Васильевна Якунчикова-Вебер. Фото из открытых источников интернет

Во Франции она познакомилась со своим будущим мужем Львом Вебером и в 1896 году молодые люди поженились. Спустя 2 года в семье родился сын Степан. Мария Васильевна создавала иллюстрации для его книг, расписывала колыбельку сказочными героями

Мария Васильевна с мужем Львом. Фото из открытых источников интернет
Мария Васильевна с мужем Львом. Фото из открытых источников интернет

Именно в эти счастливые годы была создана ее самая известная иллюстрация - обложка для журнала "Мир искусства"

Обложка журнала "Мир искусства". Фото из открытых источников интернет
Обложка журнала "Мир искусства". Фото из открытых источников интернет

В 1900 году - новая трагедия. У сына был обнаружен туберкулез и Мария с мужем бросили все силы на его лечение. Мальчик пошел на поправку, но здоровье самой Марии Васильевны ухудшилось. В 1901 году она родила второго сына и беременность окончательно подорвала ее здоровье

Лев Вебер с сыном. Фото из открытых источников интернет
Лев Вебер с сыном. Фото из открытых источников интернет

Ей пытались помочь врачи во Франции и Швейцарии, но в 1902 году она скончалась. Большая часть ее творческого наследия осталась заграницей, поэтому о художнице в России практически не знали

И только в 2020 году в Третьяковской галерее состоялась выставка ее творчества. Картины, рисунки и документы были переданы музею ее потомками

Адель Блох-Бауэр (1881-1925)

Адель Бауэр родилась в 1881 году в Вене в богатой еврейской семье. В возрасте 19 лет она выходит замуж за сахарного магната Фердинанда Блоха (а ее родная сестра Тереза станет женой родного брата Фердинанда Густава). Все вместе они будут проживать в огромной квартире в центре Вены и носить двойную фамилию Блох-Бауэры

Адель Бауэр. Фото из открытых источников интернет
Адель Бауэр. Фото из открытых источников интернет

Адель, получившая прекрасное домашнее образование, хорошо разбиралась в искусстве и держала в своем доме салон. Туда приходили самые известные художники, музыканты и философы. В том числе и Густав Климт

Густав Климт. Фото из открытых источников интернет
Густав Климт. Фото из открытых источников интернет

Она хорошо разбиралась в политике и была социалисткой. Но она не была счастлива. Это был брак по договорённости, и он был бездетным после двух выкидышей и смерти ребёнка. Я помню её очень элегантной, высокой, темноволосой и тонкой. Она всегда одевалась в шёлковые белые платья и курила через длинный золотой мундштук
Воспоминания племянницы Марии Альтман

Именно Климт Фердинанд Блох-Бауэр закажет два портрета Адели, в том числе знаменитую "Золотую Адель" - "Портрет Адели Блох-Бауэр II"

Портрет Адель Блох-Бауэр. Фото из открытых источников интернет
Портрет Адель Блох-Бауэр. Фото из открытых источников интернет

Помимо портеров, Адель с мужем приобретут еще несколько картин Климта. Вместе с произведениями других художников, его полотна станут частью коллекции искусства, которая хранилась в их доме

В 1918 году, после смерти своей матери, Адель составляет завещание. В нем она выделяет крупные суммы для благотворительных учреждений, а коллекцию картин передает галерее Бельведер

В 1925 году Адель Блох-Бауэр умирает от менингита в возрасте 43 лет. Ее супруг Фернинанд скончается спустя 20 лет в 1945 году. По его завещанию все имущество должны будут получить его племянницы - дочери брата Густава

Адель Блох-Бауэр. Фото из открытых источников интернет
Адель Блох-Бауэр. Фото из открытых источников интернет

Благодаря этому завещанию станет возможно возвращение произведений искусства, украденных в годы Второй мировой войны у семьи Блох-Бауэров

Об этой истории сняли фильм "Женщина в Золотом", о котором я рассказывала в своей статье "Мона Лиза эпохи модерна"

Маргарет Макинтош (1864-1933)

Маргарет Макдональд родилась в 1864 году в Великобритании и вскоре переехала с семьей в Глазго. Там она вместе с младшей сестрой Френсис поступила в Школу искусств, где они вместе создавали невероятные женские образы, источниками для которых стал кельтский фольклор

Маргарет Макинтош. Фото из открытых источников интернет
Маргарет Макинтош. Фото из открытых источников интернет

В той же Школе искусств они познакомились с друзьями художниками Чарльзом Ренни Макинтошем и Гербертом Макнейром. Они стали работать вместе и их называли "Четверка из Глазго"

В 1899 году Френсис вышла замуж за Макнейра, а в 1900 Маргарет стала женой Чарльза Макинтоша

Чарльз Ренни Макинтош. Фото из открытых источников интернет
Чарльз Ренни Макинтош. Фото из открытых источников интернет

Супружеские пары стали работать отдельно. Жизнь Френсис нельзя назвать счастливой. Периоды творческих взлетов и падений привели к разладу в семейной жизни и ранней смерти художницы в 48 лет

Маргарет же активно работала, и вместе с мужем они стали самыми яркими представителями шотландского модерна, который повлиял в том числе на российских мастеров и Густава Климта

Росписи кисти Маргарет украшали дома, которые строил Макинтош. Их творчество было неделимо

Вы должны помнить, что во всех моих архитектурных работах вы были наполовину, если не на три четверти
Из письма Чарльза Макинтоша жене

Как это часто бывает, творчество Маргарет и Чарльза по достоинству оценили только после их смерти. Сами супруги жили достаточно бедно

Маргарет скончается в 1933 году

Спасибо за внимание!

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк и подписывайтесь на канал "МАША И МОДЕРН"