Найти тему

История резьбы по кости в Китае

Как торговля с Европой повлияла на резьбу по кости в Китае? Когда в Китае был расцвет этого искусства? Что там происходит с резьбой сейчас?

История резьбы по слоновой кости в Китае составляет более 2000 лет. Это искусство зародилась во времена династии Шан с резьбы по костям животных. Чаще всего использовались бедренные кости свиней, быков, оленей, включая рога.

Церемониальный кубок из бедренной кости животного, инкрустированный бирюзой, ок. XII в. до н.э., династия Шан,  Аньян, провинция Хэнань, Китай; Институт археологии в Пекине. Высота 30,5 см.
Церемониальный кубок из бедренной кости животного, инкрустированный бирюзой, ок. XII в. до н.э., династия Шан, Аньян, провинция Хэнань, Китай; Институт археологии в Пекине. Высота 30,5 см.

Во времена династии Шан (16-11 вв. до н.э.) большая часть резьбы состояла из утилитарных предметов довольно простых форм: бус, подвесок, крючков для одежды, шпилек, наконечников стрел и т.п. Украшения, как правило, были простыми, с прорезным орнаментом, простой росписью деталей и инкрустацией их бирюзой, ракушками и мелкими камнями. Было найдено множество заколок для волос в форме голов животных и птиц.

Навыки резьбы, освоенные во времена династии Шан, перешли, как и многие художественные начинания в Китае, к преемственной династии Чжоу (11-3 в. до н. э). К тому времени резьба по кости стала гораздо более искусной. Были изобретены новые методы полировки, с появлением примитивного токарного станка стали изготавливаться круглые предметы, резьба усложнилась, что привело к разделению труда. Масштаб производства стал больее коммерческим, поскольку спрос на продукцию сильно вырос. Большая часть продукции напоминала современные им изделия из бронзы и других материалов, резьба по кости еще не выделилась в отдельный вид декоративно-прикладного искусства.

Резьба по кости династии Чжоу
Резьба по кости династии Чжоу

Резные изделия из кости были аналогичны формам из нефрита, дерева и других материалов. Стили часто были удивительно похожи, если не идентичны.

Хотя роспись керамики была очень популярна, до сих пор найдено очень мало примеров расписной кости.

Навершие для буддийского посоха, высота 8,9 см, нач. 15в. Тибетский буддизм практиковался при китайском дворе на протяжении пятнадцатого века. Этот навершие должно было увенчать длинный посох, используемый в буддийских ритуалах для изгнания демонов, символизирующих препятствия, которые необходимо преодолеть, чтобы достичь просветления. На этом орудии изображены переполненная ваза (индийский символ изобилия) и три головы (одна живая человеческая, одна разлагающаяся и череп), которые олицетворяют неизбежность перемен и смерти.
Навершие для буддийского посоха, высота 8,9 см, нач. 15в. Тибетский буддизм практиковался при китайском дворе на протяжении пятнадцатого века. Этот навершие должно было увенчать длинный посох, используемый в буддийских ритуалах для изгнания демонов, символизирующих препятствия, которые необходимо преодолеть, чтобы достичь просветления. На этом орудии изображены переполненная ваза (индийский символ изобилия) и три головы (одна живая человеческая, одна разлагающаяся и череп), которые олицетворяют неизбежность перемен и смерти.

Шоусин, бог бессмертия, высота 21 см
Китай, 16 век
Шоусин, бог бессмертия, высота 21 см Китай, 16 век

Диск с драконами, высота 25,7 см, Китай, 14 — начало 15 века
Диск с драконами, высота 25,7 см, Китай, 14 — начало 15 века
Будда Шакьямуни с сопровождающими его бодхисаттвами, высота 23,5 см, Китай, 12–14 века.Эта необычная группа является редким примером буддийской скульптуры, сделанной в Китае с использованием кости мамонта, а не слоновой кости. Мотив, основанный на тексте, известном как Сутра цветочной гирлянды, изображает основателя буддизма Шакьямуни, сидящего на мифическом животном, известном как цилинь, в сопровождении бодхисаттв Самантабхадры (китайский: Пусянь) на слоне и Манджушри (китайский: Вэньшу) на льве, символизирующих добродетельную практику и мудрость.
Будда Шакьямуни с сопровождающими его бодхисаттвами, высота 23,5 см, Китай, 12–14 века.Эта необычная группа является редким примером буддийской скульптуры, сделанной в Китае с использованием кости мамонта, а не слоновой кости. Мотив, основанный на тексте, известном как Сутра цветочной гирлянды, изображает основателя буддизма Шакьямуни, сидящего на мифическом животном, известном как цилинь, в сопровождении бодхисаттв Самантабхадры (китайский: Пусянь) на слоне и Манджушри (китайский: Вэньшу) на льве, символизирующих добродетельную практику и мудрость.

