Найти тему
Открытая семинария

Христианство - Ислам: как поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович?

В предыдущих публикациях этого цикла мы говорили уже о том, как складывались отношения между Русью и Византией, пытавшейся либо подчинить себе славян во всем, либо сжить их со свету. С первой попытки императору Юстиниану Второму это не удалось сделать - не удалось даже навязать византийскую форму веры. Потом такие попытки будут многократно повторяться.

Перелом в отношениях между Византией и Русью случится только когда Русь во многом примет традиции Византии, а в ответ отдаст Крым - что и произошло после очередных двух русско-византийских вооруженных конфликтов в 1037 и 1043 гг.  В то же самое время Корсунь и часть Крыма, которая была во владении Руси, были переданы Византии - после утверждения митрополии в Киеве с византийским митрополитом и приходом первых "ласточек" греческой традиции - монахов, иконописцев и писцов, которые принялись переписывать русскую историю в пользу греческих иерархов. Тогда же началась искусственная путаница - греки пытались всячески "замять" тот факт, что Русь стояла долгое время во главе Великой Тартарии. На место моголов (русских богатырей) Тартарии они стали приписывать нам "монголо-татарское пленение", и вместе с прочими греческими ересями этот обман тоже прижился, и только теперь официальная наука начинает избавляться от этого дурмана.

Но только с приходом Софьи Палеолог греки смогли, наконец, почувствовать себя на Руси хозяевами. Тогда же у них затеплилась надежда поднять Русь на великий Крестовый поход против мусульман. Собственно, Софья и засылалась на Русь ватиканским кардиналом Виссарионом (который практически управлял РКЦ при нескольких Папах Римских) с главной целью: организацией Крестового похода против мусульман. Это было время Крестовых походов, которые Западная Европа в течении уже нескольких столетий осуществляла на исламский мир. Но Запад к этому времени выдохся и в бесплодные походы (из которых мало кто возвращался) никто идти не спешил. Пыл прошел. Надо было разжечь этот огонь ненависти на Руси.

Добавьте описание
Добавьте описание

Но вот беда - на Руси, как мы говорили, христианская и исламская традиция издревле шли бок о бок и тесно спаялись друг с другом - настолько, что это была фактически единая и главная религия Великой Тартарии, в широких границах которой (границах монотеистической традиции на просторах Тартарии) находилось место и более правым, и более левым взглядам. И люди не спешили друг друга сжигать, убивать за это. Такие они были тогда дикие и отсталые, что ужас. Чем объяснялась такая близость - непонятная и даже как будто чуждая современному человеку?

Христианство и Ислам

Христианство и Ислам вообще необычайно близки друг другу. Главными различиями, считающимися на сегодняшний день непреодолимыми, являются (1) богословские, выражающиеся в разном понимании природы Иисуса Христа, и (2) литургические, выражающиеся в разной форме богопоклонения.

-3

Что касается первого набора отличий (богословского), и в частности вопроса о природе Иисуса Христа - то мы уже говорили о том, что фактически все споры об этом вопросе являются нелегетимными, поскольку являют собой тщетную (и запрещенную Самим Богом!) попытку человека полностью объяснить, ухватить и выразить "формулу Бога". Через это человек как бы "дает имя Богу" - дает Богу философское определение, основанное на том понимании, на тех взглядах и философии, которые на данный момент царят в обществе.

Это попытка поставить человека над Богом - которая в Библии выражена многочисленными запретами, в том числе и в запрете "сотворить кумира" и "видеть наготу отца". Вспомните, мы говорили об этом, когда поднимали прежде этот вопрос. Вспомните библейского Хама, который призывал братьев поглядеть наготу отца их. Слава Богу, они отказались. (См. мои статьи "Первая заповедь" и Первая Заповедь на Руси: Историческая картинка.)

А вот греческие философы с разгону взялись за это неблагодарное дело - вычисления "формулы Бога". И тут полилась кровь рекой. Одни христиане ("христиане"?) убивали других. Помните, как говорил Арамис: "Я дерусь из-за некоторых различий в богословских мнениях..."

Добавьте описание
Добавьте описание

Так же поспешно, по моему мнению, и мусульмане "определились" с тем, кем является Иисус Христос - величайшим из пророков и тем, кто в конце веков идет судить мир и царствовать.

На огромных просторах Азии, где бурно распространялся Ислам, жили в основном политеисты, идолопоклонники, которых Ислам обращал в радикальный монотеизм - веру в Единого Бога, Аллаха (библейский Эллохим). На христиан религиозная миссия Ислама изначально не распространялась, поскольку христианство было монотеистической религией, как и Ислам: христиане исповедовали веру в Единого Бога.

