Найти тему
Художка Лайт

НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРЯТ С НАМИ ХУДОЖНИКИ-ЖИВОПИСЦЫ

Цвет – это основное выразительное средство живописи. Поэтому художники-живописцы говорят со зрителем на языке цвета.

Все цвета спектра называются хроматическими, а белый, черный и все оттенки серого – ахроматическими.
Хроматические и ахроматические цвета
Хроматические и ахроматические цвета
Хроматические цвета имеют три характеристики:
цветовой тон, т.е. название цвета (красный, синий, желтый и т.п.), светлоту (сравнительное отличие оттенков одного цвета по принципу светлее-темнее) и насыщенность (степень отличия этого цвета от равного по светлоте серого).
-3

Ахроматические цвета характеризуются только цветовым тоном и светлотой, насыщенности они не имеют.

-4

Чтобы вам было понятнее, разберем, как, например, в гуаши, акриле или масле изменить светлоту и насыщенность цвета.

Изменение цветового тон, светлоты и насыщенности в гуаши
Изменение цветового тон, светлоты и насыщенности в гуаши

Возьмем, к примеру, красный цвет.

Дополнительно нам понадобится черный, белила и вода.

Любой цвет из баночки или тюбика имеет одну постоянную характеристику – это цветовой тон: например, красный или синий.

Изменить эту характеристику можно, смешав две или более красок разного тона между собой.

Чтобы изменить светлоту цвета, необходимо смешать его с черным или белым.

Добавляя к красному белого, мы увеличиваем светлоту, и цвет получается розовым. Добавляя черного, мы уменьшаем светлоту, и получаем бордовый.

Что же с насыщенностью?

Цвет в банке или тюбике имеет максимальную насыщенность, увеличить которую уже нельзя. А чтобы уменьшить насыщенность, необходимо подобрать серый цвет, равный по светлоте нашему хроматическому цвету, и смешать их друг с другом. Чем больше серого мы добавим в цвет, тем менее насыщенным он станет.
-6

Создавая цветовую гамму, художник не просто берет готовые цвета, а тщательно подбирает необходимые оттенки с учетом светлоты и насыщенности, согласовывает их друг с другом, следуя определённым правилам, подбирает место для каждого цветового пятна.

Этот согласованный цветовой строй в произведении называют колоритом.

Воздействие на зрителя с помощью цвета возможно благодаря разному психологическому восприятию человеком различных оттенков цвета и их сочетаний.

-7

Зная законы восприятия цвета, художник может довольно точно запрограммировать даже движение глаз зрителя во время созерцания работы.

Например, первое, на что мы обращаем внимание в работе – это самое контрастное место – т.е. сочетание, очень сильно отличающихся по цветовому тону, насыщенности и светлоте мазков, расположенных рядом.

Контраст в живописи
Контраст в живописи

Если тема цвета в живописи вас заинтересовала, пишите в комментариях. Будем разбирать эту тему более подробно в следующих статьях.

С уважением, Юлия Волкова