В конце 18 века Францию охватили революционные настроения и на смену старым порядкам грозились придти те, кто считал монархическую власть пережитком прошлого, а лозунг «Свобода, равенство и братство» символом новой жизни. Взятие Бастилии в 1789 году и последующие за этим события заставили глав европейских держав сплотиться перед лицом общего врага, дабы не допустить распространению тех самых революционных настроений и на их территории. В феврале 1792 года военный союз заключили Австрия и Пруссия, тогда же в Кобленце недалеко от французской границы создается армия из французских эмигрантов-роялистов. Эти шаги были расценены Францией как подготовка к агрессии и в апреле всё того 1792-го Франция объявляет войну императору Австрии Францу II — к радости бежавшего из Парижа (но к тому моменту уже возвращенного обратно) французского короля Людовика XVI и надеждам всех остальных противников нового порядка как в самой Франции, так и за ее пределами.
Стоит сказать, что Фортуна была никак не на стороне революционных сил — поддержку населения они не получили, согласия между генералами и руководством страны не было, со снабжением постоянно были проблемы, а боевой дух солдат пал уже после первых столкновений с австрийцами — французы повально бежали с поля боя, порой убивая собственных офицеров. К началу августа 1792-го герцог Брауншвейгский со своей 75-тысячной армией перешел Рейн и двинулся на Париж, незадолго до этого пообещав сравнять столицу Франции с землей, если будет причинен вред законному правителю и его семье. Однако революционеры не испугались — 10 августа в Париже вспыхнуло восстание, результатом которого стало свержение Людовика XVI и окончательное упразднение монархии, вызвавшее всеобщий патриотический подъем. Более 400 тысяч человек были готовы бороться с подходящим врагом до победного конца, пусть и уступая его армии в профессионализме и вооружении.
Тем временем, а именно 2 сентября, прусская армия подошла к Вердену. Положение французов стало критическим — продолжи герцог Брауншвейгский наступление в том же темпе, не дав соединиться французским армиям, революция была бы подавлена. Однако этого не произошло, войска встретились и 20 сентября одержали победу над противником у деревушки Вальми. Как такового сражения не произошло — исход боя решила артиллерийская перестрелка (т.н.канонада при Вальми), в которой французская артиллерия подтвердила свой статус лучшей в мире. Поражение серьезно подорвало моральный дух прусской армии, в результате чего герцог был вынужден сдать все захваченные крепости и поспешно уйти за Рейн. Свидетель сражения, немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гёте, сказал тогда своим товарищам, прусским солдатам:
«Здесь и отныне началась новая эпоха всемирной истории, и вы вправе говорить, что присутствовали при её рождении»
И действительно, уже на следующий день, 21 сентября 1792 года, произошло одно из важнейших событий не только французской, но и мировой истории — была провозглашена Первая Французская республика. Но какова была цена этой победы? Многие исследователи сходятся во мнении, что решающую роль в победе над пруссаками сыграли деньги, причем суммы называются поистине баснословные. О подкупе говорили и во времена указанных выше событий, причем последнее слово осталось за самим герцогом Брауншвейгским— при описи его наследства были обнаружены драгоценности, ранее принадлежавшие французским королям. Среди них был знаменитый алмаз Хоупа и многие другие вещи, украденные из королевской сокровищницы незадолго до победы при Вальми. Как же так произошло? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вернемся на некоторое время назад.
В июне 1791 года Людовик XVI с семьей предпринял попытку бегства из Парижа (королевская семья с октября 1889 года находилась в заключении в собственном дворце Тюильри) — попытку, как уже было сказано выше, неудачную. Король был вновь арестован, авторитет монархии еще более подорван, а в распоряжение зарождающегося правительства была передана королевская казна и драгоценности французской короны, в числе которых был, например, знаменитый голубой бриллиант, известный также как «голубой француз» или «алмаз Хоупа» — самый крупный бриллиант в мире.
Всего, согласно инвентаризации, проведенной в 1791 году учредительным Национальным собранием, королевская сокровищница состояла из более чем 10 000 камней: бриллиантов, жемчуга, рубинов, изумрудов, сапфиров, топазов, самые ценные из которых стоили миллионы и десятки миллионов евро XXI века. Все это богатство было помещено в Гард-Мёбль — здание, где хранилась мебель и предметы искусства, предназначенные для украшения королевских апартаментов. Раз в неделю до 1792 года каждый желающий мог посетить королевское хранилище, чтобы собственными глазами увидеть за стеклянными витринами несметные богатства французских королей. Однако однажды наступил день, когда драгоценностям было суждено покинуть стены королевского двора.
В ночь с 11 на 12 сентября 1792 года банда воров под предводительством профессионального грабителя Поля Миетта, освобожденного из тюрьмы во время сентябрьской резни (массового убийства заключенных революционной толпой), проникла в Гард-Мёбль. Не встретив никакой охраны, Поль и его подельники крадут сотни драгоценностей, в числе которых самые большие камни королевского двора, включая знаменитый «Регент». Таким же образом другая группа грабителей проникла в хранилище драгоценностей в следующую ночь, унеся с собой еще большее их количество. Так продолжалось еще несколько ночей подряд, прежде чем в ночь с 16 на 17 сентября патруль Национальной гвардии во главе с неким Камю, проходя мимо Гард-Мёбль, лицезрел следующую картину: группа людей бросала со второго этажа какие-то вещи, а другая группа, находящаяся под окнами, их подбирала. Так как патруль был малочисленный (а группа преступников насчитывала более десяти человек), Камю не рискнул сам арестовывать подозрительных лиц, а побежал будить охрану. Когда, наконец, гвардейцы Камю и охрана Гард-Мёбль вошли в помещение, они обнаружили, что большая часть сокровищ исчезла, а их место заняли разбитые бутылки, остатки еды и даже проститутки. В общей сложности грабителям удалось унести драгоценностей примерно на 25 миллионов ливр, оставалось же ценностей примерно на 600 тысяч — в основном это были старые никому не нужные королевские диваны и кресла.