Большинство христиан в ту пору (как и сегодня) были только смутно информированы о всех тех бесчисленных и непонятных им философских формулировках, которыми была уже отягчена вера греческих иерархов после бесконечных философских диспутов. Большинство христиан в ту пору (как, слава Богу, и сегодня) зато помнили и знали главное - то, что было явлено самим Иисусом Христом, а не сказано о Нем позднейшими философами: то, что Он является Спасителем мира и то, что Он грядет в конце времен, чтобы царствовать вовек. Вот эта вера была подменена и заменена философскими определениями Бога, которые сделались критерием ортодоксальности.

-5

Вера простого мусульманина и простого христианина не входила в противоречие или острое столкновение: и те и другие верили (надеюсь еще и верят), что Иисус Христос есть Тот, Кому в конце концев, в конце времен поклонятся все люди, все цар, все пророки, все ангелы небесные. Это было то, что говорил и Сам Иисус Христос, Который никогда не вдавался в спекулятивные рассуждения о Своей природе.

Греческая схоластика, однако, подразумевала именно рационалистическое рассмотрение природы Иисуса Христа. А мусульманская традиция, напротив, стремилась к упрощению - даже ценой понимания полноты значимости Первого пришествия Иисуса Христа и Его святой жертвы. Это упрощение было реакцией на греческие спекуляции - маятник качнулся в иную сторону. И если на уровне "обывателя" (какими и были большинство христиан и мусульман) между мусульманством и христианством, казалось, не было разногласий, то учителя и вожди соответствующих традиций эти различия находили и постепенно расширяли.

Но только с течением времени и с началом политических конфликтов это разделение и сопутствующий ему антоганизм распространятся на широкие массы народа. И, к сожалению, похоже, что инициатива по углублению антоганизма между двумя традициями принадлежала ватикано-византийскому христианству.

-6

Конечно, совершенно понятно и оправдано стремление христианских лидеров к тому, чтобы подвиг Иисуса Христа и Его Божественная природа не утрачивали своего веса и святости (как это произошло, к сожалению, в мусульманской традиции). Но это еще не вызывало конфликта - по крайней мере открытого.

Это были вопросы богословия, которые, как все уже привыкли, могли обсуждаться с переменным успехом на протяжении столетий. Гораздо большим фактором разделения, как показывает жизнь, является фактор вроде как внешний - культурные и литургические проявления той или иной традиции. Вот тут уже простые, самые простые христиане и мусульмане могут прийти к отчуждению друг от друга. Но этого отчуждения не было долгое время, а потому христиане и мусульмане не просто жили в мире друг с другом, но и взаимно обогащали друг друга.

Рабочий день инквизиторов никогда не кончался
Рабочий день инквизиторов никогда не кончался

Если бы у меня, к примеру, был выбор жить в Средневековом западно-европейском мире, или в том же Средневековье, но в мире Исламском, я, хоть и христианин, выбрал бы скорее всего мир исламский. Почему? Не только из практических удобств, таких как развитая культура, чистота, грамотность, мир - которые царили тогда в мусульманском мире. Но хотя бы потому, что меня, как христианина, не сожгли бы в мусульманских странах.

А вот в Багдаде, как говорится, было все спокойно...
А вот в Багдаде, как говорится, было все спокойно...

Я бы лишь платил небольшой налог (совсем мелочь) и мог бы свободно исповедовать свою христианскую веру, писать свои книжонки, думать и выражаться самостоятельно и даже занимать важные государственные посты. Но вот если бы я жил в то же самое время в Западной Европе, то меня бы почти наверняка сожгла Папская инквизиция. Ну а если бы и не сожгла, то уровень жизни все равно был бы значительно ниже, а зубов у меня было бы значительно меньше, живи я в Европе. Но это уже личные предпочтения и немного юмора, конечно.

Так вот, это мирное сосуществование Христианства и Ислама было впервые серьезно нарушено (вплоть до военных действий) когда Византия начала использовать реалистичную иконопись для оформления христианских храмов. К сожалению, именно это послужило сигналом к череде самых затяжных, на многие столетия, и кровопролитных войн в истории человечества. Но история эта все равно удивительно интересна - настолько, что Бог решил вписать ее в Свою великую Книгу Истории. И мы поговорим с вами в последующей публикации о том, как сотни миллионов людей, верующих во Единого Бога, вдруг разделились на враждующие лагеря. Если история нас чему-то учит - то будем учиться. Будем учиться, как не повторить трагедию, но даже прийти к миру между христианством и мусульманством. Потому что согласно пророчествам о ближайшем будущем России мусульмане сделаются горячими сторонниками Бога, Царя и Отечества. Так, что даже постыдят своей ревностью многих хладнокровных, формальных христиан. Продолжение следует.