Когда она впервые появилась на экране в фильме «Доживем до понедельника», где играла небольшую роль смешливой девятиклассницы Риты, половина мужского населения страны влюбилась в нее с первого взгляда. Вторая половина отдала ей свои сердца после фильма «А зори здесь тихие».
С тех пор прошло чуть более 50 лет, но до сих пор Ольга Остроумова считается одной из самых красивых актрис советского и российского кинематографа. Всю жизнь она снимается в кино и играет в театре, у нее прекрасные дети и внуки. Она прожила 24 года в браке с ярким артистом и неординарным человеком Валентином Гафтом.
Когда журналисты спрашивали Ольгу Михайловну, счастлива ли она? Боже мой, конечно, да! Счастлива! — отвечала актриса.
Однако, Остроумовой, как и многим другим женщинам, актрисам и не актрисам, пришлось пройти через устраиваемые судьбой испытания, познать боль предательства, разочарование, одиночество, мучительные поиски личного счастья…
«Я хочу быть актрисой!»
Родной город Бугуруслан в Оренбургской области, маленький домик, полный книг, из предметов роскоши – пианино, для покупки которого мать продала свою единственную «драгоценность»: котиковую шубу.
Выпускница старшего класса средней школы Ольга тихо перебирает клавиши, ожидая пока вся семья – родители, брат и две сестры – соберется к столу. Там, за семейным чаепитием, она хочет объявить им о своем решении. Наконец, все в сборе.
«Мама, папа! – мужественно начинает Ольга. – Я собираюсь ехать в Москву, чтобы поступать в театральный институт. Я хочу быть актрисой!» Сказала и замерла, вглядываясь в родные лица: как отреагирую? Что скажет отец – учитель физики, уважаемый в городе человек, сын священника в третьем поколении, собиратель семейного архива. И как на это посмотрит мама – в юности певшая в церковном хоре, всегда верная своему долгу жены и матери.
Родители отнеслись к решению дочери вполне спокойно: купили ей билет, напекли пирожков, собрали в дорогу. И Ольга Остроумова отправилась в Москву, где у нее не было ни единственного знакомого. Добравшись до ГИТИСа, она сдала вступительные экзамены и с первого раза поступила. Все сложилось очень просто.
«Нет, это не та – у той нос меньше»
Случилось! Ее, студентку 2-го курса, пригласил сниматься в своем фильме сам Станислав Ростоцкий. Героиня Ольги, школьница Рита в фильме «Доживем до понедельника», по возрасту была близка начинающей актрисе, и Ольга быстро вжилась в роль. Впрочем, она не столько наслаждалась своей первой ролью, сколько, затаив дыхание, следила за тем, как блестяще играют мастера, которыми изобиловал фильм: Тихонов, Печерникова и другие.
Не прошло и 2 лет, как судьба преподнесла Ольге еще один подарок – роль красавицы Жени Комельковой в фильме «А зори здесь тихие», после которой актриса проснулась знаменитой.
Слава? Она ее стеснялась. На сцене приятно быть первой, а в жизни лучше не выделяться. Всегда аккуратная и подтянутая, Ольга уставала от необходимости даже в булочную выходить при полном макияже и хотела быть «как все». Но ей этого не позволяли. Сколько раз актрисе приходилось слышать за спиной, а то и прямо в лицо: «Ой, посмотрите – это Остроумова! Да нет, вроде не она – внешность «не звездная». У Остроумовой нос не такой длинный и волосы другие!
И потом станет тебе «звезда кино» по гастрономам шататься, у нее небось прислуга.»
А людская навязчивость?! Чего, например, стоила анонимка, измазанная фекалиями, которую ей подсунули в гримерку накануне спектакля! Или письмо от «поклонника», распекающего ее за то, что она делает в кино и называвшего ее «никудышной актрисой».
