Современный баскетбол, несомненно, как и довольно новый и прогрессивный компьютерный спорт, не стоит на месте и постоянно развивается, прогрессирует. Из года в год в нем меняются правила, совершенствуются не только технические, но и тактические элементы; научное обоснование методик обучения в баскетболе, по сравнению с компьютерным спортом, находится на несравнимо более высоком уровне. Проведенный анализ показал высочайшую разработанность всех направлений подготовки в соответствии с амплуа игроков.
Предположили, что именно опыт данной спортивной игры может быть полезен и для компьютерного спорта. Всего в баскетболе существует несколько игровых амплуа, у каждого из которых разные позиции на площадке и различные задачи в игре: разыгрывающий защитник (первый номер), атакующий защитник (второй номер), легкий форвард (третий номер), мощный форвард (четвер- тый номер) и центровой (пятый номер).
Предположили, что тактические качества амплуа баскетболистов схожи с игровыми ролями в дисциплине компьютерного спорта «Dota 2».
В этой игре, как и в баскетболе, существует разделение игроков по ролям, каждая из которых занимает определенную позицию на игровой карте и выполняет определенные тактические задачи.
Функции игроков (игровые амплуа) в баскетболе:
Разыгрывающий защитник
Командные взаимодействия в атаке, розыгрыш комбинаций, соз- дание условия и ситуации на площадке таким образом, чтобы каж- дый партнер мог принести как можно больше пользы команде, должен знать сильные и слабые стороны команды соперника, чтобы умело использовать преимущества своего коллектива. Ро- зыгрыш и страховка тыла. Сдерживание быстрой контратаки со- перников в случае потери мяча.
Атакующий защитник
Цель – забить с любого места на площадке. Действуют на перед- нем рубеже защиты у своей корзины. Две основные обязанности – завершение атак и опека опасных в нападении соперников. Защита всегда стремится остановить лучших снайперов, поэтому, притя- гивая на себя внимание защиты, атакующий защитник может легко найти передачей партнера, от которого идет подстраховка.
Легкий форвард
Основной задачей такого игрока, как и атакующего защитника, яв- ляется набор очков. Хорошая маневренность, умение результа- тивно атаковать с дальних и средних позиций, нацеленная пере- дача центровому, подбор мяча, страховка и доигровка.
Тяжелый форвард
Подбор мяча в нападении и защите, обострение игры вблизи кор- зины соперника за счет собственного скоростного прохода. При действиях в защите игроки должны уметь нейтрализовать напа- дающих противника, служить второй линией обороны своей кор- зины, подстраховывать игроков первой линии обороны.
Центровой
Игра под кольцом, подбор мяча, защита рядом с корзиной, «це- ментирование» обороны, блокирование, как можно больше бро- сков противника, призваны таранить оборону соперника на ближ- них подступах к щиту.
Функции игроков (игровые амплуа) в «Dota 2»
Легкая линия
Цель – набрать как можно больше преимущества в золоте, купить и реализовать дорогостоящие предметы в игре. Ядро нападения в поздней стадии игры. Обострение игры в нападении, нейтрализа- ция лучших игроков противника, действия на втором рубеже защиты (вторым номером).
Центральная линия
Получение опыта, реализация преимущества в уровне, неожидан- ная атака на любую из точек карты. Ядро нападения на начальной и средней стадиях игры. Игроки данной позиции призваны набирать больше всего «очков», поэтому часто притягивают к себе много внимания, действуют на переднем рубеже защиты.
Сложная линия
Призваны создавать давление на игроков легкой линии, уничтожение вражеских героев обороны, провоцируют атаку на себя. Действия на переднем рубеже атаки (первым номером), действия на переднем рубеже защиты, блокирование атак противника, контроль контринициация.
Частичная поддержка
Давление на слабые стороны соперника, создание условий для ре- зультативной атаки, мобильное передвижение по карте, поддержка на центральной линии, умение результативно атаковать на боковых линиях, защита союзников при внезапной атаке.
Полная поддержка
Координация командных действий, выстраивание общей стратегии, командные взаимодействия в нападении и защите, использование преимуществ собственной команды, поддержка и защита игрока легкой линии, сдерживание ранней агрессии противника.
Нами было обнаружено, что задачи игроков «полной поддержки» схожи с задачами «разыгрывающего защитника» в баскетболе (создание условий и ситуаций для максимальной реализации игроков команды, использование преимуществ коллектива, страховка и поддержка с тыла, сдерживание атаки противника).
