Ну что, мои уважаемые читатели, которым я выношу мозг своим графоманством, это будет очередная публикация из рубрики "Ожидание и реальность" "Экранизация и литературный оригинал". В прошлый раз мы рассмотрели "Трудно быть богом" и "Пикник на обочине" братьев Стругацких, и в комментариях вы имели возможность поделиться своими впечатлениями.
Пытался и в этот раз уложиться в формат поста, но не получилось. Поэтому будет статья с цитатами и вообще "многабукафф".
Ну что, сегодня, как следует из заголовка, пока не будем изменять традиции и рассмотрим произведение Аркадия и Бориса Стругацких, а именно "Обитаемый остров" и одноимённую экранизацию, а заодно мысли, которое оно порождает.
Для начала скажу, что данное произведение Стругацких читается очень легко, литературный язык, как у того же Ефремова, не громоздкий, и не приходится ломать мозг, чтобы спокойно читать книгу. Всё довольно просто и хорошо. Слог чем-то напоминает то, как пишет Сергей Лукьяненко. И почему я раньше не читал Стругацких?
В общем, как мы помним (а если кто не читал, то уж извините, могут быть спойлеры), главный герой Максим Каммерер, являясь сотрудником Группы свободного поиска (ГСП), попадает на планету Саракш, где и начинаются его приключения, вызванные главным образом различиями в мировоззрении его и жителей планеты, которые только и делают, что выживают в мире, заражённом радиацией после недавней войны. А война там, судя по всему, просто сделала небольшую паузу, чтобы разгореться с новой силой.
И да, война, та что закончилась совсем недавно по историческим меркам, где-то лет 20-25 назад, была той самой, начала которой мы ждём в нашей с вами реальности, а именно, ядерной (ну, или атомной, это кому как больше нравится).
Кстати, вы знали, что изначально главного героя романа звали Максим Ростиславский? Однако, цензуре что-то там не понравилось (видимо то, как герой крошил врагов), и фамилию пришлось сменить на немецкую. А так был бы обычный русский парень, возможно с дворянским происхождением, учитывая окончание фамилии на "-ский". Может, кстати, имя не прокатило, в том числе, и по этой причине. 1960-е как ни как. Оно, може быть и оттепель, но уже веет переменами.
Из-за цензуры судьба романа вообще висела на волоске, так как цензоры (ну надо же!) усмотрели какие-то там аналогии и наветы на советский политический строй. Хотя, как по мне, авторы могли бы попробовать убедить их тем, что вообще-то описывали западную модель так называемой демократии.
А суть книги заключается, как по мне, в следующей цитате, которая, помимо прочих, характеризует диктатуру установившуюся в Стране Отцов и методы её поддержания:
"Излучение башен предназначалось не для выродков. Оно действовало на нервную систему каждого человеческого существа этой планеты. Физиологический механизм воздействия известен не был, но суть этого воздействия сводилась к тому, что мозг облучаемого терял способность к критическому анализу действительности. Человек мыслящий превращался в человека верующего, причем верующего исступлëнно, фанатически, вопреки бьющей в глаза реальности. Человеку, находящемуся в поле излучения, можно было самыми элементарными средствами внушить всё, что угодно, и он принимал внушаемое как светлую и единственную истину и готов был жить для неё, страдать за неё, умирать за неё."
Ну, как? Уже нашли отсылки на современные и не очень реалии? Зомбоящик там и всё такое? Подумали уже, что вышки ПБЗ это такая своеобразная метафора на нашу жизнь, и под вышками фантасты имели в виду не совсем вышки?
Пресса? Радио? Телевидение? Интернет? Вообще СМИ? Чем вам не вышки противобаллистической защиты!
Если вы активно пользуетесь социальными сетями, то без сомнения могли встретиться с таким аргументом, что "это тебе по телевизору сказали?!" При этом оппонент предполагает, что вы, не отвлекаясь на приём пищи и сон, с блокнотом и карандашом в руках и мешками под глазами внимательно конспектируя, смотрите программы "Время", "Вести", "Спортлото" или, того хуже, "Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым". и вообще, вы вас всех в СССР зомбировали, вы ничего не понимаете!
И тут вы такие можете воскликнуть: ага! а типа то, что ты, неуважаемый оппонент черпаешь ложками известную субстанцию из запрещённых нонеча в России социальных сетей? Это как понимать? С чего ты взял, что там транслируют исключительно правду и ложь там отсутствует, как явление?
Да потому, ответят тебе, что там - Сияющий Град на Холме, а тут - полное беспробудное "фу". Причём скажет вам это человек далеко не бедный и ни в чём себе особо не отказывающий.
