Найти в Дзене

ЛЮБИМАЯ ДОЧЬ ЭПОХИ: ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ

Туманность Андромеды. Изображение взято из открытых источников
Туманность Андромеды. Изображение взято из открытых источников

Первый номер популярного журнала «Техника — молодежи» за 1957 год, появившийся в киосках «Союзпечати», привлек внимание покупателей необычайно романтической иллюстрацией. Вместо привычных уже атомоходов и ракет на обложке была красивая молодая женщина на фоне сияющей галактической спирали. Если такая обложка, то что же внутри?

Рис. А. Побединского. Обложка №1 за 1957 год журнала "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников
Рис. А. Побединского. Обложка №1 за 1957 год журнала "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников

А внутри оказалось начало научно-фантастического романа уже известного в те годы широкой публике писателя Ивана Ефремова с не менее романтическим названием «Туманность Андромеды». И обложку и внутренние иллюстрации, сопровождавшие публикацию, нарисовал Александр Побединский, который сотрудничал с журналом с 1951 года. И следует признать, он сумел передать дух этого удивительного произведения.

Рис. А. Побединского. Заставка к журнальной публикации романа. Изображение взято из открытых источников
Рис. А. Побединского. Заставка к журнальной публикации романа. Изображение взято из открытых источников

Достаточно было только взглянуть на заставку, чтобы понять — речь в романе пойдет о космическом путешествии. Советский читатель того времени, внимательно следивший за научно-популярными книгами и очерками на тему грядущего освоения космоса, жил ожиданием того, что вот-вот ликующий голос Левитана сообщит о первом полете космонавтов Страны Советов, ну или астронавтов — в те годы о том, как именно станут именоваться будущие межпланетники, не знал даже Сергей Павлович Королев.

Рис. А. Побединского. Иллюстрация к книжной публикации романа. Изображение взято из открытых источников
Рис. А. Побединского. Иллюстрация к книжной публикации романа. Изображение взято из открытых источников

Однако и в этом Ефремов оказался новатором, ведь о межзвездных путешествиях в СССР в те годы писали крайне редко, ограничиваясь, как правило, границами Солнечной системы. К тому же он описывал не первую экспедицию к звездам, как например Станислав Лем в романе «Магелланово облако», а — тридцать седьмую! То есть — почти рутинную. И даже в описании этой экспедиции, писатель отказался от господствовавших тогда в нашей фантастике штампов.

Рис. А. Побединского. Иллюстрация к первой книжной публикации романа. Изображение взято из открытых источников
Рис. А. Побединского. Иллюстрация к первой книжной публикации романа. Изображение взято из открытых источников

Дело в том, что Ефремов описал во многом провальную экспедицию. Да, главную свою задачу — установление причин радиомолчания цивилизации на планете Зирда — экипаж «Тантры» выполнил. По крайней мере, факт гибели одной из цивилизаций, кандидаток в члены «Великого Кольца», земными звездолетчиками был установлен. Правда, экипаж не стал проводить детальной экспертизы происходящего и обошелся общими выводами о том, что зирдяне не смогли справиться с радиоактивным заражением своей среды обитания.

Рис. А. Побединского. Иллюстрация к книжной публикации романа. Изображение взято из открытых источников
Рис. А. Побединского. Иллюстрация к книжной публикации романа. Изображение взято из открытых источников

Установление факта гибели Зирды можно считать единственным успехом Эрга Ноора и его товарищей по 37-й звездной. Далее следует череда трагических случайностей и смертей. Звездолет-заправщик «Альграб» так и не вышел к месту рандеву и вероятно погиб. Вахтенные «Тантры» прозевали момент, когда их звездолет стал пленником невидимой в оптическом диапазоне Железной звезды. Топлива для того, чтобы вырваться из гравитационной ловушки, у «Тантры» хватило бы, но возвращение на родную Землю заняло бы долгие-долгие годы.

Рис. А. Побединского. Иллюстрация на форзаце книжной публикации романа. Изображение взято из открытых источников
Рис. А. Побединского. Иллюстрация на форзаце книжной публикации романа. Изображение взято из открытых источников

К счастью, для экипажа у Железной звезды обнаруживается планета. Она слишком велика для комфортного пребывания на ней человека да и климатические условия жестковаты, но локаторы «Тантры» обнаруживают на планете земной звездолет и у экипажа появляется надежда. Хотя впереди его ждут тяжелые испытания: физически выматывающая работа по перегрузке топлива с погибшего звездолета «Парус» на «Тантру», столкновение с местными формами жизни, парализующих нервную систему человека электромагнитным импульсом, а также — неудавшаяся попытка проникнуть внутрь чужого дисковидного звездолета, потерпевшего крушение миллионы лет назад.