Вплоть до династии Мин (14-17 вв.) найдено очень мало образцов резной кости, хотя о ней существует много упоминаний в документах той эпохи.

В этот период Китай вступил в эпоху своего величайшего экономического подъема с быстрым ростом торговли, сильным правительством. В это время в два раза увеличилось население Китая, Искусство достигло небывалого расцвета. Слоновая кость эпохи Мин по большей части представляла собой небольшие изделия: изящно вырезанные статуэтки, печати, подставки для кистей, подносы, коробки, заколки для волос, подвески, горшки для кистей. Качество резьбы было тонкое, простое, склоняющееся более к утонченной элегантности.

Во времена династии Цин (17-20 вв.) развитие резьбы по кости было обусловлено сильным внешним влиянием европейской культуры, установились прочные культурные и торговые связи с Западом. Китайские мастера перенимали стилистическое направление произведений европейских мастеров, обучаясь у них новым технологиям и изобразительным средствам.

К концу 18 века техника резьбы по кости достигла в Китае наивысшего расцвета. Зачастую резьба украшалась настолько ажурным орнаментом, вырезанным вручную с такой тонкостью, что он казался невесомым.

Корзина, Китай, династия Цин, ок. 1725-1800, резная кость, Королевский музей Онтарио
Корзина, Китай, династия Цин, ок. 1725-1800, резная кость, Королевский музей Онтарио
Корзина, Гуаньчжоу, Китай, 1800-1815 гг. н.э., резная кость, Музей Пибоди Эссекс, Салем, Массачусетс
Корзина, Гуаньчжоу, Китай, 1800-1815 гг. н.э., резная кость, Музей Пибоди Эссекс, Салем, Массачусетс
Табакерка с буддийскими фигурками, высота 7,3 см
Китай, 18 век
Табакерка с буддийскими фигурками, высота 7,3 см Китай, 18 век
Табакерка с буддийскими фигурками, оборотная сторона, 
Китай, 18 век
Табакерка с буддийскими фигурками, оборотная сторона, Китай, 18 век

Покупатели на Западе были поражены высочайшим качеством работ и скупали их оптом: от швейных наборов до визитниц, пуговиц, шахматных наборов, искусно инкрустированных шкатулок и мебели, футляров для визитных карточек, вееров, головоломок, кукольных головок, а также заготовок из слоновой кости для рисования миниатюр или небольших портретов.

Ко второй половине 19-го века резчики значительно расширили ассортимент и стилистику изделий, зачастую изготовленных для европейского рынка как в традиционном китайском стиле, так и адаптированных к вкусам европейцев.

Табличка с драконом, фазаном, перепелом и другими птицами среди бамбука и цветущей сливы
Китай, 15,6х54х2,2 см, конец 19 века
Табличка с драконом, фазаном, перепелом и другими птицами среди бамбука и цветущей сливы Китай, 15,6х54х2,2 см, конец 19 века
Фрагмент
Фрагмент
Веер (изготовлен на экспорт), 18,4 х 33 см, 1-я половина 19в.
Веер (изготовлен на экспорт), 18,4 х 33 см, 1-я половина 19в.
Диаметр шара 11,7 см.Этот образец точеных шаров из слоновой кости 19 века был изготовлен для европейского рынка. Он состоит из 18 шаров, все они подвижны. Такой высокодекоративный предмет не был значимым образцом в китайском интерьере, хотя китайские писатели упоминают о них, называя их «чертовыми сферами».
Диаметр шара 11,7 см.Этот образец точеных шаров из слоновой кости 19 века был изготовлен для европейского рынка. Он состоит из 18 шаров, все они подвижны. Такой высокодекоративный предмет не был значимым образцом в китайском интерьере, хотя китайские писатели упоминают о них, называя их «чертовыми сферами».
Архат, высота 32,7 см, Китай, 18 век
Архат, высота 32,7 см, Китай, 18 век
Настольная рельефная ширма с собранием ученых мужей. Высота 28,3 см, 18 век
Настольная рельефная ширма с собранием ученых мужей. Высота 28,3 см, 18 век

В настоящее время резьба по кости в Китае признана национальным достоянием. Это искусство по-прежнему популярно несмотря на запрет торговли слоновой костью в стране с 2017 года. С 2016 года были закрыты 50% магазинов и предприятий по обработке кости. Безусловно, это подрывает внутренний рынок кости в стране. Наряду с США, Китай являлся крупнейшим экспортером этого материала. В настоящий момент основной экспорт добываемого в России ископаемого бивня мамонта приходится на Китай.

©Артюхова Татьяна

Статья написана по материалам Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк; музей Виктории и Альберта, Лондон.

Мы профессиональные резчики со стажем резьбы около 20 лет, приглашаем вас посмотреть видео из нашей мастерской о том, как мы вырезаем современную скульптуру из бивня мамонта!

Наши новые актуальные работы вы сможете видеть первыми на канале Telegram:

Артюховы Даниил и Татьяна