Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Известный сыщик в сетях порока

-2

Сегодня мы будем вспомнить итоговую часть из тетралогии, посвященной легендарному французскому сыщику, а именно, фильм 2017 года «Мегрэ на Монмартре». Поводом для сего стал выход очередного фильма по данного комиссара полиции. И мы решили сравнить, кто лучше выглядит в этом образе: француз Депардье или англичанин Аткинсон?

И сравнение оказалось не в пользу Франции. Не удивляйтесь, то Роуэн Аткинсон – это не только и не столько «мистер Бин». Настоящий актер не раз появлялся в криминальных лентах, примеряя на себя роли разной степени серьезности. Можно вспомнить викария из «Молчи в тряпочку» или же агента Джонни Инглиша из одноименных приключений.

Впрочем, именно в случае с Мегрэ нет и намека на иронию, ибо собственно весёлого малого. В данном случае создавался типичный нуар. Точнее говоря, предпринималась модная для последнего времени попытка перенести действие классического детектива в нуарное пространство.

И опять на этом поприще отметились англичане, которые по аналогичной формуле создавали сериал «Убийства по алфавиту». Впрочем, то обстоятельство, что кинематографисты с Альбиона «замахнулись» на Жоржа Сименона несколько не должно расстраивать французов.

Дело том, что данной лентой как бы подчеркивается право французов на нуар, так как в финальном эпизоде проекта воссоздается обстановка, присущая послевоенному Монмартру. С его сомнительными заведениями на Пляс Пигаль, где обитал Борис Виан, коего во Франции любят провозглашать «отцом нуара». Довод не слишком убедительный, но пусть будет так.

В любом случае «Мегре на Монмартре» - это очевидный нуар, что подчеркивается даже заставкой, которая, по сути, повторят первый кадр из «Двойной страховки» (вспоминайте появляющийся прихрамывающий силуэт). Да собственно и количество легко одетых девиц невольно наводит на мысль о ночных клубах как обязательной локации для мрачного жанра.

Повод заглянуть сюда у Мегрэ безрадостный – серия убийств. Одной из жертв как раз стала местная танцовщица, которая накануне своей гибели заглядывала в полицейский участок. Но поскольку та была навеселе, её слова не стали воспринимать серьезно, а потому она осталась без защиты.

Мегрэ в данном эпизоде показан вовсе не как проницательный сыщик, а обычный персонаж из «сваренного вкрутую детектива», который идёт по «следу из хлебных крошек». Только что не пускает в ход кулаки, что (впрочем) волне успешно могут делать его подчиненные.

Кадр из фильма «Мегрэ на Монмартре» (2017)
Кадр из фильма «Мегрэ на Монмартре» (2017)

Даже финал получился нуарно пессимистичным, включая фразу, которую старший инспектор (ещё не комиссар полиции) бросает преступнику: «Я разочарован. Я-то наделся поймать маньяка, а вы - всего лишь шантажист». А ещё в фильме есть интересные наблюдения по поводу эпохи. Например, остаточный «вишистский» антисемитизм, выраженный во фразе: «Несмотря на то, что он еврей, он кажется приличным человеком». К слову сказать, вторая часть утверждения оказалась весьма спорной. И вообще меня всегда интересовало: чем Мегрэ занимался во время оккупации?