«Ты разбил мне сердце»
Свою первую любовь Ольга встретила в ГИТИСе. Борис Аннабердыев — однокурсник Остроумовой был полной противоположностью Ольги. Задиристый и смешливый он часто подшучивал над девушкой и утверждал, что она как будущая актриса должна быть более легкомысленной. Не то, чтобы Ольга сильно хотела замуж, но рассудила: первый мужчина должен стать супругом.
Они прожили вместе всего три года. Ольга сама подала на развод, когда поняла, что не сможет жить во лжи. Не стала скрывать от мужа новые отношения и с порога призналась, что любит другого.
Того, другого звали Михаил Левитин. Талантливый, магический, как его называла актриса, режиссер покорил сердце Остроумовой и в буквальном смысле увел из семьи.
Но вот сам Левитин, несмотря на клятвы, разводиться не спешил. Режиссер был женат и не решался оставить супругу.
Положение то ли любовницы, то ли второй жены заставляла Ольгу страдать. Актриса чувствовала себя падшей женщиной, а жену любимого считала ангелом. Пока влюбленные тянули и не вносили ясность в ситуацию, Ольга была вынуждена снимать квартиры и испытывать неудобства. Развод Михаила состоялся спустя четыре года.
В 1975 году у супругов родилась дочь Ольга. А вот вторые роды в 1983 году были сложными. Врачи буквально спасли жизнь Остроумовой и ее сыну. Поправив здоровье, актриса продолжила работать в театре.
Было нелегко растить детей и активно работать. Но она старалась все успеть. Тем более, что рассчитывать ей было не на кого – бабушки и дедушки жили далеко от Москвы. Прибегала с репетиций и, не снимая туфель, мчалась к плите, потом к тазу с бельем – что-то варила, стирала, на ходу проверяла уроки и, отдавая наставления детям, спешно убегала на вечерний спектакль.
Было ли тяжело? Да! Но она не чувствовала отчаяния. Ведь дети и муж – это было для нее все, возможно, даже больше, чем театр…
А он ее предал. Вдребезги разбил сердце, обманул и унизил. Как теперь жить с ним? Вся его любовь оказалась ложью. Ложью, в которой она задыхалась.
Ольга ушла от мужа не оглядываясь. Ушла, после долгих лет брака, не в силах понять, не в силах склеить любовь, которая еще вчера казалось ей вечной. Вот тут-то и пришло отчаяние. Спасли только дети. Их нужно было кормить, воспитывать, заменить им мать и отца.
«Я одинока, но не несчастна»
Что купить кусок колбасы или два апельсина? Что для детей важнее? Эх, нищенская актерская зарплата… Она пересчитывала деньги в кошельке, старалась экономно расходовать продукты. А потом бежала на работу, поручив заботиться о десятилетнем сыне своей совсем еще юной дочке.
Это были тяжелые, но почему-то счастливые годы. Прирожденная оптимистка она думала так: «Боже мой, ну тяжело мне, но я же не первая и не последняя на этой земле, кому тяжело? Сколько до меня жило людей? Миллионы и миллионы! И многим было тяжело. Но земля вертится, солнце завтра встанет и, сияя, выйдет из-за облаков, и изумрудная трава прорастет. Все еще наладится».
Это потом бывший муж Ольги Остроумовой напишет книгу об их совместной жизни, которую окончит словами: «Прости меня, моя Звезда». А тогда? Тогда он был далек от раскаяния и извинений.
Наоборот, оправдывал себя тем, что его падкость до женщин сродни зависимости от алкоголя, только не лечится. То есть получается он и не виноват вовсе.
Но все же актриса никогда не позволяла себе злиться на кого бы то ни было: разбившего ее сердце супруга, навязчивого или откровенно хамоватого поклонника, сплетника и доносчика. Она твердо решила для себя никогда не отягощать свою жизнь обидой или вынашиванием мести.
«Вы будете женой крутого авторитета»
Потом началась перестройка. Экраны заполнили низкосортные фильмы «а-ля домашнее видео», изобилующие непристойными сценами и ненормативной лексикой.