«Частичная поддержка» схожа с позицией «легкого форварда» (высокая результативность, хорошая маневренность, страховка, «доиг- ровка» в нападении), игрок «центральной линии» имеет много общего с атакующим защитником (умение провести успешную атаку с любой точки игровой площадки, действие на переднем рубеже защиты, зачастую самый результативный игрок, который притягивает к себе много внимания), игрок «сложной линии» с амплуа «центрового» (призваны «таранить» оборону противника, «цементирование» обороны своей команды, блокирова- ние атак противника), а «легкая линия» с позицией «тяжелого форварда» (обострение игры в нападении, нейтрализация нападающих противника, вторая линия обороны, подстраховка игроков первой линии обороны).
Сопоставление игровых амплуа в баскетболе и «Dota 2»: «разыгры- вающий защитник» – «полная поддержка», «атакующий защитник» – «центральная линия», «легкий форвард» – «частичная поддержка», «тяже- лый форвард» – «легкая линия», «центровой» – «сложная линия».
В баскетболе множество исследований было посвящено индивидуа- лизации тренировочного процесса в соответствии с амплуа игрока. Чаще всего индивидуализируют техническую, теоретическую, физическую и психологическую подготовки. Разработаны модельные характеристики наиболее перспективных игроков в баскетболе в соответствии с антропо- метрическими, физиологическими, психическими, моторными, генетиче- скими особенностями. В компьютерном спорте данная проблема не разра- ботана и требует дополнительных исследований. Выбрали несколько наи- более подходящих, на наш взгляд, рекомендаций из баскетбола, которые предлагаем экстраполировать на индивидуальную подготовку в «Dota 2», в соответствии с амплуа игрока, тем самым определив дальнейший вектор нашего исследования.
Многие черты характера спортсмена предопределены генотипом, поэтому свойства нервной системы, темперамента и характера могут опре- делить успешный выбор игрового амплуа баскетболиста и его игровой деятельности в целом. В нашем исследовании сравниваем тактическое сходство функций игроков в «Dota 2» с амплуа баскетболистов, отчего возникает закономерный вопрос, а применимо ли это и в компьютерном спорте? Так, например, проанализировав литературные источники по баскетболу, выяснили, что разыгрывающие игроки преимущественно обладают следующими характеристиками: высокий уровень групповой сплоченности, аналитический стиль мышления, по типу темперамента преобладают сангвиники и холерики, показатель личности – экстраверсия. По тактическим качествам разыгрывающий защитник сопоставляется амплуа полной поддержки в «Dota 2». Главными задачами «полной под- держки» в «Dota 2» являются обеспечение безопасности игроку «легкой линии», координация командных действий, выстраивание общей стратегии команды и сдерживание ранней агрессии врага. Таким образом, как и «разыгрывающему защитнику» в баскетболе, игроку пятой позиции в «Dota 2» для успешной реализации своих тактических задач необходимо обладать высоким уровнем групповой сплоченности (защита членов команды), аналитическим стилем мышления (выстраивание общей стратегии игры и координация командных действий), чаще всего такой игрок является экстравертом (высокий уровень коммуникации, поддержка), по типу высшей нервной деятельности – сангвиником. Во многих спортивных коллективах, капитанами избираются игроки с темпераментом сангвиника, так как эти люди умеют владеть собой, вести за собой команду, коммуни- кабельны, выносливы и обладают большим потенциалом. Чаще всего именно игрок роли полной поддержки является капитаном команды. Данная тема может являться целью отдельного исследования.
В баскетболе также применяют выявление психомоторных, перцеп- тивных и когнитивных показателей, выступающих основными для отбора и контроля текущего состояния высококвалифицированных баскетболи- стов. Так, например, существуют модельные психологические и психо- физиологические группы показателей, включающие реакции: простую зрительно-моторную, тормозную, выбора, при предъявлении движущегося сигнала, на движущийся объект и на движущийся объект с ускорением, значимые перцептивные показатели: чувство дистанции, скорость воспри- ятия и переработки информации, а также и когнитивные показатели: опе- ративное мышление и вероятностное прогнозирование. Предполагаем, что выявление психомоторных, перцептивных и когнитивных показателей игроков в «Dota 2», также может выступать в качестве объективной оценки отбора наиболее перспективных спортсменов по амплуа в игре «Dota 2». Так, например, демонстрация высоких результатов в перцептивных пока- зателях может свидетельствовать о том, что человек с большей долей вероятности будет эффективен на позиции полной или частичной поддержки, а простая зрительно-моторная реакция и развитое вероятностное прогнозирование может свидетельствовать о предрасположенности спортсмена к амплуа «легкой линии».