Рис. А. Побединского. Иллюстрация к журнальной публикации романа. Изображение взято из открытых источников
Рис. А. Побединского. Иллюстрация к журнальной публикации романа. Изображение взято из открытых источников

Даже если бы Иван Ефремов ограничился только описанием приключений 37-й звездной экспедиции, его роман навсегда бы вошел в историю советской фантастики, но замысел писателя был куда амбициознее. Уже во второй главе романа он погружает читателя в мир далекого будущего. В журнальной публикации, Эра Великого Кольца отстоит от нашего времени на три тысячи лет, но при подготовке к книжному изданию автор сократил этот срок на два тысячелетия и этому нимало поспособствовало событие 4 октября, когда в Советском Союзе был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли.

Рис. А. Побединского. Иллюстрация к журнальной публикации романа. Изображение взято из открытых источников
Рис. А. Побединского. Иллюстрация к журнальной публикации романа. Изображение взято из открытых источников

Можно представить себе чувства читателей тех лет. Главный рупор научно-технического прогресса, журнал «Техника — молодежи», публикует с продолжением масштабное повествование о мире победившего коммунизма, а в это время советские инженеры-ракетчики впервые в истории отправляют в космическое пространство межпланетный корабль! И это всего через двенадцать лет после окончания тяжелейшей Великой Отечественной войны. Как здесь не поверить, что роман Ефремова — это не просто научная фантастика, а своего рода иллюстрация к программе построения коммунизма, которая не была еще даже сформулирована?

Рис. А. Побединского. Иллюстрация к журнальной публикации романа. Изображение взято из открытых источников
Рис. А. Побединского. Иллюстрация к журнальной публикации романа. Изображение взято из открытых источников

И уж если в такой, совершенно фантастической области, какой долгое время считалась космонавтика, есть реальные достижения, можно ли сомневаться, что в сугубо земных сферах деятельности будут достигнуты столь же грандиозные успехи? Ефремов широкими мазками рисует картину преобразования природы во всепланетном масштабе — укрощенные стихии, навсегда решенная проблема продовольствия, смягченный климат, удобные и красивые города в субтропическом поясе, транспортные коммуникации, связавшие все континенты Земли в единую, нигде не прерываемую сеть.

Рис. А. Побединского. Иллюстрация к книжной публикации романа. Изображение взято из открытых источников
Рис. А. Побединского. Иллюстрация к книжной публикации романа. Изображение взято из открытых источников

Не менее удивительны и люди далекого будущего. Они почти все физически совершенны, а уж женщины — все без исключения, прекрасно образованы, разносторонне развиты, любят спорт, музыку и другие виды искусства. Основой общества является дружелюбие и готовность к самопожертвованию. Наука — не просто один из столпов грядущего коммунистического общества, она основа основ. По сути земная цивилизация на сто процентов состоит из ученых. Для советского общества, которое базировалось на единстве рабочих и крестьян, полное отсутствие таковых в мире будущего стало серьезным вызовом.

Рис. А. Побединского. Обложка книжного издания романа. Изображение взято из открытых источников
Рис. А. Побединского. Обложка книжного издания романа. Изображение взято из открытых источников

Более того, в романе не оказалось ни слова о руководящей роли партии! А это уже скандал. Формально Ефремов ничем не согрешил против аксиомы марксизма, которая гласила, что коммунистическое общество должно стать бесклассовым, а государство должно быть полностью упразднено, но одно дело труды классиков, а другое — сочинение какого-то там фантаста. Впрочем, кроме писем возмущенных трудящихся, скорее всего — организованных сверху, особого разгрома по партийной линии не последовало. КПСС взяла курс на построение коммунизма, о чем и было объявлено спустя три года, после журнальной публикации «Туманности Андромеды».

Рис. А. Соколова. Иллюстрация к роману. Изображение взято из открытых источников
Рис. А. Соколова. Иллюстрация к роману. Изображение взято из открытых источников

Не только под руководящую роль партаппарата совершил подкоп автор романа. Замахнулся он и на воспитание будущих поколений. Дискуссия о том, какой должна быть школа при социализме, в СССР угасла еще в тридцатые годы. С того времени советские фантасты уже не рисковали «реформировать» систему образования в своих книгах. Так что Ефремов и здесь стал первопроходцем. Он разделил начальное и среднее образование на три цикла. По окончанию последнего, учащиеся должны были несколько лет совершать так называемые «подвиги Геракла», во время которых они во-первых, подтверждали свою физическую и моральную готовность служить на благо общества, во-вторых, определялись с будущей профессией, в-третьих, проходили своего рода инициацию, выбирая себе взрослые имена, то есть, фактически становясь полноценными гражданами Земли.