Однажды утром в ее квартире раздался телефонный звонок. «Алло, Ольга Остроумова? Снимитесь у нас в кино. Гонорар за день съемок – 5000 долларов. Какая роль? Сценарий? Да, не нужен там никакой сценарий. Вы просто в ресторане посидите. Типа, жена крутого авторитета. Такая вся из себя красивая женщина…в кадре…»
Отказ в ее душе созрел немедленно, но ей надо было прийти в себя, чтобы облечь его в слова. Наконец она произнесла: «Я не манекен, чтобы сидеть в ресторане. Я – русская актриса! Мне нужна роль, глубокая и психологичная».
«Я не могу без вас»
С Валентином Гафтом Ольга Остроумова была знакома давно – они вместе снимались в замечательном фильме Эльдара Рязанова «Гараж». Правда, на съемках им и словом не удалось перемолвиться. Поэтому можно сказать, что настоящее знакомство состоялось много лет спустя, когда их обоих пригласили поучаствовать в одном концерте.
После выступления они долго гуляли по парку. Потом стали созваниваться, изредка встречаться. И вдруг Гафт исчез – словно растворился на долгих 4 месяца.
Она недоумевала: ну надо же как-то объясниться. Мол, не хочу больше встречаться или не могу. А так пропадать…
Впрочем, сердце подсказывало, что это еще не конец. И действительно. спустя 4 месяца он позвонил ей. Сказал одну только фразу: «Я не могу без вас». Она почувствовала себя легкой, веселой и юной. Улыбнулась своим мыслям и ответила: «Что ж, антракт окончен. Пора начинать второй акт».
Через несколько месяцев они поженились.
«Я – гордячка!»
Ольга Остроумова никогда не роняла актерскую профессию и не снималась в кино, если сценарий казался ей глупым, а режиссер – не талантливым. Никого не расталкивала локтями, никак не боролась за «лакомую» роль.
Она могла отказаться от роли, не желая прерывать свою работу в театре, или из-за того, что в ней нуждались ее дети. Не потому ли все роли актрисы так любимы и популярны?
Ей не в чем упрекнуть себя. Все в жизни сложилось так, как должно было сложиться.
«Как из ничего вырастает что-то»
Ольга Остроумова любит мемуарную литературу, поездки на дачу, езду на автомобиле. Когда выпадает свободный денек актриса едет на дачу, где обожает копать, чинить, пилить, строгать. Она с восторгом занимается собственным садом. Признается, что пусть и не профессионально, но с большим удовольствием высаживает цветы, кусты, деревья. Поражаясь, как «из ничего, маленького семечка, вырастает большое, стройное дерево».
Раньше рядом с ней всегда был любимый супруг — Валентин Гафт. Равнодушный к садоводству, он предпочитал чтение на свежем воздухе.
Валентина Иосифовича не стало 12 декабря 2020-го. Десять лет артист боролся с прогрессирующей болезнью Паркинсона. Рядом была жена, которая вселяла уверенность в благополучный исход заболевания.
В прощальной речи Ольга Михайловна произнесла: «Могу сказать, что мне выпала честь и счастье прожить с этим человеком близко довольно много лет. Я старалась быть его защитницей, товарищем, другом».
Жизнь в ожидании признания и личная трагедия. Мамин-Сибиряк
Мой опыт показал — замужество и дети – не залог счастья в зрелости
Неслыхан Атагюль. Как дочь белорусской домохозяйки стала звездой турецких сериалов
Советскую «Докторскую» делали по идеальным ГОСТам, но только не для простых людей
Кино лепили, как пирожки. Михаил Кокшенов — от хорошего актера до спорного режиссера
24 года назад Митхун Чакраборти удочерил ребенка, которого выбросили на помойку. Какой стала девочка
Завтра мне 50 лет. 29 из них я женат на одной единственной женщине