Найти тему

Что надо знать обучая взрослых людей

Оглавление

А вы знали, что детей и взрослых обучают по-разному?

У меня есть один знакомый старичок, который любит поворчать: «Пусть меня все слушают, я же старше! Буду учить всех уму разуму как правильно жить надо». Как вы думаете на него реагируют? По-всякому, но точно не садятся вокруг него кружочком и не внимают каждому ему слову. Почему же так?

фото из интернета
фото из интернета

Дело в том, что взрослые люди уже не так восприимчивы к новым знаниям. Некоторые даже искренне считают, что после 30, 40 а уж тем более после 50 лет люди не учатся. Ну или им это дается крайне тяжело. Хотя лично я не согласна с этим утверждением, так как моя осознанная учеба началась именно в 30 лет. Тем не менее давайте разбираться откуда растут ноги и почему люди так думают.

Начнем с того, что есть две науки педагогика и андрагогика

Педагогика — наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте.
Андрагогика — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.

Я буду конечно честной и скажу, что одно появилось из другого. Но как ни крути обе науки используют в себе особенности мышления человека в разном возрасте. Что я имею в виду? Да то что 3-летний ребенок и 30-летний взрослый думают абсолютно по-разному, а следовательно, и информацию они будут усваивать по-разному, поэтому методики ее подачи тоже должны различаться.

Давайте представим детский сад. Воспитатель деткам говорит: «А давайте мы будем…» Дальше в принципе не важно, что будет сказано: клеить, резать, прыгать или еще что-то. Большинство детей с радостью побегут это делать. Я думаю, многие были на детских утренниках и видели это своими глазами.

фото из интернета
фото из интернета

А теперь представьте я эту же фразу произнесу в кругу взрослых. В лучшем случае на меня криво посмотрят. Какая первая мысль у вас будет когда вам предложат, например, попрыгать? «А зачем я это буду делать?» И вот то, как донести взрослым это «зачем» и есть целая наука.

Сознание детей устроено поглощать информацию, сознание взрослых ее отсекать.

Что надо знать обучая взрослых людей?

1. Взрослые люди обучаются через призму своего опыта. Мозг сканирует полученную информацию с тем, что человек уже знает. Если нашлось что-то похожее он выстраивает между ними нейронную связь и информация запоминается. Если нет, то она будет храниться отдельно и либо встроится в какой-то опыт, либо сотрется и забудется

2. Информация усваивается «пластами». Это вытекает из прошлого пункта и здесь взрослые мало отличаются от детей. Яркий тому пример русский и математика, которую дети изучают в школе 11 лет. А каждый взрослый может вспомнить, как вдруг неожиданно до него «дошла» та или иная мысль. Вы ее могли слышать 100 раз, но она у вас не могла никуда встроиться. Прошло время, вы получили новые знания, опыт и хоп – пришло осознание.

3. Человек усваивает 17% от полученной информации. Эту цифру я услышала на конференции которую ежегодно проводит магистерская программа НИУ ВШЭ «Психология в бизнесе» совместно с Ассоциацией бизнес психологов. В 2017 году я слышала цифру 30% и она развивала во мне комплекс не полноценности, так как я, как тренер, ее явно не выдавала. 17-20% по моему опыту действительно имеет место быть. Надеюсь, из первых двух пунктов вы поняли почему такие цифры?

4. Человек должен понять ЗАЧЕМ ему та информация, которую вы даете. Я молчу про обучения, на которые люди пришли добровольно-принудительно. Но даже те, которые пришли к вам за свои деньги должны осознать как та информация, которую вы даете ему поможет. Цикл Колба вам в помощь.

5. Практика. Те самые 17% невозможно добиться зачитыванием лекции. Важно дать людям руками попробовать сделать то, чему он пришел обучаться. При этом важно чтобы участники получали не только позитивный опыт, но и негативный. Расскажу вам про это в одном из следующих постов.

фото с тренинга по командообразованию
фото с тренинга по командообразованию

6. Групповая динамика. Мы социальные животные, и зависим от окружения. Поэтому тренер работает как с группой в целом, так и с каждым участником в частности. Потому что если один устроит саботаж, то к нему могут подтянуться и остальные. Плюс вы должны учитывать на какой эмоциональной волне должна находиться группа. Сложно будет донести информацию когда участники переполнены эмоциями и наоборот оживленная дискуссия явно обречена, если участники ушли в нирвану.

7. Смена активностей каждые 20–30 минут. Тоже очень важный пункт. Человеку сложно делать одно и тоже слишком долго. Мозг просто перестает воспринимать информацию. Поэтому не записывайте долгие видео-уроки. А в живом тренинге на этапе сценария продумывайте эти моменты. Даже если участниками нужно выполнить долгое однотипно упражнение, можно примерно через 20 минут их собрать, обсудить что происходит и отпустить дальше работать.

Со временем тренер учится именно чувствовать группу и это позволяет реализовывать эти моменты на автомате, даже не задумываясь.

Ставьте лайк и подписывайтесь на меня, если это было полезно. Это поможет большему количеству людей увидеть мои статьи. И да, я буду рада, если комментариях вы напишете, какие темы интересны, чтобы я осветила это в следующих статьях