Найти в Дзене

Показывайте, а не рассказывайте

Оглавление

Чтобы зацепить читателя и не дать ему оторваться от книги, нужно использовать арсенал писательского мастерства, а не выливать на бумагу поток мыслей.

Безусловно, важен сюжет. Если у вас не экспериментальная проза и т.п., то без него вы вряд ли далеко уедете. Однако важно понимать, что, каким бы интересным ни был сам сюжет, если книга написана пресно, он её не спасёт.

В старых литературных образцах можно найти множество стенаний и раздумий героев, лирических отступлений и прочих сантиментов. Но это было тогда, сегодня запрос совершенно другой. Это не плохо и не хорошо, это просто так есть. И с этим надо уметь работать.

Почему

В современном мире у нас слишком много альтернатив чтению: компьютерные игры, музыка, кино и так далее. В общей массе всё это даётся быстро, не надо напрягаться и пережёвывать. Многие неплохо осведомлены по части психологии, как минимум, на уровне ютуб каналов.

Из этого следует, что людям некогда копаться в тягомотине размышлений и рефлексий героев и автора. Хочется видеть, слышать и осязать, а не читать.

-2

То есть книга должна создавать весь спектр ощущений, а не просто передавать словами мысли автора и маркировать чувства героев.

Как говорит одна из моих преподавательниц по литературному мастерству, меньшее, что автор может дать читателю – это рефлексия. За дословность не ручаюсь, но смысл именно такой. Людям не нужны ваши пережёванные мысли и переживания, они хотят чувствовать сами. Вот и дайте им это.

Как

Во-первых, нужно работать с основными чувствами:

  • Вкусом
  • Зрением
  • Осязанием
  • Обонянием
  • Слухом

Ваш текст должен создавать в воображении читателя то, что будет включать эти чувства.

Вкус

-3

Начнём со вкуса. Давайте прочитаем два текста и сравним их.

1 Лёша разрезал и съел лимон. Он был кислым, и ему не понравилось.
2 Лёша надавил на лимон остриём ножа. Маслянистая шкурка поддалась не сразу, но вот уже из мякоти заструился сок. Во рту защипало, под языком свело так, что слюна брызнула изо рта, как из водного пистолета. Лёша жевал и жмурился, лицо перекосило, на лбу выступил пот, на глазах - слёзы. И зачем он только решил съесть целый лимон?

В первом тексте я просто рассказала, что произошло. Это может подойти для передачи скупых фактов в разговоре без надежды каким-то особым образом заинтересовать собеседника. Здесь нет ничего, что способно повлиять на создание ощущений – разве что только у очень впечатлительных читателей.

Во втором тексте мы погружаем читателя в ситуацию, где он вместе с героем начинает чувствовать этот кислый лимон, слюну во рту, и его лицо тоже перекашивается.

Тут, конечно, не стоит перебарщивать с особо мерзкими моментами, если вы пишите не для фекальных гурманов.

Зрение

-4

Точно так же мы работаем и с остальными чувствами. Дайте читателю увидеть самому, что происходит, а не услышать рассказ о том, что увидел герой.

Снова обратимся к примерам – они всегда нагляднее сухой теории.

1 Маша увидела страшную Зинку. Она ей никогда не нравилась с её вонючими волосами и нечищенными зубами.
2 Навстречу шла Зинка. Её волосы, похожие на застрявшие в сливе, облепили костлявое лицо с монобровью. Их будто вымазали маслом, но забыли пожарить. Зато Зинка жарила всё, и остатки этого всего оседали на её желтых зубах каёмкой налёта.

В первом примере мы не можем увидеть эту Зинку. Почему она страшная? И чем её волосы воняют? Маша их нюхала? Или это просто фигура речи? А что там с зубами? Их нечищенность выражается в запахе изо рта, или есть визуальные признаки?

Во втором тексте мы видим Зинку, можно сказать, живьём. Мы не передаём её образ исключительно через оценку Маши, а получаем чёткое изображение – именно то, что Маша видит.

Осязание

-5

Снова нам нужно дать читателю ощутить то, что ощущает герой, а не просто сказать, что ему было холодно или жарко.

Ну и два примера:

1 Котёнку было холодно из-за дождя, и он спрятался под навес. Дима сунул его под куртку, чтобы согреть, и понёс домой.
2 Котёнок сидел под навесом и дрожал. Он ставил мокрые лапки на ободранный хвост и распушал шерсть. Дима осторожно провёл по ней ладонью, на пальцах остались капли воды. Бедолага, ну иди сюда. Он расстегнул куртку и прижал котёнка к груди. Дрожь будто передалась во всё тело, но через несколько метров стала утихать. На подходе к дому малыш засопел, там его ждала уютная шапка, которую Дима давно не носил. Хорошая выйдет кровать.

Таким образом без прямых объяснений мы даём читателю возможность ещё больше погрузиться в события и, грубо говоря, на собственной шкуре прочувствовать то, что ощущает персонаж.

Обоняние

-6

Заставить читателя почувствовать запах, пожалуй, более сложная задача, чем предыдущие. Нужно обращаться к его опыту, поднимать воспоминания о том или ином аромате. Если на первых порах вам сложно лезть так глубоко, попробуйте хотя бы просто обозначать запахи в своих текстах, так они станут ярче и объёмнее. Потому что, если ваш мир ничем не пахнет, то что это за мир такой?

Всё же приведу два примера для сравнения, но сразу оговорюсь, что и первый тоже будет работать.

1 Кирилл прижался к Кате. От неё вкусно пахло земляникой.
2 Кирилл прижался к Кате. Вдохнул поглубже и зажмурился. Яркий, сладкий запах лесной земляники, будто у неё в волосах были тонкие травинки с нанизанными на них ягодами.

Слух

-7

Задействовать слух читателя можно различными способами: диалогами с соответствующими ремарками, упоминанием различных звуков (птиц, разбившегося стекла, будильника и так далее), звукоподражанием (как в прямой речи, так и в самом тексте: «Ах!»,«кап-кап-кап» и так далее)

Как и в ситуации с обонянием вполне будет работать и простое упоминание звуков. Здесь большой диапазон возможностей, так что используйте, какой нравится, но будьте осторожны со звукоподражанием в самом тексте – порой это может быть нелепым. И уж тем более не стоит налегать на этот приём, если только у вас не детский стишок.

По традиции, приведу примеры:

1 Они услышали громкий звук и убежали.
2 Позади грохнуло, будто кто-то взорвал петарду, и они быстренько смылись.

Эмоции

А вот во-вторых, мы разберём в следующей статье «Как передавать чувства героев».

Подписывайтесь на канал Из графомана в писателя, чтобы не пропустить.

-8

С помощью описанных приёмов мы не только удерживаем внимание читателя и делаем истории интересней, но и обогащаем сам текст, ведь способов сказать напрямую, что кто-то голоден или рад, куда меньше, чем продемонстрировать это. Наши тексты становятся более оригинальными, лучше передают авторский стиль, да и работа над такими текстами помогает его формировать.

А вы обычно рассказываете или показываете?

📚 Вам также может быть интересно:

Использование синонимов в современной литературе
Из графомана в писателя3 марта 2023
Wtfbooks at Taplink
-9