Сегодня мы будем вспомнить итоговую часть из тетралогии, посвященной легендарному французскому сыщику, а именно, фильм 2017 года «Мегрэ на Монмартре». Поводом для сего стал выход очередного фильма по данного комиссара полиции. И мы решили сравнить, кто лучше выглядит в этом образе: француз Депардье или англичанин Аткинсон?
И сравнение оказалось не в пользу Франции. Не удивляйтесь, то Роуэн Аткинсон – это не только и не столько «мистер Бин». Настоящий актер не раз появлялся в криминальных лентах, примеряя на себя роли разной степени серьезности. Можно вспомнить викария из «Молчи в тряпочку» или же агента Джонни Инглиша из одноименных приключений.
Впрочем, именно в случае с Мегрэ нет и намека на иронию, ибо собственно весёлого малого. В данном случае создавался типичный нуар. Точнее говоря, предпринималась модная для последнего времени попытка перенести действие классического детектива в нуарное пространство.
И опять на этом поприще отметились англичане, которые по аналогичной формуле создавали сериал «Убийства по алфавиту». Впрочем, то обстоятельство, что кинематографисты с Альбиона «замахнулись» на Жоржа Сименона несколько не должно расстраивать французов.
Дело том, что данной лентой как бы подчеркивается право французов на нуар, так как в финальном эпизоде проекта воссоздается обстановка, присущая послевоенному Монмартру. С его сомнительными заведениями на Пляс Пигаль, где обитал Борис Виан, коего во Франции любят провозглашать «отцом нуара». Довод не слишком убедительный, но пусть будет так.
В любом случае «Мегре на Монмартре» - это очевидный нуар, что подчеркивается даже заставкой, которая, по сути, повторят первый кадр из «Двойной страховки» (вспоминайте появляющийся прихрамывающий силуэт). Да собственно и количество легко одетых девиц невольно наводит на мысль о ночных клубах как обязательной локации для мрачного жанра.
Повод заглянуть сюда у Мегрэ безрадостный – серия убийств. Одной из жертв как раз стала местная танцовщица, которая накануне своей гибели заглядывала в полицейский участок. Но поскольку та была навеселе, её слова не стали воспринимать серьезно, а потому она осталась без защиты.
Мегрэ в данном эпизоде показан вовсе не как проницательный сыщик, а обычный персонаж из «сваренного вкрутую детектива», который идёт по «следу из хлебных крошек». Только что не пускает в ход кулаки, что (впрочем) волне успешно могут делать его подчиненные.
Даже финал получился нуарно пессимистичным, включая фразу, которую старший инспектор (ещё не комиссар полиции) бросает преступнику: «Я разочарован. Я-то наделся поймать маньяка, а вы - всего лишь шантажист». А ещё в фильме есть интересные наблюдения по поводу эпохи. Например, остаточный «вишистский» антисемитизм, выраженный во фразе: «Несмотря на то, что он еврей, он кажется приличным человеком». К слову сказать, вторая часть утверждения оказалась весьма спорной. И вообще меня всегда интересовало: чем Мегрэ занимался во время оккупации?