Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

8 марта vs Неделя жен-мироносиц?

Неделю жен-мироносиц называют православным женским днем, сравнивая его тем самым со ставшим общепринятым в нашей стране Международным женским днем 8 марта. Так что же есть общего и какие важные моменты делают эти праздники совершенно разными?

Дата празднования

Неделя жен мироносиц не имеет постоянной даты в календаре, поскольку привязана к празднику Светлого Христова Воскресения отмечается в третье воскресенье по Пасхе. В этом году «православный женский день» отмечается 4 мая.

Международный женский день празднуется 8 марта – эта дата даже стала альтернативным названием праздника.

Впрочем, оба празднования можно назвать весенними, поскольку и тот, и другой приходятся на время пробуждения природы к новой жизни.

История установления

Чествование святых жен мироносиц совершается в Церкви издревле. Богослужебные последования Мироносицкой недели содержатся в Триоди Цветной, содержащей песнопения в том числе авторов VIII и IX столетий. Канон мироносицам был написан святым Андреем Критским.

Откуда появился праздник 8 марта? Международный женский день был учрежден в 1910 году на Второй Международной социалистической женской конференции в Копенгагене – не как праздник, а как день, когда женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам. По разным версиям, традиция отмечать Международный женский день 8 марта связана с проходившими в этот день в 1857-м «маршем пустых кастрюль» в Нью-Йорке или выступлением пятнадцати тысяч работающих женщин в том же городе в 1908 году.

В Петербурге этот день отмечали еще в дореволюционное время, правда, тогда он воспринимался просто как некое европейское актуальное мероприятие. При советской власти в 1921 году по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации в Петрограде 23 февраля (по старому стилю) 1917 года, предшествовавшей событиям Февральской революции.

Выходной ли день?

-2

Неделя (воскресенье) святых жен мироносиц, как следует уже из названия, может приходиться только на воскресный день.

А что с 8 марта? С 1966 года, в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР, Международный женский день стал праздником и нерабочим днём. Таковым он остается и в современной России и ряде других стран бывшего Советского Союза.

С памятью каких женщин связан этот «женский день»?

В третье воскресенье по Пасхе Церковь празднует память святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.
В третье воскресенье по Пасхе Церковь празднует память святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Имя Марии из городка Магдала близ Геннисаретского озера навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя. Мария следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами – Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Она была верна Господу не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Мария Магдалина, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. Верная закону, в котором была воспитана, Мария пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи, но готовилась вместе с другими женщинами в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.

-4

Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа – Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему – и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: «Женщина, что ты плачешь?» – она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.

Он спросил Марию: «Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?» Она же, думая, что видит садовника, отвечала: «Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его». Но в этот момент она узнала голос Господа, голос, который был знаком с того самого дня, как Он исцелил ее. Этот голос она слышала в те дни, в те годы, когда вместе с другими благочестивыми женщинами ходила за Господом по всем городам и весям, где раздавалась Его проповедь. Из груди ее вырвался радостный крик: «Раввуни!», что значит Учитель.

-5

Уважение и любовь, нежность и глубокое почтение, чувство признательности и признание Его превосходства как великого Учителя – все слилось в одном этом возгласе. Она больше ничего не могла сказать и бросилась к ногам своего Учителя, чтобы омыть их слезами радости. Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему»».

Она пришла в себя и снова побежала к Апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении Апостолы, и возвестила им радостную весть: «Видела Господа!» Это была первая в мире проповедь о Воскресении.

Священное Писание не повествует нам о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно не сомневаться, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то несомненно, что она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа. Так святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.

Священное Предание повествует, что когда Апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. В Италии она явилась к императору Тиберию (14–37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. По Преданию, она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: «Христос Воскрес!» Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира.
Священное Предание повествует, что когда Апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. В Италии она явилась к императору Тиберию (14–37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. По Преданию, она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: «Христос Воскрес!» Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира.

Мария Магдалина пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.

Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слыхала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.
Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слыхала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т.е. женой Клеопы.

Сусанна мироносица. О Сусанне упоминает один евангелист Лука и только однажды: когда рассказывает о прохождении Господа Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, то из сопутствующих ему жен именует и Сусанну (Лк. 8. 3), как служившую Христу от имений своих. Церковное предание причисляет её также к мироносицам.

Международный женский день, учрежденный как день борьбы женщин за свои права, прочно связан с именами Клары Цеткин и Розы Люксембург. Именно Клара Цеткин выступила с инициативой учреждения Междунароного женского дня.
Международный женский день, учрежденный как день борьбы женщин за свои права, прочно связан с именами Клары Цеткин и Розы Люксембург. Именно Клара Цеткин выступила с инициативой учреждения Междунароного женского дня.

Эти женщины остались в истории участием в революционной деятельности, повлекшей столь большие потрясения в XX веке.

Народные традиции праздника

В традициях народа издавна было принято отмечать неделю святых жен мироносиц именно как «женский день», когда все женщины − именинницы. В Нижегородской губернии его называли Бабьей братчиной, в Костромской − Бабьей неделей, в Смоленской и Курской этот день именовался Маргоски (от слова местного диалекта, означающего умильное, чуть кокетливое поведение).

В храме в этот день женщины причащались, а в некоторых местностях – еще и все вместе заказывали праздничный молебен.

-9

Кроме того, непременной частью праздника были особые пирушки, в которых где-то принимали участие только женщины и девушки (кумления), а где-то трапезу с женщинами разделяли их мужья. Женщины общались, пели, радостно христосовались.

Непременной частью посиделок были яйца или блюда из них (например, так называемая бабья яичница) – наверное, в память о святой Марии Магдалине, с именем которой церковное предание связывает обычай красить на Пасху яйца.

-10

8 марта. Начавшийся как день борьбы за права женщин, а в советское время еще и ставший официозным праздником, Международный женский день в нашем народе внезапно очеловечился, став, скорее, чем-то средним между днем святого Валентина и днем матери: в семьях основными героинями 8 марта становятся хранительницы домашнего очага, но внимание, поздравления, подарки адресуются всем − молодым девушкам и пожилым женщинам, почтенным матронам и маленьким девочкам, родным, знакомыми и просто женщинам-коллегам.

Как празднуем сейчас?

«Программа-минимум» на 8 марта – букет мимозы и торт для праздничного чаепития, но обычно дело этим не ограничивается, и Международный женский день становится настоящим торжеством с богатым угощением, на которое собираются несколько поколений семьи.

-11

Еще одна «праздничная традиция» − отстранить женщину на этот день от всех домашних забот и попробовать справиться с украшением дома и подготовкой угощения силами мужской части семьи. Правда, нередко устранение последствий таких попыток у виновницы торжества занимает намного больше времени, чем обычные праздничные хлопоты.

Неделя жен мироносиц. На наших глазах заново создаются традиции празднования «православного женского дня», но главная из них – прийти сегодня в храм и причаститься за литургией – соблюдается современными православными женщинами так же, как и их пра-пра-пра-бабушками. На некоторых приходах поводят народные гулянья, к празднику приурочивают ярмарки, благотворительные акции. Впрочем, по мнению многих, один обычай «светского» праздника – поздравления со стороны мужской части семьи – было бы неплохо перенести и на «православный женский день».