Пройдет совсем немного времени, прежде чем несколько участников этого грандиозного ограбления будут пойманы, а с их помощью выяснены и имена их подельников. По некоторым данным, 17 человек будут обвинены, 12 приговорены к смертной казни, а казнены лишь пятеро из них — произойдет это 13 октября все того же 1792 года. Самое интересное, что Поль Миетт — доказанный организатор этого дела, в список этих пятерых не вошел — его правосудие настигло лишь пять лет спустя. Как же удалось преступникам совершить преступление, все детали которого и в XXI веке остаются тайной?
Как вы уже знаете, после событий лета 1792 года сокровища французских королей были помещены в один из залов королевского хранилища Гард-Мёбль, который в свою очередь был опечатан, а также находился под охраной нескольких стражников, дежуривших посменно, что исключало проникновение посторонних. Изнутри, но не снаружи. Об этом знал и организатор ограбления Поль Миетт, знакомый с планировкой внутренних помещений здания — ввиду того, что буквально несколько дней вор находился в Гард-Мёбль под стражей. Выйдя на свободу, Миетт поделился планом ограбления, очевидно разработанным им во время заключения, с вором Каде Гийо из Руана, а после ими двумя была собрана шайка уголовников для этого деликатного дела. Причем многие из тех, кто участвовали в ограблении, на тот момент отбывали наказание в тюрьме Ла Форс — ночью они беспрепятственно покидали свои камеры, а к утру возвращались обратно как ни в чем не бывало. Благодаря карте ниже вы можете примерно представить, какой путь им приходилось совершать:
Дождавшись, когда наступит ночь, шайка грабителей добралась до здания королевского хранилища, после чего несколько человек с помощью веревок, опираясь на фонарные столбы, забрались на фасад, добрались до балкона первого этажа, а затем до окон второго, в одном из которых вырезали стекло. Грабители посетили множество комнат в поисках наиболее ценных сокровищ, попутно подделывая печати, так, что на утро охрана не замечала следы взлома. Впрочем, судя по всему, стражники исполняли свои обязанности плохо, ибо на работе их запросто можно было застать спящими (вспомним день, когда грабители были обнаружены), да и сами преступники вели себя довольно шумно. Так бы и продолжалось их еженочные вылазки, если б на шестую ночь (17 сентября) грабителей, уже набивших карманы драгоценностями, не спугнул ночной патруль, услышавший подозрительный шум со стороны Гард-Мёбль.
Кто виноват? Как можно догадаться, нити этого дела ведут не только к Полю Миетту и его дружкам, а гораздо дальше — к известному французскому революционеру Жоржу Дантону (хотя некоторые исследователи считают, что банды грабителей, пользуясь воцарившимся на улицах хаосом, просто воспользовались ситуацией и ни к какой из политических фракций Французской революции отношения не имели — такого мнение, например, Жермена Бапста («Histoire des joyaux de la couronne»,1889). В то время Дантон занимал пост министра юстиции Франции и в том числе лично курировал тюрьму Ла Форс, а потому мог быть настоящим организатором ограбления. Существовала теория, что Дантон нанял воров для совершения кражи, чтобы затем подкупить герцога Карла Вильгельма Фердинанда Брауншвейгского и, собственно, обосновать его дальнейшее отступление от Парижа. В пользу этого мнения обычно приводят и речь самого Дантона, сказанную в Конвенте 6 сентября 1793 года, когда обсуждался вопрос, как вернуть захваченный англичанами Тулон. Предлагая заплатить англичанам за сдачу города, Дантон прямо заявил:
«Там, где не пройдёт пушка, проползёт золото».
В свою очередь сторонники Дантона, монтаньяры, обвиняли своих противников жирондистов и лично Жана Мари Ролана де Ла Платьера, исполнявшего обязанности министра внутренних дел и к тому же отвечавшего за охрану драгоценностей, ведь и к самим охранникам, профукавшим драгоценности на 25 миллионов, было очень много вопросов.
Напоследок стоит сказать, что около ¾ всех ограбленных драгоценностей были найдены в течение двух лет после ограбления в разных уголках Франции и часто при весьма неожиданных обстоятельствах. Однако один из ценнейших бриллиантов коллекции, знаменитый «голубой француз», был утерян — первые сведения о его местонахождении появятся лишь двадцать лет спустя. Что касается настоящего времени, то сейчас лишь небольшая часть сокровищ принадлежит Франции — они находятся в галерее Аполлона в Лувре.
О судьбе же знаменитого алмаза мы предлагаем вам поговорить в одной из наших следующих статей (поверьте, его история интересна как до, так и после освещенных в данной статье событий), а пока на этом все. С вами был Бородатый Горец, спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на нашу группу «Бородатый Бард», если вам понравился наш материал и читайте другие наши статьи, если хотите познакомиться с новыми интересными историями)