Найти тему

«Последняя волна» Питера Уира

Мы, люди, живем как минимум в двух мирах – в мире бодрствования и в мире снов. Эти миры переходят из одного в другой, и даже сосуществуют одноНЕвременно. В этом утверждении куда меньше фантастического пафоса, чем может показаться. Наши сны, интуитивные прозрения и фантазия – они все как бы волнами накатывают на повседневность, меняя ее, но мы редко это замечаем. Такие процессы можно объяснить и с точки зрения психологии, и даже с точки зрения, скажем так, биологии. Но это не отменяет и более поэтичной и старой интерпретации. Ведь и любовь можно описать просто как взрыв на химической фабрике...

-2

Фильм Питера Уира «Последняя волна» 1977 года – о сакральной связи снов и реальности, о том, что сны – это полноправная часть бытия и важнейший культурообразующий элемент. Это и фильм ужасов, и что-то совсем другое. Тот формат мистики, который я люблю больше всего. А начать можно просто с того, что перед нами Кино. Когда перед глазами проносятся километры сериалов и современных фастфуд-кинолент, как-то забываешь, что такое художественный фильм на самом деле. Где слово «художественный» говорит не только о том, что произведение является фантазией общности творцов. Здесь неторопливые повороты и приближения камеры, и шикарные кадры, и типажи, актерская работа. Картина. Смотреть. Всматриваться. Искать смысл вместе с автором и персонажами. К кадрам, сценам и событиями хочется возвращаться, ведь они сделаны с любовью и настоящим мастерством. Ричарду Чемберлену, Дэвиду Галпилилу и Нандживаре Амагуле, конечно, особенный респект за создание абсолютной атмосферы своей актерской игрой.

-3

История такая – в глубинке Австралии слышат странные раскаты грома. Начинаются сильнейшие ливни, сопровождаемые крупным градом. Неподалеку, при странных обстоятельствах, погибает абориген. Вскрытие показывает, что он умер захлебнувшись. Но полиция подозревает группу таких же аборигенов в убийстве, и те почему-то не отрицают свою вину. Главный герой по имени Дэвид берется за защиту этих ребят и очень скоро открывает для себя таинственный мир магии и снов аборигенов Австралии. Дэвид обнаруживает часть этой магии внутри себя самого и, чтобы понять, кто он на самом деле, ему придется рискнуть своей жизнью и своим разумом. А за окном по ночам льет черный дождь, герою снятся незнакомые люди и таинственные символы.

-4

В кино при желании можно отыскать лавкрафтовские мотивы, но, на мой взгляд, суть этой истории противоположна Мифам Ктулху и идет глубже. Древние существа, принесшие знание людям, водная стихия, готовая обрушиться на город, предвестия конца света – все это есть. Но, если у Лавкрафта древние – это что-то предчеловеческое и античеловеческое, что-то, внушающее ужас, отвращение и таящееся у порога, то у Уира – древние, мир снов – это живительная составляющая, которую НУЖНО вспомнить.

-5

Современны человек, утративший связь с миром снов – потерял часть себя. Современный человек – это Дэвид. Аборигены, ничем не близкие тебе и мне – они как раз и открывают Дэвиду его суть. Они чужды ему и таким как он, как и мир снов. Это глубокий и многогранный ход повествования. Узнавая совсем чужих, казалось бы, отсталых людей (по всем параметрам истории), ты внезапно обретаешь утерянную часть себя самого. Часть, кстати говоря, пугающую, но свою.

-6

Фильм неспешный. Местами он может показаться даже скучным, но досмотрев до конца понимаешь, что это было замечательно. Потому что картина напитывает тебя своей магией и не дает себя забыть. Часть мира сна «Последней волны» останется со зрителем надолго или навсегда. И даже не хочется интерпретировать ее. Картина все скажет за себя внимательному, открытому и терпеливому зрителю. Скажет что-то свое. Фильм тревожный, непонятный, страшный, тягучий, но это не страшилка. Это магическая история об обретении чего-то важного.

-7

Здесь есть, о чем подумать. О традициях, о культуре, о том, что держит человека и человечество наплаву. Впервые я посмотрел этот фильм в юном возрасте и ничего не понял. Тогда он оставил смутные и неприятные ощущения. Теперь – совсем другое дело. Кино замечательное. Смотрится ли фильм, снятый в 1997 году сегодня? Еще как!

Среди критиков бытует мнение, что ближе к финалу оно проседает, а сама концовка – неудачная, скомканная. Мне кажется, что это не совсем так. Как говорил и сам режиссер – историю трудно заканчивать, ведь жизнь – не заканчивается титрами. И эта история как бы не должна заканчиваться, ведь она говорит о круговороте и о вечном. «Последнюю волна» – это произведение искусства. Своеобразное, не для любого вечера и не для любого настроения. Но если поймать нужную волну – это будет очень интересный и особенный опыт.