Тут можно, конечно, припечатать, что оппонент вообще превратился в существо, не умнее кочана капусты со своим ТикТоком (такая себе облучающая башня) и не хочешь ли покаяться ли покаяться за истреблённых коренных жителей америки?! Далее обычно начинается сетевая перепалка, больше всего напоминающая лай двух собачонок, разделённых забором.
К слову, после того, что можно было наблюдать в действиях западных социальных сетей на протяжении прошлого года (хотя и ранее они не особо являлись источником правдивой информации), вера в адекватность их руководстве у автора напрочь отсутствует. Хотя это касается вообще западных медиа, ибо уровень треша растёт в геометрической прогрессии последние лет десять, как минимум.
Ну а свои соцсети и СМИ - это свои соцсети СМИ. Принцип "их шпионы - наши разведчики" ещё никто не отменил, особенно в реалиях геополитического противостояния, которое мы имеем возможность наблюдать в настоящее время. Цинично? Возможно. Но такова жизнь.
Не знаю к какой стороне вы себя относите, которая вам больше по душе. Я же не в курсе, кто меня читает, хотя и подозреваю, так как (о ужас!) транслирую через свои произведения свои мысли, свои представления об устройстве общества и о том, какой должна быть политика. Так что в каком-то смысле любой автор, в том числе и я, - это облучающая башня ПБЗ. Такие дела.
С другой стороны, может, стоит понимать произведение Стругацких в определённом смысле буквально? Ну, в том смысле, что есть именно такое излучение, которое воздействует на подсознание, влияя на эмоции людей без их ведома и без их согласия. И тогда излучение приобретает примерно те же характеристики, что и любое другое оружие массового поражение, которому просто нашли несколько иное применение. По-моему, такой тип воздействия называют психотронным.
В конце концов, в нашем мире, вы всегда можете переключить телеканал и не смотреть политические ток-шоу, которые реально уже вымораживают, а, например, наслаждаться видами природы или тем, как кто-то другой флегматично ловит рыбу, сидя в резиновой лодке.
Д и в интернет никто вас не заставляет залезать. Нет, конечно, всякие там маркетинговые приёмы никто не отменял, но вы всегда можете выключить гаджет. Можете не залезать в соцсеть без видимой цели, а только, чтобы отправить сообщение? Можете. Будет ли ломка? Допускаю, но всё в ваших руках.
А вот, что касается Страны Отцов - там всё обстояло немного иначе. Приливы искусственного энтузиазма, это вам не кнопку на пульте щёлкнуть, и не смартфон отключить.
В произведении интересно описаны взаимоотношения Страны Отцов с пограничными и не только державами, а именно: Пандеей, Хонти и Островной империей.
"А что касается Хонти или, скажем, еще где - этому, наверно, армейцев обучают. Главное, что ты должен знать, что хонтийцы есть злейшие внешние враги нашего государства. До войны они нам подчинялись, а теперь злобно мстят... Вот и все. Понял?"
В фильме, кстати, объяснение вражды изменили, добавив современной актуальности:
"Потому что до войны мы были одним государством. Потому что они наша бывшая провинция и они ненавидят нас просто за то, что у них и у нас - одна история. Они хотят, чтобы здесь была пустыня, как на юге."
Не находите ничего знакомого? И это 2008 год, если что, время когда случилась первая цветная революция в Умбрии. Правда, учитывая историю наших отношения с соседним государством, ассоциировать Россию со Страной Отцов - такое себе. С тем же успехом можно перенести этот шаблон и собственно на Умбрию и её бывшие сепаратистские регионы. Как говорится, что верно для большого, то верно и для малого.
Почему они решили, что их не постигнет та же судьба, что и СССР, категорически непонятно, тем более, что они сделали всё, чтобы это стало реальностью.
Но вернёмся к книге.
Казалось бы, на протяжении почти всего повествования у вас вырабатывается стойкое отвращение по отношению к авторитарному режиму Страны Отцов, ведь он настолько отвратителен, насколько это вообще можно представить. Но вот герои оказываются на "белой субмарине" и видят фотоальбомы, оставленные экипажем и коллекцию человеческих голов, на полках в кают-компании.
Фотографии, вложенные в альбом демонстрируют зверства, которые творили на побережье десантники Островной империи, издеваясь над местным населением и творя многочисленные и необъяснимые бесчинства, совершенно непонятные Максиму.
Трудно отделаться от мысли, что прототипом для островной империи послужила Милитаристская Япония, так как зверства, которые они творили в Китае и Корее, но суть не в этом. Суть в том, что, оказывается, армия и гвардия Страны Отцов стоит на страже своего побережья и самоотверженно защищает своих граждан от десанта с белых субмарин.
Невольно задумаешься: а может, не всё так плохо в Стране Отцов? Или это просто реакция на внешний раздражитель?