Большой объем воспринимаемой информации и скорость принятия решения позволяют игрокам более эффективно реализовывать тактический план игры. Развитие интеллектуальных способностей, связанных с пе- реработкой информации, обусловлено характером построения и направ- ленностью тренировочного процесса с использованием специальных средств и методических условий при формировании индивидуальных дей- ствий и взаимодействий баскетболистов. Развитию интеллектуальных способностей игроков «полной и частичной поддержки» в «Dota 2» должно уделяться особое значение, так как данные амплуа чаще всего от- вечают за эффективную реализацию технико-тактических действий команды в процессе официальных игр и им необходимо иметь высокий уровень оперативной логической памяти для того, чтобы быстро и точно анализировать большой объем игровой информации. Также немаловажным для данных амплуа будет являться развитие способности выражать мысли кратко и точно, развитие аналитических качеств, умения выявлять причинно-следственные связи, распределять внимание. Для центральной линии важна наблюдательность, расчетливость, гибкость ума, способность концентрировать и распределять внимание. Спортсменам первой позиции («легкой линии») наиболее важна расчетливость, наблюдательность, само- контроль, а третьей позиции («сложной линии») умение правильно рассчи- тывать ресурсы, собственные силы.
Для более эффективной подготовки баскетболистов специалисты рекомендуют использовать индивидуальную подготовку игроков в сочета- нии с командной работой в ходе каждого тренировочного занятия. Дан- ная рекомендация также подходит и для командных дисциплин компью- терного спорта, в частности, для «Dota 2». Однако считаем, что в зависи- мости от игровой позиции, тренерскому составу следует уделять разное количество времени на индивидуальные и командные тренировки для каждого амплуа. К примеру, для игроков «полной поддержки» соотношение распределения общего тренировочного времени может распределяться следующим образом: 70 % – командная работа, 30 % – индивидуальные тренировки. Это обусловлено характером их тактических действий, так как для пятой позиции наиболее важными являются умения коммуникации, координации передвижения команды, выстраивание ее стратегии. Для иг- роков «частичной поддержки» оптимальным, на наш взгляд, является со- отношением командных тренировок к индивидуальным 60 % на 40 %, так как игроки четвертой позиции также сильно зависят от команды, но имеют немного другие задачи, например, обеспечение обзора команды или гра- мотное передвижение по карте с целью реализации сильных сторон героев своей команды или давления на слабые стороны героев противника. Игро- кам центральной и сложной линий следует отводить время на командные и индивидуальные тренировки в соотношении 50/50. Для игроков «легкой линии» более эффективными станут индивидуальные тренировки, так как первая позиция чаще всего игнорирует начальные сражения и концентри- руется на собственном развитии, соотношение 60 % на 40 %. Не стоит также забывать, что следует регулярно проводить персональные трени- ровки для каждого игрока по всем разделам подготовки: технической, теоретической, физической, психологической. Каждый игрок команды имеет свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать при планировании тренировочных занятий для достижения наивысших резуль- татов.
Заключение. В компьютерном спорте не так много исследований, посвященных методологическому обеспечению обучения спортсменов, поэтому перенос отдельных средств из спортивных игр позволит за корот- кий промежуток времени добиться наилучших результатов в психологиче- ской и физической подготовке, достичь желаемой цели не только в учебно- тренировочном процессе, но и в соревновательной деятельности. По на- шему мнению, необходимо применять следующие рекомендации:
1. Определение амплуа спортсменов в компьютерном спорте путем выявления их характера и темперамента. Игроки «полной поддержки» – сангвиники и холерики, тип высшей нервной деятельности – экстраверсия, «частичной поддержки» – сангвиники, амбиверсия, «сложной линии» – флегматики, сангвиники, интроверсия, «легкой линии» – флегматики, сан- гвиники, интроверсия, «центральной линии» – сангвиники, экстраверсия.
2. Отбор и контроль состояния высококвалифицированных спорт- сменов компьютерного спорта рекомендуется проводить путем выявления психомоторных, перцептивных и когнитивных показателей. Так, напри- мер, высокие показатели в когнитивных тестах могут свидетельствовать о предрасположенности игроков к амплуа «поддержки», а преимущественно высокие перцептивные показатели о склонности игровым ролям «основы».
3. Развитию интеллектуальных способностей в компьютерном спорте должно уделяться особое внимание. В частности, для амплуа под- держки в «Dota 2» – это наиболее востребовано в связи со спецификой игровых задач.
4. На командные и индивидуальные тренировки игроков дисцип- лины «Dota 2» необходимо отводить различное время, в связи со специфи- кой их тактических и технических задач. Так, например, более командным амплуа «полная и частичная поддержка» на командные тренировки реко- мендуем отводить 60–70 % тренировочной деятельности, «сложная линия» – 60 %, «центральная линия» – 50 % и «легкая линия» – 40 %.