У дельфинов есть хитрый трюк, который не включает в себя прыжки в воздух за рыбой: они могут преодолевать недостаток сна и сохранять постоянную бдительность в течение нескольких дней, отдыхая одной половиной своего мозга, в то время как другая половина остается в сознании.
Поскольку им необходимо периодически всплывать на воздух и следить за потенциальными хищниками, дельфины не могут свернуться калачиком и спать ночью, как наземные млекопитающие. Поэтому они должны оставаться в сознании и спать с одним открытым глазом.
Сэм Риджуэй из Программы морских млекопитающих ВМС США задавался вопросом, не притупит ли эта постоянная бдительность их чувства , как лишение сна у людей (как знает любой, кто провел всю ночь напролет).
Чтобы исследовать влияние этого режима сна на дельфинов, Риджуэй и его коллеги обучили двух дельфинов реагировать на 1,5-секундный звуковой сигнал, который звучал случайным образом на фоне 0,5-секундных звуковых сигналов. (Звуки были достаточно низкими, чтобы не беспокоить дельфинов во время дневных плаваний вокруг их аквариума, но случайный тон все равно привлекал внимание дельфинов.)
Даже после прослушивания сигнала в течение пяти дней подряд дельфины продолжали реагировать на сигнал так же резко, как и в начале.
Затем двое исследователей, Аллен Голдблатт и Дон Кардер, разработали тест на визуальные стимулы, чтобы проверить, так ли бдительны дельфины своими глазами. Они также продолжали смотреть, реагируют ли дельфины на гудки.
У дельфинов бинокулярное зрение (их глаза расположены на противоположных сторонах головы), поэтому исследователи обучили одного из дельфинов ( по имени Сэй ) распознавать две формы: либо три горизонтальные красные полосы, либо одну вертикальную зеленую полосу. Сначала они тренировали Сэй с правым глазом.
Ученые думали, что, поскольку половина мозга дельфина будет спать во время тестирования, Сэй сможет распознавать формы только с помощью глаза, связанного с сознательной половиной ее мозга. Но она преподнесла им сюрприз: она сосредоточила свой левый глаз на формах, хотя этот глаз раньше не видел этих форм.
Риджуэй сказал, что это должно означать, что информация передается между двумя полушариями мозга.
Дельфины оказались такими же острыми глазами, как и ушами: спустя 120 часов они все еще видели формы.
Исследователи проверили кровь дельфинов на физические признаки лишения сна, но не смогли их найти.