Рис. А. Побединского. Иллюстрация к книжной публикации романа. Изображение взято из открытых источников
Рис. А. Побединского. Иллюстрация к книжной публикации романа. Изображение взято из открытых источников

Учились школьники четвертого тысячелетия в школах-интернатах, не теряя при этом контакта со своими вечно занятыми родителями. Образование по Ефремову не было набором навечно застывших догм — учителя оставались теми же учеными, они непрерывно искали новые педагогические приемы и обновляли знание предмета. Нередко с лекциями в школе выступали ведущие ученые. Да и сам способ получения знания отличался, от привычного нам, просиживания штанов в классе. Например, изучая историю, школьники третьего цикла строили деревянное судно, причем используя приемы и инструменты аутентичные изучаемой эпохе.

Рис. А. Побединского. Иллюстрация к журнальной публикации романа. Изображение взято из открытых источников
Рис. А. Побединского. Иллюстрация к журнальной публикации романа. Изображение взято из открытых источников

Впрочем — звездоплавание, искусство, наука и образование будущего, быт и развлечения граждан всепланетного коммунистического общества не были целиком и полностью придуманы Иваном Ефремовым. В этих вопросах писатель опирался на труды классиков марксизма-ленинизма, богатую традицию утопической литературы и научно-популярные статьи и книги теоретиков космонавтики, а вот в чем он действительно стал первопроходцем, так это в предположении, что в грядущем возникнет «Великое Кольцо» — система радиообмена информацией между высокоразвитыми цивилизациями Галактики.

Рис. А. Побединского. Иллюстрация к книжной публикации романа. Изображение взято из открытых источников
Рис. А. Побединского. Иллюстрация к книжной публикации романа. Изображение взято из открытых источников

Исходя из гипотезы, что только общество на высшей, то есть — коммунистической стадии развития, способно позволить себе тратить колоссальную энергию на подобное общение с братьями по разуму, Ефремов не опасается, что иная цивилизация может воспользоваться открытостью земного человечества ему во вред. По сути он описывает галактическую федерацию коммунистических цивилизаций, готовых в любой момент прийти на помощь друг другу. Только огромные расстояния между мирами и ограниченность скорости света препятствуют более тесному сближению братских разумов. Борьбе с этими природными препятствиями посвящают свою жизнь герои романа математик Рен Боз и заведующий внешними станциями «Великого Кольца» Мвен Масс.

Рис. А. Побединского. Иллюстрация к журнальной публикации романа. Изображение взято из открытых источников
Рис. А. Побединского. Иллюстрация к журнальной публикации романа. Изображение взято из открытых источников

О том, насколько важной для писателя была идея дружбы народов Галактики свидетельствует тот факт, что так или иначе он возвращался к этой теме в повести «Сердце Змеи» (1959) и романе «Час быка» (1968), но эти произведения появятся в будущем, тогда как в 1957 году роман Ивана Антоновича Ефремова только начинал свое триумфальное шествие по планете. После журнальной публикации, в 1958 году выходит первое книжное издание, через год роман снова переиздается в том же самом оформлении, а заодно выходит и в «Роман-газете» тиражом полмиллиона экземпляров! На тот же, 1959 год приходятся первые издания на английском и французских языках. К настоящему времени, на русском языке роман был напечатан 72 раза, на других языках (включая эсперанто и иврит) 39 раз. Последнее по времени переводное издание вышло в Турции в 2018 году. В 1967 году киностудия им. Довженко выпустила фильм Евгения Шерстобитова "Туманность Андромеды". Это была только первая часть задуманной кинодилогии, но продолжение так и не было снято.

Афиша кинофильма "Туманность Андромеды". Изображение взято из открытых источников
Афиша кинофильма "Туманность Андромеды". Изображение взято из открытых источников

После краха СССР «Туманность Андромеды» регулярно подвергается нападкам противников коммунистической идеологии. В связи с упадком общей культуры и благодаря развитию средств коммуникации, к которым получил доступ всякий, кто хотя бы научился складывать буквы в слова, уровень дискуссии упал ниже некуда. Современные «критики» развернутой аргументацией себя не утруждают, раз за разом транслируя разного рода мифы и собственное ограниченное видение вопроса. Впрочем, молнии чаще всего попадают в высокие деревья. Невзирая на чьи-либо мнения, роман, впервые увидевший свет в 1957 году, вот уже 66 лет продолжает волновать умы, порождая ожесточенные споры и все еще ждет своего по-настоящему глубокого осмысления.

Наука
7 млн интересуются