Один телевизионный канал, одно мнение, один вождь, один народ, один язык... Хотите поискать аналогии в истории Земли, или даже в своей и истории ближайших соседей? Безусловно вы их найдёте. И даже, может быть, поймёте, что ВЫ просто находитесь по одну сторону монеты, а ОНИ - по другую. Помните выше: их шпионы, наши разведчики. Их дремучие суеверия, наша светлая вера. Наши храбрые герои, их жестокие захватчики.
Хотелось бы отметить, что в одноимённом фильме Бондарчука, снятым на удивление довольно близко к оригиналу, безусловно есть своя эстетика, люди там даже над особыми костюмами заморочились, над образом городов и общества. Но, к сожалению, как мне показалось, актёры не верят в то, во что играют. Для них это развлечение, съёмки в очередном клипе. Так что пока наши киноделы не будут относиться к фантастике серьёзно, ничего толкового у них получаться не будет.
Кроме этого, при просмотре возникает проблема, заключающаяся в том, что если вы не читали оригинал, то повествование на экране может показаться вам несколько рваным и кое-где будут просматриваться логические пробелы. Между событиями будет проходить очень мало времени, если сравнивать с книжными реалиями, но при этом в кино это никак не обыгрывается. Да и главного героя продюсеры решили сделать не жгучим брюнетом, а кудрявым блондином. Ну, это, как говорится, на вкус и цвет. Видимо решили, что раз главный герой немец, то он должен обязательно иметь светлые кудри и голубые глаза, хотя по книге Максим как раз и выделялся среди местных гуманоидов карими глазами.
А произведение достойно полноценной экранизации, хоть бы и в виде сериала, и даже с категорией 18+. Ведь мир планеты Саракш - жестокий мир постядерного апокалипсиса, мир который постоянно висит на грани нового конфликта, который грозит окончательно вогнать его в каменный век с неминуемым вымиранием. Да, это мог бы быть отличный нуарный сериал. Но, главное, чтобы киноделы не боялись упоминать то, что Максим прибыл из мира, где всё устроено иначе. Где, как ни крути, победил коммунизм в самом хорошем виде.
Автор настоящих строк не фанат политического устройства Советского Союза с его экономическими реалиями, но если в книге так указано, то почему этого стоит бояться? А ведь в фильме об этом вообще не сказанное ни слова. Лишь в самом начале упоминается, что человечество достигло своего Полдня.
И вот, как мне кажется, Полдень Человечества, его достижение, мог бы стать настоящей целью и идеологией нашего мира. Да хоть бы им нашей страны. Скажете коммунизм? Скажете, проходили, знаем? Ну что тут можно сказать, например, то, что ядерную энергию можно использовать на мирные цели, а можно разнести в труху весь мир и загадить всю планету. Пестициды, можно использовать с умом, а можно угрохать и отравить не только урожай, но и людей.
Помните: нам дано право решать, нам дано право быть разумными, хотя бы мы его и получили через непослушание. А это - великая ответственность не только перед собой, но и перед окружающими.
Странник в исполнении Алексея Серебрякова получился харизматичным и относительно беспринципным, по крайней мере, что касается людей Саракша. Их, как мне показалось, что в книге, что в фильме, рассматривал, как материал. В книге описана сцена, где он без зазрения совести шлёпнул одного из "отцов" на глазах остальных, выполняя приказ верховного по прозвищу Папа. В фильме, кстати, эта сцена также имеется, правда контекст казни упущен.
Однако, глядя на то, сколько народу положил Максим с момента своего прибытия на планету, в том, что Странник, проживший на Саракше не один год, получил своего рода профессиональную деформацию, сомневаться не приходится.
И если кто читал "Трудно быть богом", то там главный герой всячески избегал убийства местных жителей, предпочитая решать вопросы заговорами, разведкой и золотом, а если дело и доходило до поединка, то оппоненты отделывались травмами и ушибами.
Из недостатков фильма бросается в глаза гипертрофированное изображение схватки между Рудольфом и Максимом. По-моему, оно было совершенно излишне. Из-за этого эта сцена потеряла свои нюансы. Ведь, драки-то в книге почти не было, Странник всего-то и хотел, что остановить запутавшегося в своих идеалах мальчишку, не видя в нём никакого врага.
А статью хотелось бы завершить следующей цитатой, которая знатно меня повеселила:
- Их иногда ловят в лесу, а потом вешают перед бараками для поднятия духа.
- А за что?
- За шею! - рявкнул Зеф.
В общем, фильм Бондарчука получился несколько лубочным, в нём нет того постапокалиптического ядерного нуара, что есть в книге, хотя и не лишён своей атмосферы.
Кстати, а вы боитесь вышек 5G?