На малой сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета прошла премьера оперы «Дон Жуан». Журналист Горсайта посетил представление.
Спустя 60 лет на сцену НОВАТа возвращается постановка оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан». Её поставил режиссёр Вячеслав Стародубцев. В спектакле задействованы как молодые, так и опытные артисты.
Почти за трёхчасовое представление зрители проникнутся атмосферой Италии эпохи Возрождения. В основе сюжета лежит старинная легенда о Дон-Жуане, который был дерзким искателем приключений, смелым и ловким соблазнителе женщин. Во многих европейских странах эта легенда, возникшая в Испании, обрела широкую известность. Было много версий, в том числе для оперы и балета, у которых произведение получало разную трактовку. Из-за влияния церкви в некоторых была религиозно-поучительная окраска. А главный герой – Дон Жуан, как правило, выступает преступником, грубым сластолюбцем, который в конце концов получает заслуженное возмездие. А некоторые авторы раскрывали образ героя-любовника бесстрашным, честным, остроумным, вечным искателем идеала и бунтарём против устаревших норм морали.
Как отметил режиссёр-постановщик оперы, для него опера «Дон Жуан» – это продолжение Моцартианы, который после «Волшебной флейты» и «Женитьбы Фигаро» стал третьим, но не последним спектаклем, поставленным по произведениям великого композитора.
– Малая сцена НОВАТа по своим размерам как раз похожа на театры эпохи Моцарта. И мы хотим, чтобы цикл Моцартианы продолжился. Впереди будут новые спектакли, но какие именно – пока секрет. Пусть это будет сюрпризом для наших зрителей, – сказал Вячеслав Стародубцев.
По его словам, в этой истории было главным показать своего рода хитрость автора. Он показал Дон Жуана ярким, полуисторическим персонажем, при этом не главным героем.
– Он является катализатором всех других персонажей. Он проявляет или всё самое лучшее, или всё самое худшее в каждом из действующих лиц, в каждом человеке. Мужчина или женщина – не важно, – пояснил своё видение произведение режиссёр-постановщик.
Одни Моцарта слушают и восхищаются, другие – плачут, третьи – смеются. Получается, что интерпретация Дон Жуана, как главного любовника, как вообще силы любви – у каждого своя. И самая большая хитрость заключается в этом.
Спектакль начинается с биения сердца. Вячеслав Стародубцев пояснил, что это как раз связано со страстью любящего сердца:
– Оно живое, оно горит, оно наполнено страстью. Оно не холодное, а трепетное и не равнодушное. И для меня – в этом и был основной концепт.
Режиссёр назвал оперу «Дон Жуан» сложным произведением. Но в тоже время, это весёлая драма, какой видел её автор. Это теза и антитеза комической оперы и серьёзной.
Кстати говоря, зритель видит сцену в совершенно необычном ракурсе. Там стоят несколько лестниц, по которым периодически бегают персонажи. Также здесь стоят два ангела, а на заднем плане – кладбищенские скульптуры.
Художник по костюмам Татьяна Усачёва в своей работе использовала всего два цвета – серый, чёрный и оранжевый. Как пояснил Вячеслав Стародубцев, выбор цветов не случайный.
– Я захотел, чтобы сквозь серость и черноту пробивался оранжевый цвет. Потому что это солнце, это цвет сицилийского апельсина, потому что это Моцарт, это Дон Жуан, который любит жизнь и наслаждается ею. Он принимает всех, такими, какие они есть. Кроме того, он вечно бежит, – пояснил свой замысел Вячеслав Стародубцев.
Посмотреть «Дон Жуана» на малой сцене НОВАТа можно будет 13 апреля.
Автор: Анатолий Якимов
Агентство новостей ОТС-Горсайт