Сегодня мы ассоциируем прерафаэлитов с красотой. Девушки с длинными волосами и мягкими чертами лица, замысловатые аксессуары, изящные драпировки, - этакий изысканный салат по старинному рецепту для визуала - гурмана. Но для самих художников все эти изыски зачастую были не более чем бутафорией, при помощи которого они заманивали зрителя. Отвлекая внимание неприхотливой публики всеми этими деталями и милыми личиками, прерафаэлиты рассказывали своим зрителям истории, и истории эти чаще всего были трагическими. Картины Джона Уильяма Уотерхауса прекрасный тому пример.
Вот картина "Нимфы находят голову Орфея". Орфей — мифический фракийский певец, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы. Его музыка была настолько хороша, что не только восхищала люде и укрощала зверей, но и позволила музыканту вернуться из мира мертвых. Жена Орфея - нимфа Эвридика погибла от укуса змеи. Чтобы вернуть ее "с того света", Орфей спустился в Аид. Звуки его музыки укротили Цербера, исторгли слезы у Эринний и растрогали Персефону. Богиня разрешила Орфею вернуть умершую Эвридику на землю, но с условием, что они оба не должны оглядываться назад, пока не выйдут на дневной свет. Орфей первым увидел солнечные лучи и обернулся к жене, чтобы разделить с ней свою радость. В тот же момент она исчезла навсегда.
Сам же Орфей удалился от людей и прожил в глуши еще много лет, пока не погиб от рук менад (последовательниц бога Диониса). В порыве божественного транса они разорвали тело встреченного музыканта на куски. Лира Орфея и его голова, все еще певшая, приплыли к острову Лесбос, где впоследствии был основан оракул певца.
У нас есть отдельная статья об Орфее
На картине Уотерхауса запечатлён то эпизод мифа, когда две нимфы находят голову Орфея в реке, после того как герой был обезглавлен менадами. Его голова всё еще поёт чудесные песни, а лира, как и прежде, удивляет чистым, чудесным звучанием, но эта песня лишь эхо - сам певец уже мертв.
Прерасные нимфа с их белой кожей и нежным румянцем только привлекают внимание зрителя, не давая ему сразу осознать, что именно изображено на картине. Только потом, проследив за взглядами девушек, мы видим голову мертвого Орфея. Видим и уже не можем оторвать от нее глаз. От этого контраста жизни и смерти словно двоиться в глазах. Уотерхаус заставляет нас сначала задуматься о красоте, а затем тонко обрушивает на нас ужас и гротеск. И мы не отводим взгляда.
Тот же прием художник использует и в картине "Гилас и нимфы". Мы снова зачарованы карсотой купающихся девушек, их, буд-то отражающаяся во множестве зеркал, красота заманивает нас. Художник словно подвергает зрителя тем же чарам, под власть которых попадает и Гилас. Только сам Гилас не знает чем для него кончится эта история, а мы знаем - юноша исезнет без следа.
Но, если в "Гиласе ...", трагизм явлен лишь намеком - мы знаем, что юноша погибнет, но самой его смерти не видим, то в "Орфее..." Уотерхаус идет до конца, погружая нас в пучину контраста. Лицо погибшего певца - это не только лик смерти, это лик земного горя, которое всегда свершается где-то рядом.
Нимф на этой картине Уотерхауса отнюдь не случайно одеты в повседневные одежды и больше похожи на обычных девушек, пришедших поутру за водой. Этот контекст обыденности выбран художником преднамеренно, он говорит нам, что эта трагедия не мифологична, но обычна. Пусть она происходит не с нами, но и не так далеко от нас. Осколки чужой беды и эхо чужого плача могут вторгнуться в жизнь каждого, и художник призывает нас не отворачиваться от беды, а взглянуть ей в лицо. Даже если эта беда не ваша, даже если сделать уже ничего нельзя.
Этот контраст прекрамного и / или обыденного с ужасным и / или пугающим часто используют и последователи Уотерхауса - современные нам художники. Например, вы с легкостью найдете этот контраст на картинах Майлза Джонстона или в работах Такато Ямамото. Только конфликт на их картинах зачастую куда жестче. Привыкшего к триллерам современного зрителя уже не нужно медленно заманивать - его нужно огорошить сразу, иначе он просто пройдет мимо.
Присоединяйтесь к нам в Telegram, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood